Письмо второе Трудности, о которых мы толковали, не безвыходные, от них естьлекарства. Первое: жена работает вместе с мужем и является для него самойлучшей и надежной помощницей. Если медицинская сестра или женщина-врач вышлазамуж за доктора и сделалась его правой рукой, она тем самым обеспечиваетпрочность брака, пусть ее роль как специалиста и не столь при метна. То жеможно сказать и о женщине, изучившей стенографию и машинопись и ставшейсекретарем своего мужа-журналиста, писателя или сценариста. Ничто так нецементирует брак, как совместный труд. Союз сердец дополняется тогдапрофессиональным сотрудничеством. У таких супругов всегда найдутся темы дляразговоров. Интересы их тесно переплетены, и вопрос о разделе сфер влиянияне возникает между ними. Брак от этого становится и гармоничнее, и прочнее. Такое разделение обязанностей зачастую требует от женщинысамоотверженности. Это похвально. В свое время я был знаком ссупругами-медиками: оба они прекрасно учились, оба успешно стажировались вклинике, обоих ожидало блестящее будущее. Однако жена решила остаться лишьассистенткой своего мужа. Все важные открытия, которые в действительностипринадлежали им обоим, публиковались только за его подписью. Когда яоднажды похвалил ее за скромность, она мне ответила: "С моей стороны тутнет никакой заслуги, и я не испытываю никаких сожалений. Напротив, яубеждена, что в дружной семье нет заслуг кого-то одного -- мужа или жены,как не существует отдельно имени мужа и имени жены. Союз двоих един инеразделим во всем. Успехи моего мужа -- это и мои успехи, я тоже испытываюсвязанную с ними радость". Жизнь подтвердила ее правоту, ибо с годами ихбрачный союз все больше укреплялся. Совсем иные проблемы возникают, когда супруги работают в разныхобластях. Если женщина -- директор фирмы, кинозвезда или политическийдеятель -- добилась больших успехов, тогда как успехи мужа незначительныили их вовсе нет, от нее потребуется величайший такт и бесконечнаяделикатность, чтобы муж принял подобное положение дел, которое присовременном состоянии наших нравов все еще представляется мужчинаманормальным. В этом случае лучшее решение -- приобщить мужа к деятельностижены, которая столь преуспела, но в такой форме, чтобы его гордость непострадала. Он может взять на себя ведение дел жены. Предположим, онамодельерша и создает необыкновенные образцы одежды. Он займется финансамифирмы. Она кинозвезда и завоевывает экраны всей планеты? Он будет еепродюсером. Немного скромности, побольше обоюдных похвал и подлинногочувства -- и брак уцелеет. Когда замужняя женщина работает бок о бок с другими мужчинами или подначалом хозяина, встает проблема ревности. Повседневное общение мужчины иженщины, занимающихся одним делом, может привести к возникновению в ихотношениях некоторой интимности или фамильярности. Женщина, чего доброго,почувствует, что коллеги, с которыми она делит повседневные заботы и которыепомогают ей справиться с работой, ей ближе, чем муж, которого она видит лишьвечером, устав после трудового дня. При таких обстоятельствах для сохранения семьи женщине необходимаособая осмотрительность в отношениях с начальниками и сослуживцами и полнаяоткровенность с мужем. Весьма опасен также случай, когда из-за своейпрофессии супруги вступают в конфликт. Время года, удобное для отпускаодному из них, не подходит другому. Или один из супругов вынужден по деламслужбы много ездить, между тем как другой -- по необходимости или по складухарактера -- предпочитает покой и домашний уют. Все это -- конфликты,присущие нашему времени, когда легче обрести душевное равновесие в работе,чем в семье. Долг женщины -- примирить работу и личную жизнь. Положение молоденькой девушки в современном обществе стало несравненнолучше, чем прежде. Обладать специальностью для нее чрезвычайно выгодно.Мало того что она теперь сама зарабатывает себе на жизнь, жизнь ее сталасодержательнее и интереснее, выйдя за рамки семейного круга. Юной героинеБальзака приходилось выходить замуж за человека, выбранного родителями,так как ей негде было встретить другого; в наше время, молодая девушкасталкивается на работе со множеством мужчин, и совместный труд позволяет ейлучше разобраться в них. В прошлом жених, с которым она встречалась вторжественной обстановке, никак не раскрывался перед нею. Повсе дневная жизнь завода, лаборатории или больницы непременно выявляет вседостоинства и недостатки мужчин. Кроме того, девушка, способная сама себяпрокормить, вступает в брак не в силу необходимости, а по свободномувыбору. Профессия защищает ее и служит ей добрым советчиком. Все хорошенько взвесив, я пришел к выводу, что девушка, выбравшая себев мужья человека, чьи профессиональные интересы ей не чужды, закладываетнадежные основы своего будущего счастья. Нет ничего прекраснее на свете, чембрак, в котором все общее: любовь, духовные интересы, победы и поражения -- словом, и дела, ичувства. Прощайте.
