Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление теории языка в трудах В. Гумбольдта. Развитие идей ученого в современной лингвистике





Становление теории языка в трудах В. Гумбольдта. Развитие идей ученого в современной лингвистике.

Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве “духа народа” и его языка.

Пытаясь объяснить сущность языка, В.Гумбольдт даёт несколько определений языка и постоянно апеллирует к “духу народа”, под которым он понимает комплекс интеллектуальных ценностей и всю совокупность культуры народа, его духовное своеобразие. “Язык, - говорит он, - представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить артикулированный звук в выражение мысли”. Понять сущность языка можно только в том случае, если рассматривать язык в тесной связи с формированием “духа народа”, поскольку “язык в своих взаимозависимых связях есть создание национального языкового сознания”. “Дух народа” и язык настолько взаимосвязаны, что если существует одно, другое можно вывести из него. Эта связь нашла своё выражение в знаменитой формуле Гумбольдта: ” Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”.

Гумбольдт относит язык к числу тех явлений, которые отражают характер народа. Вместе с тем духовные особенности народов определяют национальное своеобразие языков. Идеалистический подход Гумбольдта заключается в том, что национальные особенности языка он рассматривает не как результат исторического процесса формирования данного языка в тесной связи с общими условиями существования и развития говорящего на этом языке народа, а как проявление некого духовного начала, недоступной нашему пониманию абсолютной идеи. Признав ”дух народа” в качестве причины языкового разнообразия Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа. Психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература, т.е. всё, что входит в понятие “ дух народа”. Язык является своеобразным “промежуточным миром”, находящимся между народом и окружающим его объективным миром. Таким образом, язык у Гумбольдта выступает как деятельность, преобразующая внешний мир в собственность духа.

Гумбольдт теоретически обосновывает новое и чрезвычайно важное положение о том, что формой существования языка является его развитие. “Язык есть не продукт деятельности, а деятельность”. Понимая язык как деятельность, Гумбольдт подчёркивает не только динамизм языка, но и его активность. Активность языка проявляется в воздействии его как социального явления на индивидуума: чем индивидуум сознательнее пользуется языком, тем сильнее воздействует язык на его мышление.

Одним из первых в истории мирового языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. В работе “О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития” он определил основную задачу языкознания как изучение каждого известного языка в его внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется всегда через отношение его составляющих. Гумбольдт приходит к выводу, что “в языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого”.

Гумбольдт создал также знаковую теорию языка. В труде “О сравнительном изучении языков…” он отмечал, что язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия, но нельзя себе представить, чтобы создание языка началось с обозначения словами предметов внешнего мира. Для того чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облачено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякое единство – единство звука и понятия.

Гумбольдт различает язык и речь. Он, рассматривая живые языки, приходит к выводу, что все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык, и выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивидуума.

Гумбольдт затронул большой комплекс вопросов, связанных с проблемами сущности языка и его функционирования, но центральной в его лингвистической теории стала проблема внутренней формы языка. Язык состоит из множества элементов: слов, правил, аналогий, всякого рода исключений и т.п. Основой, которая позволяет соединить эти разрозненные части в единое целое, Гумбольдт считает форму языка. Определяя язык как средство познания и выражения “духа народа”, он указывает, что “форму языка составляет нечто постоянное и единообразное в деятельности духа, что возвышает артикулированный звук до выражения мысли”.

При построении своей концепции языка Гумбольдт воспринял основные теоретические положения немецких философов и унаследовал достижения языковедов предшествующего периода.

Утверждение Гумбольдта о тождестве языка и “духа народа” является, по мнению Потебни, “следствием каких-нибудь недоразумений”. Критикуя метафизическую точку зрения Гумбольдта, Потебня соглашается, что дух без языка невозможен, но придаёт слову “дух” иное толкование: “Принявши… дух в смысле сознательной умственной деятельности, предполагающей понятия, которые образуются только посредством слова, мы увидим, что дух без языка невозможен, потому что сам образуется при помощи языка и язык в нем есть первое по времени событие”.

