Период становления и развития Советской школы рисунка и методов его преподавания (1932-1946 гг)
В к 20-х - 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться критике. Вред этого метода стал очевиден. Дальше рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира. Постановлений ЦК партии 30-х годов об учебных планах и программах повернули советскую школу на правильный путь. Рисование стало расцениваться как одно из важных средств познавания мира. Учитель должен вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки. Рисовали осмысленно. Новые методы, новое содержание, учебный материал, учебная программа, переработаны. Ведущая роль учителя стала признаваться. Однако дальнейшее становление и развитие советской методики проходило очень не гладко. Решающим фактором по мысли сторонников педологической, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его - путая трата времени Большая роль в методике преподавания ИЗО в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей. Он был единственным научно-методическим центром. Среди широко известных художников — педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисования в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают ДН Кардовский и КФ Юон. Благодаря Кардовскому появились высшие учебные заведения, готовящие учителей рисования. Учительского института на базе, которого был открыт ХГФ. В основу системы художественного образования на факультете были положены принципы и метод кордовского. Он отстаивал позиции реалистического искусства, старался повысить художественную культуру учащегося. Он давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе И искусству, уважение к научным знаниям. Чистяков научил Кардовского не только понимать видеть и строить объемную форму, но и глубоко ее анализировать. Это наследие и нес ученикам Кардовский. Особого внимания заслуживают методы обучения рисунку созданные Кардовским и опирающиеся на традиции прошлого. В основе - обрубовка, упрощение формы (крынка — цилиндр, шар). Основные положения методики были развиты ее последователями. Известный вклад - Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных и общеобразовательных школах, еще интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах (в дело развития методов преподавания). «Нужно дать основные понятия о перспективе, о линии горизонта. Затем, когда ученик будет иметь дело с красками, необходимо объяснить световые контрасты (законы цветоведения). Затем нужно говорить о фактуре рисунка, о техники рисунка. Нужно выработать единые методы преподавания рисования». К 40-м годам советская школа рисования прочно становиться на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы подходы, методы. Назревает необходимость более глубокого решения проблемы учебного рисования. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР(1943) и Академия художников (1947). В Академия педагогических наук РСФСР создается специально кабинет эстетического воспитания. А затем научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники больше занялись исследованием детского творчества. Разработаны новые учебные программы и методические руководства для учителей.
|