НОСИТЕЛИ, СРЕДСТВА И ФУНКЦИИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ. КОНЦЕПЦИЯ, ПРОГРАММА И СЦЕНАРИЙ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Стиль как художественная закономерность находит выражение в различных элементах структуры художественного произведения. Выражая закономерности стиля, элементы структуры становятся его носителями. Что происходит с элементом художественной структуры, когда он становится носителем стиля? Он подчиняется художественной закономерности, свойственной данному стилю, и тем самым приобретает стилевую окраску, или, лучше, стилевую характерность. Это определение носителя стиля художественного произведения вполне может быть применено к носителю стиля произведения системного дизайна. Анализ предметно-функциональной структуры фирмы (промышленного предприятия) позволяет отнести к носителям фирменного стиля все предметы и процессы, связанные с человеком, все то, через что он выражает себя в ходе производства. Ведь стиль — это человек, а стиль фирмы — это человек, представляющий фирму. Конечно, разница в таких человеческих «предъявлениях» через разные стиленосители существенна. Так, продукция и рекламно-сопроводительная документация, представляющие собой итог деятельности фирмы, наиболее весомы и динамичны, а потому и стилистически значимы. Стилевое единство элементов - носителей стиля (каждого в отдельности и всех в совокупности) достигается соответствующим применением системы известных композиционно-структурных и морфологических средств. К ним относятся: план, пространство, объем, (плоскость, линия, знак, цвет, свет, звук, движение). Каждый носитель организуется одним или несколькими композиционными средствами. Достигнутое с помощью стиленосителей и композиционных средств стилевое единство гарантирует органичность, информативность, узнаваемость, запоминаемость, качественный стереотип, репрезентативность, престижность, образность. Опосредующими при выработке концепции (и определяемой ею программы) конкретного фирменного стиля являются географо-климатические, производственно-экономические, культурно-исторические факторы функционирования фирмы, а также содержание и цель ее деятельности. Содержанием деятельности (в общем виде) является производство промышленной продукции определенного ассортимента, а целью — удовлетворение растущих потребностей людей в конкретных изделиях и — шире—в повышении их благосостояния. Концепция является смысловым ядром дизайн-программы — основного средства осуществления деятельности по формированию фирменного стиля. Собственно содержание программы воплощается в ее концептуальном, культурно-эстетическом аспекте, раскрывающем смысл выдвинутой задачи — создание фирменного стиля. Форма программы проявляется в ее организационно-целевом, обусловливающем способы достижения поставленной цели. Для этого отбираются соответствующие средства, устанавливаются необходимые принципы и определяются задачи управления работой по созданию фирменного стиля. В этой методической дизайн-программе предусматривается подготовка и объектных дизайн-программ, обусловливающих различные стороны деятельности фирмы (производственную, бытовую, культурную, спортивную и пр.). На основании методической программы составляется методический сценарий процесса формирования фирменного стиля. В нем намечаются порядок, способы, средства, характер приложения стилеобразующих средств к элементам-стиленосителям и метод включения последних в основные функциональные зоны производственного объединения. В сценариях объектного типа на основе объектных программ производственного и бытового процессов, культурных и воспитательных мероприятий, спортивных праздников и т. п. предлагаются порядок и процедуры их конкретного осуществления.
|