Особое внимание Потебни привлекла идея Гумбольдта о том, что язык есть деятельность. Эта мысль помогла Потебне понять сущность языка как динамического процесса совершенствования языковых форм. В творчестве Потебни получило самостоятельное развитие и другое известное положение Гумбольдта – тезис о том, что взаимное понимание есть одновременно и взаимное непонимание. Потебня замечает, что здесь следует говорить не о непонимании как обязательном отклонении от мыслей, идущих от сообщающего, а о понимании по-своему как творческой работе воспринимающего.

Влияние учения Гумбольдта сильнее всего проявилось в психологическом подходе Потебни к анализу языковых явлений. Стремление исследовать факты языка как отражение тех психических процессов, которые происходят в сознании говорящего индивидуума, позволило Потебне впервые в русском языкознании применить психологический подход к языку, который позволял выявить лингвистическое содержание его теории и вплотную подойти к таким проблемам общего языкознания, как соотношение языка и мышления, слова и понятия, происхождение и развитие языка, сущность языка и языкового знака, внутренняя форма слова и т.д.

Как отмечает Потебня, несовпадение языка и мысли проявляется в том, что область языка далеко не совпадает с областью мысли. Другими словами творческая мысль живописца, музыканта, шахматиста невыразима словом, а в математике самые сложные понятия выражаются условными знаками. Мысль, по словам Потебни, вскормлена словом. Потебня подчёркивает обобщающую силу слова в систематизации и классификации человеческих знаний, ибо только слово определяет всему своё место в системе. И всем своим строем логических доказательств, анализом категорий представления, суждения, понятия Потебня утверждает тезис о тесной связи языка и мышления, слова и понятия.

В интерпретации Потебни взаимосвязь языка и мышления выглядит следующим образом: прежде всего, существуют объекты мышления – предметы и вещи объективной действительности. Объекты мышления включают в себя и взаимоотношения между предметами объективного мира, существующего независимо от субъекта и находящиеся с ним во взаимодействии. Всё это влияет на органы чувств и является причиной возникновения процесса мышления, а также образов и понятий как результатов мышления.

Процесс мышления Потебня рассматривает как проекцию на внешний объект познания деятельности субъекта, результатом чего является образ познаваемых предметов и понятий о них, представляющий собой синтез субъективного и объективного.

Работами великого немецкого учёного Вильгельма Гумбольдта (1767 – 1835) были заложены основы общего и теоретического языкознания. С именем Гумбольдта связывается становление философии языка как самостоятельной науки. Его лингвистическая теория настолько широка и всеобъемлюща, что её влияние продолжает сказываться и в современном языкознании.

Лингвистические взгляды В. Гумбольдта тесно связаны с его историко-философской концепцией и отражают положения классической немецкой философии.

Уже в ранних работах Гумбольдт стремился определить общие задачи лингвистики в тесной связи с философией. Эти задачи были изложены в опубликованном уже после смерти автора введении к книге “О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода”. Это сочинение, цель которого - представить языки при разнообразии их устройства необходимым основанием развития человеческого духа и объяснить влияние языков на это развитие и обратно, является вершиной гумбольдтской философии языка.

Идея неразрывной связи языка и сознания народа привела Гумбольдта к совершенно новому решению вопроса об отношении языка и мышления. Он впервые выдвинул тезис – язык есть не только средство передачи мыслей, но и средство самого мышления, ”образующий орган мысли”. Это – глубоко правильная и важная мысль. Гумбольдт утверждал, что мышление народа формируется под воздействием его языка и зависит от структуры языка, что, следовательно, в силу различия языков у разных народов сложились различные системы мышления.

Поскольку всё внимание Гумбольдта было направлено на незнаковые свойства языка, знаковая сторона языка в его учении осталась в тени.

Сущность языка, по учению Гумбольдта, состоит в том, что язык есть создание народа, находящееся в единстве с его сознанием и служащее средством мышления. Это понимание языка было совершенно новым и глубоко прогрессивным.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1863. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия