ДИЗАЙН ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия фирменного стиля, следует остановиться па сущности и значении категории стиля вообще. Под стилем (в общем смысле) понимается исторически сложившаяся, социально-производственно и культурно-психологически обусловленная, относительно устойчивая закономерная знаковая система, язык содержательных форм. Стиль — одно из ведущих понятий искусствознания, социальной психологии, искусственного материально-предметного и идеально-духовного мира, необходимый критерий материально-художественного творчества. В подобном толковании понятие стиля может быть отнесено, с одной стороны, к созидательной деятельности, творчеству, с другой — к результату творческого акта — произведению (в широком его понимании). Стилевое единство априорно присуще творчеству одного автора и сознательно закладывается, формируется и сохраняется в творчестве авторских единств — групп, течений, школ, направлений. Общность стиля объективно характеризует продукты творчества, относящиеся к одному пространственно-временному континууму (причем такое единство возникает как бы «само собой», вне усилий и желаний людей-созидателей, хотя и, несомненно, при их участии). Стилевая однородность продукта материального и духовного производства — существенное и необходимое условие полноты и плодотворности освоения предметного мира, созданного по законам диалектического единства разума и красоты. Стилевое единство служит предпосылкой целостного восприятия как неотъемлемого фактора результативной деятельности людей. Это единство представляет собой специфическую типологическую категорию, позволяющую особым образом классифицировать предметы и явления. Будучи своеобразным индикатором меры согласованности разных сфер и аспектов жизни людей, всеобщей художественной категорией, стиль социально и культурно детерминирован, что обусловливает качественное различие его содержательных характеристик и функций при различном общественном строе. При этом налицо и относительная самостоятельность стилеобразования как всякой художественно-творческой деятельности вообще. Стиль — это «динамическая информационная структура, ценностно-ориентированная и ориентирующая, которая становится социально-ценностным символом, выражающим меру практического освоения бытия в той или иной сфере человеческой деятельности, а следовательно, является необходимым средством ее самосознания, самоутверждения и оптимизации. Отсюда несомненна объективная, осознанная необходимость осуществлять целенаправленное стилеобразование предметного мира и происходящих в нем процессов. Существование всеобщей категории стиля не препятствует существованию «частных» стилей — различного уровня и масштаба. Общеизвестны глобальные художественные стили — античный, романский, готический, романтический, классицистический и др. Таков и специфический «фирменный стиль», характер и масштаб которого определяются самим понятием «фирма». Это условное наименование предприятия определенного типа (трест, промышленное объединение, торговое общество) и рода деятельности, а также само это предприятие как материальная система и связи в ней. Фирменный стиль — это технико-эстетическое единство предметных систем, среды, функциональных связей и процессов одной фирмы (предприятия), которое и обеспечивает единство ее облика, характера, «почерка». Общеизвестный аналог — характерный, узнаваемый почерк творческого объединения — той или иной художественной мастерской либо киностудии. Фирменный стиль как обеспечивающий визуальное единство предметных и знаковых элементов предприятия оказался одним из исторически первых объектов системного дизайна. Известный зарубежный образец фирменного стиля, ставшего классическим благодаря полноте, содержательности и качеству — стиль фирмы «Оливетти», производящей пишущие и счетные машины. Среди отечественных разработок наиболее известен разработанный ВНИИТЭ и его филиалами фирменный стиль Всесоюзного научно-производственного объединения «Союзэлектроприбор. Она охватывает всю систему элементов от концепции до рекламно-сопроводительной документации и упаковки продукции. Фирменный стиль является художественно-образной трактовкой «лица» фирмы, а через него уже ее сущности. Особенно важным фирменный стиль оказывается для продукции предприятия, ибо, в отличие от поверхностного стайлинга (тоже направленного па разработку «стиля»), он позволяет «закодировать» высококачественное содержание, внутреннюю систему ценностей производства.
|