Тема 15. особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIX века
XIX век – новая эра в бальной хореографии. Балы и маскарады. Демократизация бальной хореографии. Стандартизация мужского костюма. Торжественность художественного стиля ампир в облике бального женского костюма начала века XIX века. Разделение костюмов по назначению: бальные, домашние и т.д. Отказ от корсета в женском платье (свобода движений). Общий тип бального женского костюма: длинное платье (с лифом под грудью), глубокое декольте, рукав – «фонарик» и т.д. Наличие в бальном платье длинных шлейфов (с лифом или с поясом). Веер, перчатки, атласные бальные туфельки – непременное условие женского бального костюма. Элементы античности в женских прическах: гребни, диадемы и т.д. Эволюция бытового танца (положение партнеров в паре лиц он друг к другу; кавалер держит даму за талию). Обращение к народной тематике в костюме и танцах. Вальс и его роль в развитии бытового и сценического танца. Эстетические принципы романтического стиля 20–30 годов XIX века. Особенность стиля женского бального костюма романтического стиля – «воздушное создание»: очень стянутая корсетом талия, сильно открытое короткое (до щиколотки) платье с расширенной к низу юбкой, плотно облегающие руку до запястья перчатки и т.д. Особенность бальной обуви. Сценический образ и костюм М. Тальони и их влияние на эстетику женского платья 40–х годов. Романтический стиль в бытовой хореографии. Возвращение стиля «рококо» середины столетия. Кринолин как обязательное условие бальных и придворных платьев. Перчатки – непременное дополнение бального женского туалета. Разделение женских украшений на вечерние (бальные) и повседневные. Изменение женского силуэта конца столетия (S-образная линия изгиба корсета). Простота композиционного и лексического построения бальных танцев. Доступность массовому исполнительству. Появление танцев сочиненных русскими хореографами. Роль Н. Гавликовского, А. Бычкова, Е. Иванова и других балетмейстеров в создании бытовой хореографии в России конца XIX века.
Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра
Тема 16. Композиция танцев классического наследия (XVI век). Творчество Л. Лавровского (1905–1967 гг.). История создания балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940 г.). Воплощение трагического конфликта в советском балетном театре. Музыкальная и хореографическая драматургия. Композиция «Танца с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Бранль – основа хореографического текста танца. Своеобразие композиционного рисунка. Характер и манера исполнения танца.
|