Научная разработанность проблемы исследования
Отражает масштаб и глубину существующего знания по поводу состояния исследуемого явления и факторов его формирования. Любая проблема социологического исследования, как правило, обладает междисциплинарным характером своего изучения и исследования. Это связано с тем, что любая социальная проблема аккумулирует в себе различные аспекты своего проявления и воздействия (политические, духовные), и поэтому вызывает определенный интерес у различных сфер научного знания и социальной практики, вычленяя при этом свою предметную область, проводит свое исследование. Первые философские представления о ценности сложились в эпоху Античности, но само понятие было введено в философию только во второй половине XIX века. Общетеоретическое раскрытие проблемы опирается на теоретико-метологические принципы, заложенные в работах, в рамках которых дается философское определение специфики ценностей (первая группа работ): Аристотеля, Ф. Аквинского, В. Виндельбанда, В. Вундта, Э. Гуссерля, У. Джемса, И. Канта, К. И. Льюиса, Ф. Ницше, Р. Б. Перри, Платона, Г. Риккерта, Ф. Фреге, М. Хайдеггера, М. Шелера и О. Шпенглера.[20] Понятие ценности и ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых (вторая группа работ), таких как О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон, Л.Н. Коган, Н.И. Лапин, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др[21]. В трудах этих исследователей рассматриваются фундаментальные проблемы аксиологии. Третью группу работ составляют классические социологические теории, в рамках которых рассматриваются проблемы ценностей. Это работы М. Вебера и Ф. Знанецкого, а также более поздние социологические теории П. А. Сорокина. Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера.[22] Среди российских специалистов в области социологии молодежи можно выделить работы социологов (пятая группа), посвященных молодежи и студенческой молодежи. Это работы Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко и др. [23] Шестую группу работ, самую малочисленную, представляют современные исследования жизненных ценностей. Среди них работы С. Бурилкиной, А.П. Вардомацкого, Л.Е. Душацкого, К. Муздыбаева, Т.Е. Резник и Ю.М.Резника, Абульханова-Славская К.А.[24] Изучение средств массовой коммуникации началось еще в период первоначального становления этого института - конце XIX - самом начале XX веков. Большинство исследований было посвящено прессе, а данная проблематика еще не получила широкого масштаба. С появлением радио, а впоследствии и телевидения проблематика всестороннего изучения массовых коммуникаций постепенно вышла на первый план. Первые попытки систематизировать знания о СМИ и определить социальные последствия их функционирования были предприняты в конце 40-х -начале 50-х годов западными исследователями, что объясняется, в первую очередь, более ранним практическим появлением и развитием телевидения на Западе, прежде всего, в США. Одним из "отцов" исследований в области СМИ считается американский социолог Г.Д. Лассуэлл, еще в 1947 году сформулировавший ставшую впоследствии широко известной линейную модель коммуникации 1. И почти целое десятилетие исследования массовой коммуникации основывались на разработанной им схеме: "Кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?".[25]
Над моделированием СМИ и проблематикой их воздействия на общество работали П. Лазарсфельд и Р. Мертон, которые одними из первых открыто заговорили о "наркотирующей дисфункции" СМИ. По мнению этих социологов, потоки информации больше способствуют усыплению, наркотизации, нежели активности аудитории, что приводит к превращению энергии. В отечественной науке советского периода внимание исследователей было обращено к аудитории, основной акцент был сделан на изучении методов влияния на нее. Постепенно появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, П.С. Гуревич в конце 70-х предложил продолжить формулу Лассуэлла следующим образом: "кто получил сообщение - как изменилось его представление - какое отношение сложилось к инициатору коммуникации - как обеспечивалась обратная связь - какой эффект воздействия на самого пропагандиста".[26] Признавая значение вышеназванных работ, мы можем сделать вывод, что исследование жизненных ценностей студенческой молодежи должно быть продолжено и конкретизировано.
|