Присутствие великой детской любви
Мне как-то заметили: — С одним ребеночком и дурак справится. Вы вот попробуйте с коллективом в тридцать-сорок оболтусов... — А вы знаете, что коллектив значительно легче убедить, чем одного человека? Разумный педагог использует «коллективистскую иррадиацию» мотивов, потребностей, устремлений в добрых целях. Я остро почувствовал, что педагогике надлежит основываться на двух величайших началах человеческого бытия — на свободе и любви. Только таким способом можно победить АВТОРИТАРНОСТЬ — явление, противоречащее педагогике по сути. С точки зрения методической основой такой педагогики может быть соединение игры и переживания, предельно серьезного, даже трагического и искрометного мажора, юмора, светлой иронии, рефлексий и диалога и, главное, подсознательных (коллективных и индивидуальных) сил и рациональных самораскрытий личности. Такие ИГРЫ длились годами. Они были предельно индивидуализированы. Передо мною дневники игровых экипа- жей седьмого класса Прелестненского интерната. У каждого своя индивидуальная программа: «Сочинить марш школы-интерната, написать к нему музыку, научиться делать мостик, прочитать биографию Микеланджело, нарисовать пейзаж, высадить шесть кустов роз, ухаживать за животными, написать рассказ в школьный журнал «Звезда»...». Автор этого дневника Коля Хаджинов сейчас живет в Братске. Прошло сорок лет, а он помнит то, чем занимался в школе-интернате... Будто вчера это было. Больше того, между нами как бы живет и развертывается тот дух, если можно так сказать, который был порожден общением сорок лет назад. Мы сорок лет не виделись — переписывались. И всякий раз в Колиных письмах я улавливал доброе волнение, которое постоянно присутствовало в нашем общении, находил те повороты мыслей, чувств, которые рождались на уроках, во внешкольных занятиях, в многодневных походах, в личных беседах. Даже стилистика, даже знаки препинания мне говорят о многом. В одном из писем пять двоеточий — это результат увлечения лермонтовской прозой: поэт избегал союзов в сложноподчиненных предложениях — всякие там «потому что», «оттого что» и т. д. Проза Лермонтова сжатая, чеканная. Он был первым нашим учителем по стилистике. И конечно же, в письмах ни одной ошибки. Наши игры в «Предложения-гиганты», где по десятку оборотов да по нескольку придаточных — знание синтаксиса на всю жизнь! И по сей день живет в нем острый интерес к социальным проблемам. Тогда в хрущевскую оттепель нас интересовала авторитарность в разных ее проявлениях. Этот интерес мы пронесли с Колей через всю жизнь.
|