КАЗАНСКАЯ ШКОЛА ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Аспекты изучения языка. Понятие системности и знаковости языка в трудах ученых Казанской школы Казанская лингвистическая школа, основателем которой был И. А. Бодуэн де Куртене, характеризуется пристальным интересом к психической стороне деятельности языка и к фонетическому его аспекту. Ее представители Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К- Булич, А. И. Александров, Л. В. Щерба, Б. Я. Владимирцев, П. В. Ернштедт, Б. А. Ларин, А. П. Баранников, В. В. Радлов и многие другие. Язык – слышимый рез-т приводимых действий мускулов и нервов; комплекс членораздельных звуков и созвучий, соединенных в одно целое путем известного народа. Он отказался от чрезмерного индивидуального психологизма младограмматиков, подчеркивал соц.природу языка. Язык – психологическая сущность, коллективно-индивид.явление. Филос.основа учения – диалектический материализм, признающий первичность материи и объективность ее сущ-ия. Понятие о речевой деятельности, языке и речи в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Язык- это комплекс известных составных частей и категорий, существующий только в собрании всех индивид.оттенков. Язык – это беспрерывно повторяющийся процесс, основанный на общительном характере чел., его потребности воплощать свои мысли и сообщать их себе подобным. Он различает речь человка вообще от отдельных языков, наречий, о тиндивид.речи отдельного чел. Индивидуальный язык – одна из функций чел.организма (как и Гумбольдт: функциональная реальность=деятельность, которая предполагает активное функционирование языка). Так, усвоение языка – активная творческая деят. Язык и речь представляют взаимопроникающее единство и обусловливают реальность др.др. Однако, язык – общее средство выражения человеческой мысли, а речь – отдельная только часть. Язык – это национ.явление, а речь – индивидуальна. Однако позже Бодуэн писал, что вовсе нет никакого национ.языка, а существуют только индивидуальные языки. А язык национальный (называл еще племенной язык) – это обобщающие отвлеченные конструкции, созданные из ряда реально существующих индивидуальных языков. Индивидуальная речь – конкретное проявление языка, которое может быть исследовано непосредственно, чем на такой абстракции, как язык племенной. Индивидуум может развивать индивид.речь и вообще духовно развиваться только в обществе – так, Бодуэн указывает на соц.природу индивидуальных речевых актов. Средний язык – проекция племенного яз.на индивид. языковое сознание
|