Нежная, как воспоминание*
"Нежная, как воспоминание"... Так озаглавлен томик писем ГийомаАполлинера, который вам надлежит прочесть. Любовные письма ныне редки икратки. Письма Аполлинера вас восхитят. К тому же они как нельзя болееподходят вам, ибо также адресованы незнакомке. Это произошло 1 января 1915 года. Артиллерийский капрал Костровицкий(в литературу он вошел как Гийом Аполлинер, по двум своим именам) сел вНицце в марсельский поезд и увидел в купе прелестную девушку Мадлену П. Онбыл нежен и поэтичен и заговорил с незнакомкой о любви, стал читать ейстихи. Бодлер, Верлен, Вийон... Аполлинер и незнакомка знали наизусть однихи тех же поэтов. "Однако он читал или, вернее, негромко проговаривал стихи,-- пишет она, -- с такой простотой, что я не могла с ним сравниться;изумленная, я покорно уступала ему, едва начав какое-нибудьстихотворение..." До чего изящно сказано. Он уезжал на фронт, она направлялась в Алжир; они обменялись адресами, и завязалась чуть ли не ежедневная переписка.Сидя на мешке с овсом, положив бумагу на ствол упавшего дерева, капралписал, воскрешая в памяти образ словоохотливой молодень кой пассажирки с длинными ресницами. Будучи поэтом и рыцарем, ониграючи сочинял дивные письма, усеянные стихотворными строфами: Галопом мчат воспоминанья К ее сиреневым глазам. И беззаботные мечтанья Меня уносят к небесам. Вам кажется странным, querida, что эта переписка с незнакомкой, которуюон видел всего три часа и даже ни разу не поцеловал, породила большуюлюбовь? Я же полагаю, что нет ничего более естественного. После Стендаля иПруста мысль о том, что источник любви скорее в нас, нежели в любимомсуществе, превратилась в общее место. Сердце солдата, балансирующего междужизнью и смертью, переполнено любовью. Появляется незнакомка -- и егочувство, переливаясь через край, сосредоточивается на ней икристаллизуется. История подсказывает нам, что больше всего любили техженщин, которых редко видели. Данте ничего толком не знал о Беатриче; самымпламенным своим страстям Стендаль предавался главным образом в мыслях, а"прелестная девушка" из цикла романов "В поисках утраченного времени"только однажды промелькнула на перроне вокзала. Так и письма Аполлинера,становясь все более страстными и под влиянием разлуки пропитываясь неистовойчувственностью, стали гораздо более спокойными, стоило ему во время отпускаповидаться со своей любимой. "Великая сила женщин -- в их отсутствии". Такчто вы очень сильны, сударыня. Если вам придутся по вкусу эти сокровенные признания поэта, прочтитезатем и другие его любовные послания; вы обнаружите, что он нередко писал водин и тот же день сразу трем разным женщинам, посвящал им одинаковые, лишьс незначительными изменениями, стихи. Вас это коробит? Вы не правы, мояпрелесть. Все влюбленные, блиставшие в эпистолярном жанре, поступали такимже образом. Шатобриан мог, не задумываясь, скопировать для госпожи деКастеллан письмо, прежде написанное им госпоже Рекамье. А уж стихи иподавно! Как отказаться от такого замечательного оружия и не употребить егоеще раз? Вас приводит в ужас эта неискренность? Но поэты как нельзя болееискренни, querida. Для Аполлинера или Шатобриана все три женщины сливаются водин образ сильфиды, созданный их воображением. Поэтам нужны такиеперевоплощения. Без них нет поэзии. "Неужели вы думаете, что, будь Лаураженой Петрарки, он бы всю жизнь писал сонеты?" -- спрашивал великий Байрон. Так что оставайтесь незнакомкой. Прощайте.