Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ




В рисунке «Человек под дождем» может меняться экспозиция. Изучение вариантов экспозиции очень важно для анализа.

Так, например, если человек изображен уходящим, удаляющим, то это может быть связано с наличием тенденций к уходу от трудных жизненных ситуаций, стремлением избегать неприятностей. Особенно сильно эти тенденции проявляются, когда фигура человека изображается как бы наблюдаемой с «высоты птичьего полета».

В случаях смещения фигуры «человека под дождем» в правую или левую часть листа, вверх или вниз, интерпретация строится с учетом того, что говорилось ранее (см. «Человек»).

Так, например, если персонаж рисунка перемещается в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к отходу от действительности, потере опоры под ногами, наличие защитных механизмов по типу фантазирования.

Поворот фигуры в профиль или спиной указывает на определенный тип реагирования человека, для которого характерна некоторая скрытость, уход в себя, потеря целостности самоощущения и реагирования.

Изменение размера фигуры.

Увеличение размера фигуры «Человека под дождем» встречается иногда у людей, которые в трудных ситуациях чувствуют себя более сильными, уверенными. Неприятности мобилизуют их. То же имеет место у людей, которые только демонстрируют свою мужественность, жизнестойкость, уверенность другим людям по типу компенсаторных защитных механизмов, но в действительности не обладают этими качествами.

Для более точной интерпретации необходимо учитывать все детали рисунка и особенности изображения.

Уменьшение фигуры «человека под дождем» имеет место в рисунках людей, пасующих перед неприятностями, нуждающимися в защите и покровительстве, имеющих тенденцию к регрессивному, инфантильному способу реагирования на сложные ситуации и стремление перенести ответственность за собственную жизнь на других людей.

Трансформация фигуры человека под дождем.

Изменение пола персонажа в рисунке. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, либо более маскулинный, либо более фемильный.

Изменение возраста - омолаживание или, наоборот, увеличение возраста, указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц; чувствует ли он себя ребенком или беззащитным стариком, например.

Изменение типа изображения когда, например, романтический персонаж в рисунке преобразуется в деловой или в человека в униформе, это отражает специфику психологических защитных механизмов и тип реагирования на ситуацию.

В случае трансформации фигуры человека может иметь место «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения.

Например, в детском рисунке, в качестве «человека под дождем» изображается собственная бабушка, или в мужском рисунке - собственная жена.

Если в рисунке «человек под дождем» при изображении фигуры человека пропускаются какие-либо части тела, интерпретация проводится в соответствии со значением этих деталей изображения и указывает также на специфику защитных механизмов и особенность проявлений ЭГО реакций.

Очень важно определить, в каком настроении пребывает персонаж в рисунке «человек под дождем»: радужном, ликующем, удрученном, застывшем и т.д.

Одежда человека в рисунке также имеет существенное значение.

Согласно символическому значению образов, одежда - это «личина», маска, защита. Функцией одежды является «формирование защиты от стихии».

Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите и стремление к стереотипам.

Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных культурных стереотипов поведения, импульсивность реагирования, в ряде случаев любование своими проблемами и переживаниями.

Более точная интерпретация возможна при использовании языка образов и тех указаний, которые даны в разделе «Человек».

Дождь, тучи, облака в рисунке.

Дождь - стихия, помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека спрятаться, закрыться.

Дождь изображается различным образом, он может состоять из редких капель, линий, точек. Изображается небрежно или тщательно прорисовывается.

Характер «подачи» дождя связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: как временная, преодолимая, проходящая, постоянная, тяжелая; связанная с деловой, эмоциональной, личностной сферой; провоцируется мужчинами или женщинами.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит», и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени.

Интерпретация проводится в соответствии с теми значениями, которые приписываются правому и левому сторонам листа или сторонам фигуры. Важно обращать внимание на степень «попадания дождя» на фигуру.

Дождь может «литься» только на зонт; может мочить только голову, нижнюю часть туловища или верхнюю часть. Может быть и так, что в руках есть зонт, но он не защищает и дождь падает на всю фигуру человека.

Тучи. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер и расположение на листе, сочетание туч и дождя.

В депрессивном состоянии пессимистическое отношение к жизни проявляется в изображении тяжелых, грозовых облаков, нависающих над человеком и занимающих все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия невыгодной ситуации. Они как бы символизируют те переживания. Которые остаются после «дождя».

Много информации дает манера изображения луж, их форма, число, глубина, степень закрашенности, брызги, используемые для их создания цвета.

Важно отмечать, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон, или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали.

Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пытается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзиорную атмосферу, уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

В качестве дополнительных деталей могут быть представлены как аксессуары одежды, которые персонаж держит в руках, ограничивая свободу функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, автобусные остановки, деревья, машины и т.д.

Все дополнительные детали можно рассматривать как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке при воздействии внешних неблагоприятных факторов.

Более полная расшифровка изображения деталей основывается на расшифровке символического значения представленных образов.

Зонт.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий или своеобразное «убежище» от несчастий.

Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка зонта - отцовское.

Зонт в руках может быть изображен как защищающий от непогоды, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт отсутствует.

Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт, напоминающий «грибок на детской площадке», может иметь место сильная эффективная зависимость от матери, спасающей, указывающей, решающей все сложные ситуации за человека.

Следует обратить внимание на характер прорисовки купола зонта. Это может быть очень информативным.

Встречаются следующие изображения зонта: зонт, как плоский блик, зонт-шапка, зонт-бабочка, «вызывающий» со сложными узорами, вывернутый зонт, полузакрытый сломанный зонт.

Ручка зонта может быть прорисована также весьма разнообразно - длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобразная, прозрачная, закрашенная, прямая или искривленная.

Важно учитывать размер и расположение зонта в отношении фигуры человека. Он может быть непропорционально большим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная характеристика указывает на интенсивность действия механизмов психической защиты. Показательна также степень погруженности человека «в зонт». Зонт может быть расположен высоко над головой; лежать на голове; закрывать голову, лицо, плечи, как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко над головой, что создается впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным, упавшим на землю или унесенным ветром.

Данная проективная методика дает богатейший диагностический материал и может применяться как самостоятельно, так и в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть рекомендована специалистами для более широкого применения.

 

 

НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ.

Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь достаточно безопасен и не предоставляет угрозы.

Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных защитных механизмов.

Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в отношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощущения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

Некоторые исследователи используют прочтение изображения членов для оценок интеллектуального уровня испытуемых таким же образом, как в тесте «Нарисуй человека», хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика.

При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист белой бумаги, хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дается инструкция «Нарисуй свою семью». Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбадриваю!. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Экспериментатору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с изображением.

После выполнения задания могут предложены различные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисованного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунка - птицы, зверушки. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто более продуктивными оказываются проективные вопросы типа: «Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?». «Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?». «Кого мама позовет идти с собой?»

Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три - на выявление позитивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом и тебе на везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «X» билетов на интересную кинокартину (билетов меньше на один, чем членов в семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуальных особенностях.

При интерпретации теста «Нарисуй свою семью» важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи; на расположение на листе бумаги.

порядок их изображения, группирование, особенность графических презентаций членов семьи, последовательность в изображении.

Структура рисунка семьи.

Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае эмоционального благополучия в семье. По данным исследований, 85% детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травматические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости, чувство небезопасности, тревожности; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком.

Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обычно, «забывают» нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом проявляется стремление как бы «разрядить» тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми.

Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренции в семье, стремление «монополизировать на символическом уровне» недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос. Почему не нарисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: «Не нарисовал, потому что не осталось места», «Он пошел гулять», иногда дается более откровенный ответ:»Не хочу, чтобы он с нами жил».

В некоторых случаях изображения членов семьи «замещаются» изображениями зверей или птиц. Важно, попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок старается уменьшить.

Изображение, вместо реальной семьи, семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семейных отношениях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым эмоциональным контактам.

Исключение собственного изображения из рисунка, или изображение семьи. Когда вместо членов семьи рисуется только собственный портрет, также свидетельствует о проблемных семейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Презентация в рисунках только собственного изображения указывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера.

Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает негативный эмоциональный фон, можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции.

Информативным является также и увеличение состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлетворительными отношениями в семье, неудовлетворенными психологическими потребностями.

Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить наличие неудовлетворенных потребностей в равноправных, кооперативных связях. Подобные рисунки чаще делают единственные дети в семье.

Когда «прорисовываются» дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка занять охраняющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется собачка или кошечка, несуществующие в реальности.

Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы «дополняют» родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированной, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в более близких эмоциональных контактах.

В некоторых случаях это указывает на символическое разрушение целостности семьи и месть родителям из-за ощущения отверженности и ненужности.

 

Расположение членов семьи.

 

Психологическая дистанция между членами семьи часто выражается посредством физической дистанции при расположении их на листе бумаги. В этом случае законы проксематики используются с учетом того, что рисунок - это символическая ситуация, которая создается только одним автором.

По расположению фигур на рисунке можно судить о некоторых психологических особенностях взаимоотношений в семье.

Включенность всех членов семьи в общую деятельность, как правило, является благоприятным признаком.

