Студопедия — КРОСС ВО ИМЯ ЖИЗНИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРОСС ВО ИМЯ ЖИЗНИ






 

Авария, о которой пойдет рассказ, случилась в Таджикистане, на спуске с вершины Ходжалокан. Эту вершину я очень хорошо знаю. В восьмидесятых годах на нее было проложено пять маршрутов высшей категории сложности. В то время я был единственным из альпинистов, прошедшим все пятерочные маршруты на эту вершину, а в первопрохождении двух из них мне посчаст­ливилось участвовать. Вершина находится в южном отроге Гиссарского хребта. Она - величественна. Еще в 1897 году академик В.И. Липский, путешествуя по Памиро-Алаю, сделал следующую запись: "с перевала... виден высокий снежный хребет, гораздо более высокий, чем тот, где мы находились (Перевал Четырех). Главный пик этого хребта, значительно возвышающийся конический..., резко выделяется своей высотой". Вершинный купол состоит из трех огромных мраморных кубов почти правильной формы. Это, просто, чудо природы. Вначале пятидесятых годов известный альпинист и писатель А.А. Кузнецов, увидев вдали вершину, поражающую своей необыкновенной красотой и величавостью, воскликнул: "Вот это мечта!". Так слово "мечта" стало вторым названием вершины.

"Мечта" оказалась действительно мечтой многих альпинистов, эталоном их мастерства. Как на великую Ушбу Кавказа, к Мечте стремятся многие мастера альпинизма. Эти вершины и по высоте (свыше 4700 метров над уровнем моря), и по двухкилометровым вертикальным стенам, и по красоте и сложности массивов сопоставимы. Даже подходы по двенадцать часов к началу маршрута, тоже равны. Однако к стенам Ушбы подход пролегает через лес и по суровому Шхельдинскому леднику, а к Мечте восемь часов идешь по долине, усыпанной цветами, среди которых особой красотой и нежным запахом выделяются реликтовые почти двухметровые эремурусы. Разная и температура воздуха. На Шхельдинском леднике летом не выше плюс 10 °С, а в долине реки Сиама доходит до плюс 40 °С в тени.

Теперь читатель может представить место, где происходили события.

Обычно, отправляясь для восхождения в отдаленный район, спортивные группы брали с собой мощные радиостанции и помощники-наблюдатели как радиотрансляторы передавали информацию на базу о восхождении. Наблюда­тели сначала связывались на малых радиостанциях со спортивной группой, а затем информация передавалась на базу. Таким образом, на горе не чувствуешь себя в одиночестве, ощущаешь поддержку друзей.

На этот раз Кулис и Мигла вышли для восхождения на Мечту. Они планировали пройти классический маршрут по юго-восточному ребру. Вместе с отрядом разрядников спортивная двойка продвигалась по красивейшей долине реки Сиама, вода которой очень холодна и удивительно прозрачна. Два часа хода от альплагеря "Варзоб" привели к переправе через Сиаму. Здесь возле гидрологической базы переправляются на подвесной люльке по стальному канату, а затем через шесть часов тропа следует сквозь заросли цветов и приводит к базовому лагерю на зеленой "луковой" поляне. От базового лагеря разрядники выходят на красивые горы - Корона Сиамы, Шлем, Медвежий Замок и др., а двойка рижан с наблюдателями отправились через Перевал Четырех в долину реки Кадамташ. Идти к подножию Мечты еще около четырех часов, но с Перевала Четырех открывается незабываемое величие пирамиды. Со стороны ущелья Кадамташ альпинистов привлекают теплые скальные стены, вертикальные и сложные.

