Человек как биосоциальная система
Человек появился в результате биологической и социальной эволюции. Он приходит в мир как индивид, представитель вида Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, чем социальное. В тоже время, понятие «индивид» включает задатки психологических качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне [1, с. 54]. Индивид воспитывается в обществе, без которого невозможно существование человека. В истории известны примеры того, как маленькие дети были выращены животными, но эти индивиды по своему поведению больше походили на животных, чем на людей. Человек является носителем социальных качеств и свойств, определённое сочетание которых и определяет его как личность. Эти качества у индивида возникают только в процессе проживания в обществе. Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры [2, с. 259]. Личность – активный элемент социальной системы. Личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их достижения. Каждая личность уникальна, непохожа на другие, поэтому говорят об индивидуальности каждого человека. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности человвека. Это набор черт, присущих только данной личности [1, с. 54]. Личность изучается рядом наук: психологией, философией, физиологией, социологией и др. Социологический подход заключается в определении социальных свойств и качеств личности, т.е. тех. Которые формируются под воздействием непосредственного окружения и общества в целом. Именно эти качества определяют в большей степени поведение человека. Существенный вклад в исследование личности внесли: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон и др. Ч. Кули считал что личность – продукт социальных взаимодействий (интеракций) и представлений человека о себе. Это и есть структура личности («теория зеркального Я»). По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. Дж. Мид считал, что с момента рождения человек проходит 3 стадии формирования личности: • Стадия имитации (подражания) – ребёнок бессознательно подражает поведению взрослых; • Стадия ролевых игр – ребёнок «примеряет» определённые роли (роль папы, космонавта и т.д.), • Стадия коллективных игр – ребёнок учится распознавать ожидания окружающих; способен участвовать в коллективных играх [1, с. 57]. По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я -сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей [3]. По мнению З.Фрейда, структура личности состоит из трёх элементов: 1. Ид «Оно» – бессознательный компонент личности, 2. Эго «Я» – сознательный компонент личности, контролирует поступки человека, 3. Суперэго «сверх-Я» – оценочный компонент личности, сложился благодаря социальному контролю [1, с. 58]. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и «Супер-эго» [3]. Таблица. Теории развития личности*
* Таблица из источника: Н. Смелзер Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия / Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php С каких бы позиций не анализировали личность и её структуру авторы указанных теорий, общим для них остаётся один момент – общество и личность тесно взаимосвязаны. Таким образом, личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
|