Художественная школа и изобразительные принципы Антона Ашбе и Холлоши
Преподавательской работой Ашбе занимался всего лишь четырнадцать лет. Однако эта его деятельность оставила глубокий след в мировой культуре и педагогике. Между тем сам Ашбе не миновал академической школы, хотя и преодолел ее ограниченность. Рисунок, согласно Ашбе, «должен научить художника точно передавать светотеневую характеристику предмета, воспроизводить его объемную форму. Причем от этого знания тона требуется такая всесторонность и глубина, чтобы в живописи учащийся мог вообще не заниматься вопросами тона». На занятиях по рисунку Ашбе постоянно обращал внимание учеников на необходимость знания законов природы и законов изображения. Все его ученики вспоминают о пресловутом «принципе шара», некой модели, к которой педагог мысленно апеллировал, поясняя теоретические положения рисунком. Он взял уголь и нарисовал шар, покрыв его общим тоном, затем нанес тень, выбрал рефлекс, отбросил падающую тень и вынул хлебом блик. «Вот в этих пяти элементах заключается весь секрет лепки. Все, что ближе к вам, - светлее, все, что дальше от вас, - темнее; все, что ближе к источнику света, - тоже светлее, что дальше от него, - темнее. Запомните это и применяйте во время рисования: нет ничего проще, говорил Ашбе. Исходя из этого принципа, на основе разложения на три момента - свет, полутень и тень - студенты изучали форму и ее построение. Помимо «принципа шара» в основе школы Ашбе лежал «принцип моделировки», который выражал мысль о зависимости законов тона от законов освещения простейших стереометрических тел, таких, как шар, цилиндр, куб. Рисуя с натуры, художник, пользующийся методом Ашбе, неизменно сохраняет целостность зрительного восприятия, но в то же время корректирует свои впечатления от действительности сопоставлением модели и частей ее с простейшими объемными формами, благодаря чему обеспечивается как органичность, так и пластическая целостность художественного образа. В процессе работы над рисунком художник сначала очень обобщенно характеризовал поверхность изображаемого объекта, а затем уточнял детали, осмысливая конструкцию, вплоть до контроля рисунка на уровне знания анатомической формы. В школе Антона Ашбе даже существовал принцип «анатомической оправданности» изображения. Однако, по мысли Ашбе, реализовывать его можно было лишь приобретя умение строить «внешнюю конструкцию» формы, путь к чему лежал через овладение искусством рисовать обобщенными «формами-плоскостями». Между тем анатомии как отдельной дисциплины в школе не было, и ученики Ашбе должны были приобретать знания по пластической анатомии самостоятельно, где-то на стороне. Однако эта система преподавания была хороша только лишь для подготовленных людей. Одновременно с Антоном Ашбе в Мюнхене преподавал венгерский художник Шимон Холлоши (1857-1918). Это был талантливый педагог, к которому, как и к Ашбе, тянулись молодые русские художники. Цели, которые ставили перед учениками педагог: изображение должно было быть конструктивным, а все произведение искусства (рисунок или живописное полотно) - композиционно целостным. Однако пути к достижению этой цели, а соответственно и место рисунка в создании произведения живописи, рознились. В отличие от Ашбе, Холлоши в работе живописца не выделяет рисунок в отдельную стадию. Кроме того, создание любого произведения искусства (графического или живописного), согласно его школе, начинается с построения конструктивной основы изображения, вплоть до обозначения невидимых наблюдателю сторон модели. В рисунке школы Холлоши особая роль принадлежит не импрессионистически трактованному тону, как в школе Ашбе, а линии, выражающей движение некой зрительно-осязательной точки, всесторонне исследующей предмет как часть целостного пространства. Так, во всяком случае, нам представляется метод Холлоши на основании сравнительного анализа натурных студий, сделанных художниками, учившимися и у Ашбе, и у Холоши. Холлоши говорил, что рисовать, можно научиться быстро и просто, самое главное уметь рисовать: куб, шар, цилиндр, конус и т.д. 71. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: пирамида четырехгранная. 72. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: конус. 73. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: призма шестигранная (в положении лежа). 74. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: куб. 75. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: цилиндр (в положении лежа). 76. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: шар (линейное). 77. Рисование мелом на доске с последующим объяснением изобразительного процесса. Построение геометрических тел: шар (тональное построение объема). 78. Сквозное объемно – пространственное конструктивное построение: крынка. 79. Сквозное объемно – пространственное конструктивное построение: натюрморт из 3-х предметов быта (крынка, яблоко, чашка). 80. Рисование птиц и животных с натуры: рисование «утка». 81. Рисование птиц и животных с натуры: рисование «заяц». 82. Рисование птиц и животных: наброски с натуры домашних животных (линейные). 83. Рисование птиц и животных: наброски с натуры домашних животных (пятновые). 84. Рисование фигуры человека: рисование фигуры человека с натуры. 85. Рисование фигуры человека: наброски фигуры человека с натуры (линейные). 86. Рисование фигуры человека: наброски фигуры человека с натуры (пятновые). 87. Тематическое рисование: рисование животных по представлению, создание страшных образов 88. Тематическое рисование: рисование животных по представлению, создание добрых образов.
|