Искусство воспитывать сильную духовно-творческую личность
Что воспитывает ребенка? Атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному в семье, в окружающем мире. ^ ^ Великий обман ребенок воспринимает с чрезвычайной остротой: становится подозрительным, впадает в соблазн лгать Никогда из «лживой, пролганной семьи не выйдет искренний, честный и мужественный человек», ибо ложь растлевает человека незаметно. И если в современном мире, особо подчеркивает Ильин, мир кишит ложью, обманом, неверностью, предательством и изменой своей родине, своей семье, наконец, самому себе, и если эта лживость соеденяется с душевным детским разладом, с ранее приобретенным !не^СТИеМ' Т° Неизбе*но вырастает человек, приученный к «нечестности наедине с собой и в подлости к другим». "СКусСТВ0 искРенНости требует от ребенка большого мужества, напряжений и ответственной дисциплины. тьин категорически выступает против различных форм и методов авторитарного воздействия: унижения, оскорблении угроз и суровых наказаний. Конечно же, крайне сложно upu B Ребенке потребность добровольного самоограничения и добровольного преодоления трудностей. Но это не-ооходимо, ибо человек вседозволенности, разнузданный и капризный, всегда враг и самому себе, и другим. „,„. менно поэтому на одно из первых мест Ильин ставит искусство воспитания воли, способность к автономному самообладанию. Дисциплинированному человеку всякая дис- плина легка. Как говорит русская пословица: «Превысо-кое владетельство - собою владеть». Но и дисциплина не етат развиваться в УЩерб свободе и любви. Она не может мат Ь сам°Челью>не Должна превращаться в «тягостный дог-и в душевное каменение». Искусство состоит в том, что- процесс дисциплинирования стал незаметным, свободным совестным актом. В основе дисциплинирования лежит, мнению Ильина, чувство взаимной личной незаменимости, которое связывает родителя с ребенком. Эта таинственная связь кровной любви способна снимать любые напряжения, преодолевать и сглаживать конфликты, согревать добрым родительским теплом любые невзгоды и самоотречения. «Сокровенная совместимость двух существ, незаменимых, выстраданных, кровь от крови, кость от кости, создает неповторимое духовное своеобразие, порождает в сердце ребенка первообраз Чистой Матери, несущей милость, любовь и защиту, и первообраз Благого Отца, дарую-Щ го питание, справедливость и разумение. Горе человеку, ли в его душе нет этих двух живительных начал духовной люьви и духовной веры!» Об этом, о родительском авторитете сказал хорошо ПущКИн, замечает Ильин: Они любить, лелеять научают Не смертные, таинственные чувства, И нас они науке первой учат: ЧТИТЬ САМОГО СЕБЯ... Ильин делает такой вывод: «...Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданствен ности». Глава четвертая О трех законах выхода из кризиса (продолжение педагогики Ильина)
|