Однако, когда объединение семейной группы достигается за счет внешних обстоятельств (например, все члены семьи помещаются в лодку, в маленький домик и пр.), это может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью и об ощущении тщетности своей попытки.

Когда члены семьи изображаются изолированно друг от друга, это может указывать на низкий уровень эмоциональных связей, дезинтегрированность семьи.

Характер группирования членов семьи в рисунке отражает психологические микроструктуры семьи, коалиции, наличие конфронтации в семье.

Если ребенок рисует только себя в отдалении, это может указывать на наличие у него чувства невключенности, отчужденности. «Отдаление» другого члена семьи, как правило, связано с негативным отношением к нему ребенка, ощущением угрозы, которая исходит от этого человека, либо с его малой значимостью или отчужденностью его от семьи.

Эмоциональные связи выражаются в рисунке не только посредством физических расстояний, но и посредством отделения членов семьи друг от друга при помощи каких-то объектов деления рисунка на ячейки, в которых располагаются члены семьи.

Изображение стены или какого-либо физического барьера отражает тот факт, что эмоциональная энергия между членами семьи блокируется по каким-то причинам.

Если одна или несколько фигур на рисунке обведены, заключены во сто-то, это отражает наличие у ребенка трудностей при взаимодействии с этим «интеллектуальным» человеком. В ряде случаев члены семьи могут изображаться в отдельных отсеках, в разделенных квадратиках, что отражает ситуацию, в которой чувства членов семьи как бы «обрезаются». Такого рода рисунки показывают на начало социальной изоляции, отход от реальности. Что может привести к серьезным проблемам при отсутствии специальной помощи.

Изображение кого-либо из членов семьи или самого себя на обратной стороне листа свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении или о неразрешенном конфликте. Если рисующий таким образом изображает самого себя, то это может отражать его чувство тревоги в связи в связи с принадлежностью к семейной группе. В случае, если это чувство весьма сильное, испытуемый может даже категорически отказаться рисовать всех членов семьи вместе.

Интерпретация особенностей изображения фигур в «Рисунке семьи» Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут нести информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении к данному члену семьи, о восприятии его. А также об образе «Я» испытуемого и об особенностях его половой идентификации.

Необходимо обращать внимание на следующие параметры:

1. Количество деталей фигуры: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Детали одежды и украшения: шапка, воротник, карманы, банты, галстук, ремни. Пуговицы, прическа, украшения одежды, покрой, узоры на одежде и пр.

3. Количество используемых для рисования фигуры цветов.

Как правило, более тщательно прорисовывается и декороруется фигура человека, с которым установлены хорошие эмоциональные отношения. И наоборот, негативное отношение к человеку проявляется в большей схематичности, незаконченности его графической презентации, в пропуске некоторых частей тела. Это также может указывать и на агрессивные побуждения но отношению к этому человеку.

Если рисунок сделан простым карандашом, то амбивалентные чувства или чувства беспокойства могут проявляться в вариациях качества линий или в стирании тех или иных частей фигуры.

Если для изображения используются цветные карандаши, выбранные для разных членов семьи, могут символическим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.

Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются во внимание только значительные искажения.

Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превосходство, значимость, доминирование.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как и для древнего египтянина, величина фигуры является средством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения его родителей. Это может быть связано с эгоцентричностью ребенка, с его попыткой решить таким образом проблему «эдипова комплекса». В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противоположного пола, ребенок по величине приравнивает себя к нему, исключая или преуменьшая при этом «конкурента».

Маленькими изображают себя дети, чувствующие свою незначительность, ненужность в семье, требующие опеки со стороны родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство небезопасности.

При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы отдельные части тела. Так как отдельные части тела связаны с определенными формами активности, то характер их презентации указывает на специфическую проблематику.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей, когда в рисунках появляются фигуры с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные желания изображенного таким образом, то это является выражением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют такие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.

Отсутствие рук у фигур может отражать как чувство бессилия, неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со стороны окружающих, так и потребность ограничить чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.

Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным человеком или враждебное отношение к нему.

Дополнительную информацию также дает выражение лиц изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить, чем изображенные фигуры людей отличаются друг от друга.

Изображение зубов и выделение рта встречается в рисунках людей, склонных к оральной агрессии. Если таким образом изображается какого-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.

 

Дополнительные детали в рисунке.

Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т.д. могут указывать на чувства подавленности, потребности в любви и безопасности. То же значение имеет и прочерченная линия основания, находящаяся под ногами у членов семьи.

Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологическое дистанцирование.

Анализ процесса рисования.

