КОМБИНАТОРИКА – ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТАЯЗЫК УНИФИКАЦИИ. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА УНИФИКАЦИИ
Унификация - есть язык передачи информации. Основная форма передачи информации является слово. В нашем случае речь идет о том, что она (унификация) предстает не как метод, а как язык. Аналогия унификации с нашим обыденным языком, с точки зрения его принципиального строения. Разница в том, что если обыденный язык описывает и выражает предметный мир с помощью слов, то унификация сама есть предметный язык. В качестве алфавита здесь выступают отдельные элементы (детали, узлы, агрегаты и т.п.), а из них выстраиваются по определенным правилам своеобразные высказывания — «слова», «фразы» и «сочинения». Основными структурными характеристиками языка являются: - алфавит и грамматика; - смысловое значение (содержание) знаков; - и интерпретируемость. Под алфавитом мы понимаем закрытую знаковую систему, где набор возможных знаков задан заранее и остается навсегда неизменным (наш язык содержит алфавит в количестве более тридцати букв). Язык унификации наоборот, он строится на предметных образованиях различных типов, морфологическая структура которых характеризуется иерархией элементов (от простых к более сложным). Поэтому, сам алфавит приходится формировать каждый раз заново в зависимости от типа получаемого высказывания. Высказывания же сводятся, в принципе, всего лишь к трем основным типам, каждому из которых соответственно определяются правила выбора алфавита и оперирования им. Первый тип. Этот тип высказываний можно условно отнести к высказываниям (при помощи алфавита морфем): типоразмерным и размерно-подобным рядам или типоразмерным конструкторам. Второй тип. Этот тип высказываний можно условно отнести к конструктивно-унифицированным рядам или базово-модификационным конструкторам. Третий тип. Этот тип высказываний можно условно отнести к агрегатному конструктору или конструктору-комбинатору. Смысловое значение языка унификации заключается в его знаках-элементах алфавита и получаемых из них выражений (абстрактная живопись — здесь легко прослеживается и алфавит, и грамматика, содержательная часть - вызывает трудности. В предметной живописи, наоборот). Интерпретируемость смыслового содержания знаков алфавита (семантика), связанна с выражением их значений путем содержательного истолкования (другая форма выражения алфавита и интерпретирование его путем кодирования при помощи других знаков, в виде азбуки Морзе. Аналогичным образом был интерпретирован обыденный язык (точнее его алфавит) для передачи сообщений в морском деле с помощью так называемого морского семафора). С интерпретируемостью тесно связано явление иерархии языков, выражаемое в том, что один язык становится объектом рассмотрения другого. Этот другой язык тем самым иерархически становится выше первого и в науке определяется как метаязык (слова «стул», «стол», «шкаф» и т.п. относятся к словам более низкого уровня, чем слово «мебель»). Знаковая система имеет право называться языком, если она может быть интерпретируема на другом языке: - музыкальные произведения интерпретируются - нотными знаками; - книги, оформление которых часто сопровождается графическими иллюстрациями; -театрализованные представления, где используются дополнительные средства выразительности: музыка, интонации, жесты, голоса и, что может быть особенно важно, образы, создаваемые актерами.
|