Кулис и Мигла в хорошем темпе двигались по маршруту. Выйдя на вершину, они связались по рации с наблюдателями, сообщили, что все в порядке, предложили им собрать палатку и отправиться на Перевал Четырех. На перевале наблюдатели должны подождать, пока двойка спустится с вершины, пройдет Перевал Мечта, свяжется с ними по радио, а затем они уже встретятся на зеленой поляне под вершиной Медвежий Замок. Пока совершалось пятерочное восхождение, отряд разрядников выполнил свою программу и отправился на альпинистскую базу "Варзоб", а Кулис с Миглой, сменив на вершине записку, начали спуск по традиционному пути четвертой категории сложности. Будучи в хорошем настроении, ребята заложили два дюльфера на скалах после вершины, затем, траверсируя кулуар, вышли на северный склон западного гребня Мечты. Здесь, по сравнению с юго-восточными и южными стенами горы, наблюдается резкий климатический контраст. Если с юга стены скальные и теплые, то северные склоны, опоясанные мощным ледником, - снежно-ледовые; здесь холодно. Этот ледник своей суровостью напоминает Шхельдинский на Кавказе - и это в центре Таджикистана, в районе одной горы! Ребята, выйдя на северную сторону Мечты, сразу начали крутить ледобуры в лед для страховки, надели кошки и продолжили спуск. Участок крутого ледового склона прошли косым дюльфером, организовали локальную станцию и напрямую начали спуск через бергшрунд. А там метров шестьдесят по снегу вниз - и ты на леднике. Дойдя до снега, мужики расслабились, ведь давно не видели снега, решили глиссернуть. Кулис заложил красивую дугу и подъехал к огромному скальному выступу в центре ледника, а Мигла на большой скорости вдруг резко споткнулся и упал как подкошенный. Кулис рванулся вверх к напарнику. Случилось непредвиденное: нога Алдиса попала в ледовую трещину, скрытую под снегом, и в колене его вывернулся сустав, порвались связки...

Кулис дает другу обезболивающее и на себе тащит его вниз на ровное место. Что дальше делать?! На себе раненого далеко не унести, с наблюдателями по радио не свяжешься, станция восходителей маломощная, да и массив Мечты между ними. А день заканчивается, быстро темнеет, впереди ночь. Одному идти за помощью кратчайшим путем через Перевал Мечта очень сложно, тем более в темноте. Для прохождения перевала, нужна крючьевая страховка. И Кулис принимает я думаю, самое оптимальное решение - поднимает на себе Миглу на скальный выступ, стоящий посредине ледника, укутывает его теплыми вещами, оставляет воду, лекарства, сверху накрывает друга своей пуховкой, а сам, оставшись в тонком хлопчатобумажном костюмчике, решает бежать на запад вниз по леднику Мечта. Бежал он десять часов. Это был кросс во имя жизни. Только к утру, оббежав весь массив Мечты, Кулис выбрался на Перевал Четырех. Наблюдатели тоже провели бессонную ночь, ожидая восходителей. На утренней связи ребята сообщили о случившемся происшествии в альплагерь.

Спасательный отряд собрался быстро. Олег Капитанов - один из сильнейших альпинистов Таджикистана, строитель Нурекской ГЭС, начальник учебной части альплагеря "Варзоб" - назвал состав спасательного отряда. Кроме Олега в спасательный отряд попали Виктор Иголкин из Магнитогорска, Александр - врач из Луганска, рижане Юрис и Марис. В состав отряда Олег включил и меня. На огромной скорости УАЗ Эрнеста Абдуллаева - замечательного человека и альпиниста, директора альплагеря, - понесся вниз по Варзобскому ущелью. УАЗ был до крыши забит нами и рюкзаками. Довольно быстро по горной дороге мы проехали пятьдесят четыре километра и оказались в Душанбинском аэропорту. Эрнест договорился с пилотами санавиации, и вот мы уже летим на вертолете в сторону Мечты. Пролетаем над альплагерем. Над вершиной Крылья Таджикистана поворачиваем налево и берем курс на Мечту. Еще пятнадцать минут полета - и под нами Мечта. Заходим с северной стороны, пролетаем над ледником, и здесь Олег просит пилота снизиться. Разворачиваемся, внизу уже виден большой камень, а на нем - укрытый красной пуховкой пострадавший. С высоты видно, как по леднику к Алдису идут два человека. Присматриваемся и узнаем фигуры наших друзей - Карла Миллера и Леонида Альтшулера. Карл, Леонид, Римма и Шаймул тоже совершали восхождение на Мечту и на спуске, утром, увидев лежащего Алдиса, решили разделиться. Через Перевал Мечта ушли за помощью Римма Кудряшова с Шаймулом Галямовым, а Карл с Леонидом остались с пострадавшим. Просим пилота посадить машину на ледник. Командир стреляет из ракетницы, проверяя направление ветра, а затем разворачивает машину и вместо посадки летит на запад, объясняя нам, что слишком узкое ущелье, хотя ледник шириной метров триста и без трещин, но ему виднее. Просим его сбросить хотя бы акью. Снова разворачиваемся и с высоты ста метров над ледником сбрасываем акью. Падает она в нескольких веревках от места, где лежит Мигла. Вертолет с нами уходит, огибая западный гребень на юг, и садится далеко внизу в зеленой долине реки. Спрыгиваем на землю, выбрасываем рюкзаки и бежим в сторону языка ледника.

