Первая встреча
Берясь за нелегкое дело душепопечения, пастырь должен не психиатра привлекать к своей работе, а самому не ограничивать своей подготовки к душепопечению одними учебниками Пастырского богословия, Нравственного богословия и аскетики, но познакомиться хотя бы в некоторой мере с требованиями психологии и пастырской психиатрии. Это нисколько не повредит его «духовности» и православности Архимандрит Киприан Керн
Святитель Григорий Богослов, много потрудившийся на поприще душепопечения, оставил множество наставлений о значении пастырского труда. Сравнивая труд медика и труд пастыря, он пишет: «Я считаю нашу медицину гораздо труднее и значительнее, а потому и предпочтительнее той, что имеет дело с телами, — еще потому, что последняя мало заглядывает вглубь, но по большей части занимается видимым, тогда как наша терапия и забота всецело относится к сокровенному сердца человеку (1Пет. 3, 11), и наш бой — с врагом, который воюет внутри нас и противоборствует нам, который в качестве оружия против нас использует нас самих и, что самое ужасное, предает нас греховной смерти. Перед лицом этого нам необходимы великая и совершенная вера, большое содействие со стороны Бога, но не меньшая и с нашей стороны ревность... Что же касается цели той и другой терапии, то для одной — это или сохранить существующее здоровье и благополучие плоти, или возвратить утраченное, для другой же — окрылить душу, вырвать ее из мира и отдать Богу, сохранить то, что «по образу», если оно цело, поддержать — если под угрозой, восстановить — если повреждено, вселить в сердца Христа при помощи Духа, и, короче говоря, сделать того, кто принадлежит к высшему чину богом и достойным высшего блаженства». [59] Вероятнее всего, первая ваша встреча с проблемой может произойти приблизительно таким образом. К вам, приходскому священнику или настоятелю монастыря, лично (или по телефону) обращается мама (или папа) наркомана с просьбой о помощи. После нескольких минут знакомства и предварительного общения, вы можете спросить ее (или его): — А где же ваш сын? — Он дома, — ответит родительница (родитель). — Приходите-ка с ним (или: «Передайте ему трубочку»), — скажет батюшка. Если знакомство с молодым человеком все же состоится, необходимо выяснить, кому нужно выздоровление, освобождение от зависимости. Нередко мамы обещают своим сыновьям золотые горы, если только он согласится пожить у такого-то батюшки хоть две недельки. Если у самого человека нет никакого желания бросать — помочь можно только маме. При первой встрече стоит обратить внимание на то, кто отвечает на вопросы священника: мама или ее чадо. Если на первые самые простые вопросы отвечает мама (вариант — подталкивает сына: «Ну, говори же, отвечай батюшке на вопрос!»), если она говорит «мы», имея в виду наркоманию «сынули», то мама — часть проблемы, в которой родилась наркомания, ее желательно бы отправить домой. Возможно, она будет сопротивляться любым, даже самым мягким, попыткам решить проблему без нее. Если мама — человек церковный, она будет уговаривать вас разрешить приезжать «хоть иногда» для того, чтобы именно здесь «причаститься», если нецерковный, — скорее всего, это будут попытки «посмотреть, в каких условиях он живет (или будет жить)» и что-то еще в этом роде. На самом деле, вероятнее всего, ей важно «держать ситуацию под контролем». Почему? Желая выздоровления своему ребенку, мать часто неосознанно препятствует его выздоровлению. Наркоман нередко — выгодный член семьи. Иногда наркомания сына или дочери — это то, что хоть как-то сплачивает их отца и мать, объединяющихся в борьбе за выздоровление ребенка. Стоит этой проблеме разрешиться — они вновь сталкиваются с отсутствием отношений в семье, необходимостью разводиться, решать «квартирный вопрос» и т.п. Взаимоотношения в семье алкоголика или наркомана заслуживают отдельной книги, а мы вернемся к нашему подопечному. Если выяснится, что наркоман на самом деле не ищет выздоровления, изменения, — что делать? Попытаться спровоцировать такое желание.[60] Священник, служитель Христа, должен обладать мудростью человека, способного мотивировать к изменению и выздоровлению. Возможно ваш подопечный не ставит никаких целей, связанных со спасением души и обретением сердечной молитвы. Но ведь никто из приходивших к Пастыреначальнику Христу и Его ученикам — Апостолам, первоначально не ставил высоких духовных целей. Эти цели рождались от соприкосновения с Ним, от общения с Ним. Если рядом с наркоманом окажется пастырь искренний, горящий, то и его подопечный возгорится этим огнем. Обратившегося за помощью наркомана необходимо изолировать от окружающей его среды, «вырвать из контекста». Контекстом проблемы является место работы или учебы, друзья и семья наркомана. Нужно принять его в свой монастырь или взять его жить при небольшом сельском приходе. Желательно, чтобы это было подальше от тех мест, где проходила его наркоманская жизнь.[61]
|