Студопедия — Загадка сочинительства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Загадка сочинительства






В некотором царстве, в некотором государстве, — повторяю я в сотый раз сказку про котенка, волшебника и девочку Марину, — сидел на пенечке котенок Алик и плакал, приговаривая: «Трудно жить стало, и мой друг зайчик Ластик заболел».

Пошел Алик к своей подружке Марине и говорит:

— Послушай, Марина, помоги вылечить Ластика. Она отвечает: — Пойдем к волшебнику, он поможет. И вдруг разразилась буря. Алик заплакал:

— Из-за бури мы не попадем к волшебнику.

— Я знаю, как утихомирить бурю. Я сыграю бурю на пианино, и она успокоится.

Марина играет «Бурю», и становится тихо. Солнышко проглянуло, птички запели. Марина проигрывает партию солнышка и птичек. После этого появляется волшебник. Алик кричит:

— Волшебник пришел. Волшебник выслушал Марину и сказал:

— Я дам вам косточек и рыбьи головки, но вы прежде должны мне сыграть на пианино разные картинки. Согласны?

— Согласны, — отвечает Марина.

— Пожалуйста, Марина, сыграй хорошо, — просит котик Алик.

Волшебник ставит одну за другой картины, затем говорит:

— А сейчас я вам покажу другие картинки. Их нарисовали дети, и вы должны сыграть эти картинки.

Показывает волшебник Марине картинки: «Цыпленок», «Веселый заяц», «Пасхальные яйца», а затем показывает свою картинку и спрашивает:

— Что здесь нарисовано?

— Зайцы.

— Вот если сыграешь про веселых зайцев, тогда дам тебе лекарство для зайчика.

Сыграла Марина, и все зверюшки закричали:

— Ура! — И тогда появился зайчик и сказал:

— Спасибо вам, добрые друзья, я выздоровел. Вы меня спасли. Давайте вместе споем и сыграем песенку.

Загадка сочинительства в том, что мир детства развивается по своим законам. Здесь каждая игрушка оживает и начинает действовать так, как, по их представлениям, должны действовать взрослые: папы, мамы, дедушки, бабушки, педагоги, знакомые люди, герои сказок, фильмов, спектаклей.

Если взрослые сумеют предложить детям интересное и понятное, близкое ребятам содержание, они начинают с радостью осваивать предложенное. Этот процесс освоения определенной заданной культуры и будет выполнять функцию воспитания. Здесь четко просматриваются такие закономерности: если содержание наполнено любовью, то и ребенок будет развивать идею любви; если содержание наполнено жестокостью, то и ребенок пойдет по этому жестокому пути. В ребенке изначально заложены и добро, и зло. Секрет воспитания состоит в том, каким силам, злым или добрым, даст ход воспитатель. Детская игра и сочинительство непременно пойдут по тому пути, по которому уже прошел ребенок. Нельзя забывать о том, что окружающий ребенка мир наполнен не только солнцем, но и злобой, ненавистью, обидами, унижениями, слезами, а иногда даже голодом и нищетой. Эти все жуткие порождения цивилизации заложены не только в фильмах, книгах, мультиках, комиксах, но и в повседневной жизни взрослых: ребенок видит раздраженного папу и обозленного деда, растерянную маму и плачущую бабушку. Ребенок впитывает жестокость ведерными дозами.

И наша специальная «добрая» работа по привитию всяких там состраданий — капля в мире жестокости.

Волнение, трудолюбие, увлеченность (из дневника воспитателя)

Сегодня Колдун объявил: «Будем рисовать портрет мамы». Он стал так захватывающе рассказывать о разных мамах, что дети разинули рты. Атмосфера в классе накалялась. Дети с нетерпением ждали, когда им раздадут угольки: у каждого созревал свой план, а волнение все росло и росло, т. к. Колдун превратился в мощный генератор энергии, и эта энергия передалась детям, и все в классе заискрилось, зашумело, заиграло.

И вот наконец, когда детский порыв невозможно уже было сдерживать, юным художникам раздали все необходимое для работы. Трудно передать, с каким воодушевлением они стали рисовать: настоящее творчество!

Я металась от одного ребенка к другому и не верила глазам своим. Они создавали настоящие портреты. Лица, волосы, глаза, брови — все очень здорово, просто непередаваемо здорово. А когда они стали делать фон, от работ было невозможно оторваться.

Катя волновалась. Никак не могла выбрать цвет кофты: сначала белый, потом черный. Она точно знала, что юбка должна быть белая в черный горошек. Наконец получилось, есть, правда, некоторая незавершенность, и Колдун просит «еще разочек пройтись широкой кистью, а затем тоненькой что-то усилить, оттенить...».

А Кате явно не хочется дорабатывать мамин портрет: нужна какая-то новая побудительная сила или новый образ, чтобы ребенок загорелся.

— А есть у мамы любимые украшения?

— Есть. Она любит бусы из граната.

— А что если эти бусы поверх темной блузки...

— Я знаю как, — и ее кисточка опустилась в ярко-красную гуашь...

Андрей маму не стал рисовать. Думаю, не случайно. Он что-то сочинил свое: темное, таинственное.

— Это разбойники ночью, — пояснил он мне. Я предлагаю ему что-то высветить, что-то точнее обозначить на фоне неба: лес, горы. Ребенок не любит возвращаться к сделанному. Не любит «дорабатывать и перерабатывать». Поэтому и здесь надо искать новый импульс.

— Великолепная работа, дружище. По-моему, это звездная ночь. Как ты считаешь?

— Я сейчас и звезды нарисую.

Предлагаю варианты, явно для него не подходящие; мне важно вызвать его сопротивление. Я сердцем учуял: ему для проявления своей талантливости нужен конфликт. Состояние конфликтности придает ему сил: есть такой склад творческих натур. Я снова повторяю:

— А что если звезды сделать розовыми или красными.

— Нет! — упрямо говорит Андрей и лезет за кадмием оранжевым.

Останавливать его уже бесполезно. Между его душой и целью достичь результата нет перегородок ни внешних, ни внутренних. И он пыхтит над звездами, а я снова:

— А вот здесь у тебя чего-то недостает. Может быть, муху нарисуешь или собаку?

— Собаку...

С другим ребенком можно по-другому:

— У тебя прекрасный рисунок, но что-то можно поярче сделать, хочешь, «надавлю» тебе самой интересной краски: краплак фиолетовый! — У ребенка глаза расширились: новое слово! К тому же он ждет рассказ о «самой интересной» краске.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия