ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ. ПРИЕМЫ ФОРМАЛЬНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ. ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЕ
Формирование визуальной структуры возможно осуществить с помощью пропорций, геометрического подобия, цвета, ритма и др. Приемы стилизации, к которым относится перенос характерных структурных признаков морфологии с одних изделий на другие, весьма типичны для унифицированных рядов (комплексов) изделий и их совокупностей. Такой перенос осуществляется чаще всего методом пропорционирования. Выделяются такие типы членения визуальной структуры, как тождество и подобие пропорциональных отношений. Пропорционирование. Подобие пропорциональных отношений. Организация изделия с помощью пропорционирования, его целостность достигаются через закономерные соотношения различных величин элементов изделия между собой и с целым. Известно, что сочетание различных геометрически подобных величин дает различные виды пропорциональных отношений, которые записываются в виде арифметических и геометрических пропорций. Сущность геометрического подобия, (графической схемы) состоит в построении системы параллельных и перпендикулярных прямых, являющихся гипотенузами прямоугольных треугольников, которые вписываются в ортогональные проекции изделия. Два приема пропорционирования - через систему прямых. Если к какому-то элементу необходимо пристроить другой, который в смысле соразмерности находится в подчинении к первому элементу — используется прием соподчинения. Если какой-либо элемент необходимо расчленить на более мелкие соразмерные друг другу и к целому элементу — используется прием расчленения (целое повторяется в части). Динамический ряд прямоугольников. Система динамических прямоугольников является разновидностью геометрического подобия. Пропорционирование изделий или их элементов осуществляется здесь путем вписывания их проекций в систему прямоугольников или их определенные сочетания. Прямоугольники могут члениться на элементы, повторяющие строение целого. Смысл использования динамических прямоугольников в дизайне унифицированных изделий — это возможность визуально установить взаимосвязь отдельных общих для всего ряда унифицированных элементов (или изделий в целом) за счет наглядно выраженного их геометрического подобия. Пропорция «золотого сечения». Члены ряда «золотого сечения» образуют ряд иррациональных чисел, где числа, величина которых более «4», приближаются к целым числам (1; 1,618; 2,618; 4,236; 6,854; 11,09;... 76,01 и т.д.) (рис. 2.26). Этим рядом, преобразованным в ряд целых чисел (ряд Фибоначчи), можно пользоваться на практике. Формирование визуальной структуры унифицированных и агрегатированных изделий и их совокупностей возможно осуществлять с помощью «шкалы золотого сечения». Формируя визуальную структуру унифицированного изделия с помощью «шкалы золотого сечения» необходимо пользоваться ограниченным числом делений, ввиду того, что пропорционируются в первую очередь основные унифицированные формообразующие элементы, определяющие основные членения общей формы изделия, сочетание которых и фиксируется при восприятии его визуальной структуры. Приемы формальной визуальной организация. Целям формирования визуальной структуры унифицированных и агрегатированных изделий и их совокупностей служат также специфические приемы формальной визуальной организации. Такие приемы строятся на использовании отдельных геометрических признаков, элементов и систем. Признаками визуальной формы могут быть активная горизонталь, вертикаль, наклон, округление углов, наличие в форме определенных геометрических фигур или тел и т.д. К элементам относятся конфигурации, формообразующие плоскости, линии, точки и т.д. Повторение в элементах какого-либо признака способствует организации внешней формы изделия (в активном выявлении горизонтальных или вертикальных членений формы, использовании идентичных по характеру скруглений граней или ребер). Организующим визуальную форму элементом могут быть и формообразующие линии — зрительные оси, связывающие мелкие элементы на поверхности, например, органы управления и индикации, крышки, лючки, проемы и т.п. или же группы элементов в пространстве. Положение наиболее активных элементов, как правило, общих унифицированных элементов или элементов, непосредственно контактирующих с человеком-оператором, требуют их фиксации с другими, второстепенными элементами в горизонтальном и вертикальном положении.
|