Что значит жить предметно?
Жить предметно, по ИЛЬИНУ, — значит связать себя, свою волю, разум, воображение, творчество с высшими божественными ценностями на этой земле. Предметность есть служение, но не партии, не карьере, не работодателю, но великому делу Божьему, без которого нет ни России, ни личного счастья, ни подлинной демократии, ни любви, ни свободы. Жить предметно — значит преодолеть самый тяжкий человеческий порок — лень. Жить предметно — значит вызвать в себе острое чувство совести, правды, красоты, собственного достоинства. Человеческая предметность должна быть ясной и высокой. Предметность есть способность включить себя в дело Божье. Все то, что мы отвергали якобы из-за непрактичности, субъективности, абстрактности, ненаучности, иррациональности, становится главным условием практического воспитания, ибо высший смысл воспитания как раз и состоит в обнаружении и развитии вкуса к совершенству. Итак, Ильин по-новому вводит в ткань своей педагогической философии понятие «предмет». Этот термин в русском языке употребляется в двух значениях: вещественность, обозначающая объ-ектность, материю, данную нам в ощущениях, и смысл чего-либо: предмет спора, сочинения, конфликта. Понятие «предмет» тяготело в русском языке к характеристике материального мира. Ильин вводит как бы новый аспект этой категории, идеальный, духовно-творческий. Вот основные характеристики предметности: • не самомнение, не честолюбие, не тщеславие, не гордость, но чувство духовного достоинства необходимо человеку. Это даже не чувство, поскольку чувство все же неустойчиво, это именно предметная уверенность, доведенная до очевидности, до основы личной жизни; • предметность не есть повышенная самооценка (хотя и ее не отрицает Ильин), но это есть способность утвердить, установить в себе алтарь Божий. Это значит уметь поддерживать в этом алтаре постоянный огонь; • что останется от меня, если угаснет этот огонь? — вот главный вопрос, который должен волновать человека. Невольно вспоминается то, как в день похорон отца Ильин размышлял о жизни и смерти: «Я никогда не думаю о самоубийстве и считаю его постыдным бегством» — и затем вдруг наткнулся на стихотворение Хомякова «Труженик». Оно потрясло его. Предметный смысл стиха состоял в пафосе созидания, в пафосе труда пахаря: Сгибайся, пахарь, над браздою: Борись, борец, до поздней тьмы! Любовь и свобода рождаются тогда, когда есть в душе каждого алтарь, когда таинственное единение человека с Богом свершается в беззаветном труде, когда человек стремится и любит то совершенство, которое любит Бог.
|