Темп движения все время на пределе, но весь отряд в отличной спортивной форме. На ходу успеваем обратить внимание на крутые стены Мечты. Здесь давно не было альпинистов. А двадцать лет тому назад, когда совершались восхождения, на такие стены не обращали внимания. Они были в то время проблемными. Двухкилометровые вертикали нависли над нами. Это - необыкновенно сказочная картина, но сейчас не до альпинизма и не до лирики. Мы молча продвигаемся к пострадавшему. Далековато нас выбросил командир вертолета. Под ногами средняя осыпь - самый неприятный для прохождения рельеф. Через два часа морена кончилась и появился ледник. По льду значительно легче двигаться. Быстро выскакиваем на лоб ледника, отсюда перспектива просматривается далеко: мы видим двух людей, впрягшихся, как бурлаки, в акью. Дорогой читатель, только тот, кто тащил акью с человеком, может понять нечеловеческие усилия этих парней, тащивших своего друга. Установив голосовую связь с ребятами, отряд быстро присоединился к транспортировке. Доктор сделал обезболивающий "букет", положили специальную шину на ногу больного и потащили. Относительно прохладно на леднике, но несмотря на это, пот заливает глаза. Тяжело. Постепенно снимаем с себя верхнюю одежду. Темнеет. Рюкзаки, лишние тряпки грузим на Мариса. Он - здоровый парень, как гора огромный, тащит на полусогнутых ногах непосильный для нормальных условий груз. Через каждые полтора-два часа действие обезболивающих лекарств заканчивается. Мигла начинает стонать, а мы останавливаемся и падаем рядом с акьей в изнеможении. Ему еще тяжелее. Врач набирает в шприц новый "букет" обезболивающих и делает очередную инъекцию. Видно, как начинает действовать на больного укол. Засыпая, Мигла совершенно пьяным голосом шепчет: "Ребята, какой кайф. Как в лучших ресторанах Риги". Да, может быть, когда-нибудь и встретимся в рижских ресторанах.

Транспортировка продолжается всю ночь. С восходом солнца мы дотащили акью с больным до травы, на место, куда, по договоренности с командиром вертолета, он должен прилететь. Попадали возле акьи и забылись в полуобморочном сне. Растолкал меня Олег: "Валера, где спички, надо бы примус раскочегарить". Мучительно вспоминаю, что спички в кармане пуховки, а пуховка у Мариса. Оглядываемся, Мариса рядом нет. Олег просит меня поискать его. Поднимаюсь на ноги, пошатываясь, иду в сторону морены. Земля колышется под ногами, усталость берет свое. За большим камнем, замечаю рукав пуховки, заглядываю за угол - там лежит на спине Марис, разбросав руки и ноги, а вокруг валяются наши рюкзаки и вещи. Как это все он тащил на себе? Пока я будил Мариса, появились из-за морены пошатывающиеся Виктор и Карл. Вот так, дотащив до травы акью с пострадавшим, спасатели выпали. Отключились, полностью выработав все свои силы на спасаловке, самые выносливые альпинисты альплагеря "Варзоб". В одиннадцать утра услышали звук вертолета, а еще через десять минут вся наша команда с пострадавшим летела в сторону Душанбе.

Судьба дважды подарила мне возможность побывать в этих чистых, нетронутых человеком местах: под западными стенами Мечты - озеро изумительной красоты с плавающими айсбергами и берега его покрыты ковром горных цветов. Стены, замеченные нами во время спасательных работ, запали в душу. Очень захотелось пройти эту диретиссиму на Мечту. На следующий год, согласовав с Капитановым план похода, я с отрядом новичков прошел путь Кулиса в обратном направлении вокруг Мечты. Думаю, это пятисуточное путешествие оставило неизгладимый след в душах начинающих альпинистов и инструкторов моего отряда. Восторгом были переполнены наши души от увиденной за эти дни первозданной красоты. Я сделал технические фотографии стены, наметил подходы к началу маршрута, и вскоре мы снова были под стеной. В команде альплагеря, составленной из спасателей, мне удалось пройти красивую почти двухкилометровую вертикаль - маршрут моей мечты, оставивший неизгладимые воспоминания на многие годы. По рассказам рижан, на Новый год, через полгода после травмы, Мигла уже танцевал, выпив бокал шампанского за здоровье спасателей. Правда, в нашу команду для восхождения на Мечту, он еще не смог попасть.

 







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия