Что такое культура?
В целом можно сказать: «Культура есть развернутый во времени мир человека». Применительно к воспитанию нужно уточнить: «Человека свободолюбивого, доброго, честного, утверждающего справедливость, правду, ненасилие, ищущего истину, красоту, подлинную радость жизни». Именно поэтому воспитательными примерами, в том числе и для дошкольников, могут оказаться Христос и апостол Павел, Сенека и Петроний, Сократ и Марк Аврелий, Рафаэль и Микеланджело, Рублев и Дионисий, боярыня Морозова и Аввакум, Достоевский и Чехов, Репин и Врубель, Бердяев и Ильин, Милтон Эриксон и Джон Гриндер, Камю и Фромм и многие другие. Было бы ошибкой считать, что детей надо вести по бесконечному потоку радостей, где нет труда, забот, умственного или физического напряжения. Смысл истинной детской радости, которая дает добрые ростки красоты, долга и раскрепощения физических и интеллек- туальных сил личности, не в потребительских настроениях, не в безделии, а в полезном, разумном движении. Природная сила ребенка — в том, что он пребывает в постоянном стремлении действовать. И он действует: мыслит, двигается, пробует свои силы в процессе знакомства с разными вещами, людьми. И в этом постоянном действовании находит радость. И, кто знает, может быть, эта созидательная работа ребенка, направленная на собственный рост и развитие, заключает в себе счастье и высшее наслаждение. Как бы то ни было, а эти два начала — наслаждение и созидательная работа — во многом определяют становление души и сердца человека. Заметьте, если ребенок, скажем, старшего дошкольного возраста много уделяет внимания играм, занятиям, направленным на эстетическое развитие, но от этого не получает радости, не испытывает восторга, то неизбежно ущербное развитие личности. Вспоминается, как герой одного романа говорит своему другу: «Ты — ходячая энциклопедия. Ты знаешь математику, музыку, историю, технику, искусство и ремесла, но ты от этого всего не получаешь удовольствия — поэтому ты болван, скучный и неинтересный человек». Культура не есть образованность. Культурным, интеллигентным человеком может быть личность и со средним образованием, и даже без образования. Культура во многом определяется тем, насколько человек не утратил родственных связей с природой, обрел любовь ко всему живому, к миру культуры, к людям, к самому себе. Вот мы и назвали важнейшее свойство человеческой личности, неразрывно связанное с ее экологией. Безусловно, уместно здесь упомянуть такие высшие ценности, как красота и добро. Возникнуть может и такой вопрос: что же, мы хотим очеловечить природу? Она не нуждается в этом. Мы хотим подчеркнуть, что природа наделена, возможно, в большей мере, чем культура, красотой, свободой, защищенностью, добром и любовью. Ибо природа есть подлинник любви и красоты, а культура вторична, она не жалкая, но величественная, одухотворенная копия образцов природной красоты, добра и люб- ви. Истинно человеческому присуща экологическая гармония, т. е. такая высшая взаимосвязь духовно-творческих сил, когда в красоте не утрачивается единение со свободой роста, а свобода не лишается любви и добра. Носителем всех этих прекрасных, сложных взаимосвязей является ребенок: не случайно в старой классической философии он назван первообразом гармонии и красоты. В известном смысле лучшая школа педагогического искусства — общение с маленькими детьми и подлинность воспитательного мастерства — достигается тогда, когда не только воспитатели учат своих питомцев, но и дети становятся учителями своих наставников. Так становится для больших ученых, художников и мыслителей великим и самым совершенным учителем мать-природа.
|