При анализе рисования следует обратить внимание на:

A) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

B) стирание;

Г) возращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

Д) паузы;

Е) спонтанные комментарии.

За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значимую информацию.

По данным исследований, 35% детей первой рисуют фигуру матери, 35% - себя, 17% - отца, 8% - братьев и сестер.

Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек.

Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.

В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т..д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией.

Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет конечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изображения. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Проявление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально «заряженные» области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы и направить беседу в нужное русло, что позволит более точно подойти к интерпретации рисунка.

 

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

 

В 1972 году Bums и Kaufman S предложили новую методику «Кинетический рисунок семьи», которая вскоре получила большое признание.

Модификаторы неудовлетворены тем, что традиционное задание «Нарисуй свою семью», как правило, приводит к созданию статистической картинки, в которой все члены семьи располагаются в ряд и повернуты лицом к наблюдателю.

Попытка ввести в действие дополнительный кинетический фактор привела к созданию новой инструкции: «Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты».

Методика «Кинетический рисунок семьи» позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как испытуемый воспринимает семейные взаимоотношения и каждого члена семьи, и какие чувства испытывает к каждому.

Создавая схему интерпретации теста, авторы выделили четыре значимых уровня анализа:

1. характеристики индивидуальных фигур рисунка;

2. действия персонажей;

3. стиль;

4. символы.

Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией фигур «Нарисуй человека». Принимается во внимание порядок изображения фигур, их расположение по отношению друг к другу. Важно отметить, что характер изображения каждой из фигур следует рассматривать в контексте всей картинки.

Действия персонажей рисунка могут быть весьма разнообразными и отражать как типичные занятия членов семьи, так и наиболее предпочтительные, ожидаемые, желаемые для испытуемого.

В процессе выполнения кинетического рисунка семьи дети часто изображают своих родителей, выполняющих стереотипные роли, делающих привычные домашние дела.

Например, отцов чаще всего изображают читающими, отдыхающими, сидящими у телевизора и т.д. Мамы - готовят, убирают, гладят. Себя чаще всего изображают за игрой, за едой, за уроками, или помогающими маме.

Если какой либо член семьи изображается в совершенно отличной манере, но по сравнению с тем, как изображаются остальные, то это может отражать его «особое» положение в семейной группе. Например, если отец в семье постоянно требует к себе чрезмерного внимания, ребенок может нарисовать его как бы повернутым в другой плоскости.

Действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенными отношениями. «Энергия» или «поля напряжения» могут отражать злобу зависть, соревнование, стремление к близости, к контактам. Например, две фигуры могут быть изображены смотрящими друг на друга, и это отражает их эмоциональную близость, чувства любви и привязанности.

Использование определенных специфических символов часто встречается у детей, не имеющих возможности свои чувства проявлять открыто.

Например, мячи часто изображаются как символ соревнования. При сильное выражении чувства соперничества и при условии, когда эти чувства не могут бытьоткрыто проявлены. Мяч рисуется подпрыгивающим, скачущим вверх-вниз, а не перебрасывающимся от одного к другому.

Огонь, свет - символы тепла обычно рассматриваются как выразители чувств символически отражает желание любви в более тесных эмоциональных связях. Однако, возможно, что такие чувства очень часто сопровождаются гневом, из-за того, что потребность в эмоциональных связях не удовлетворяется должным образом. Символ света также символизирует потребность в любви, но без сопровождающего чувства гнева.

Линии наверху листа над рисунком или тяжелые объемные облака обычно рисуются, когда внешний мир воспринимается субъектом как пугающий или полный темноты и беспокойства.

Можно выделит около 40 часто повторяющихся в рисунках символов, которые могут быть проинтерпретированы согласно принципам психоанализа. Однако не следует приписывать символам фиксированные значения, имея в виду, что у них может быть индивидуальный смысл или значение, которое они приобретают в конкретной ситуации.

Bums и Kaufman создали детализированное экстенсивное руководство для интерпретации кинетического рисунка семьи, а также разработали специальную шкалу для быстрого оценивания результатов.

Авторы выделили пять симптомокомплексов для оценки теста:

1. благоприятная семейная ситуация;

2. тревожность;

3. конфликтность в семье;

4. чувство неполноценности;

5. враждебность в семейной ситуации.

 

1. благоприятная семейная ситуация отражается в рисунке при помощи следующих характеристик:

-все члены семьи объединены совместной деятельностью.

-На рисунке преобладают люди.

-Изображается семья в полном составе.

-Отсутствуют изолированные члены семьи.

-Отсутствует штриховка.

-Хорошее качество линий.

-Отсутствуют показатели враждебности.

-Имеет место адекватное расположение людей на листе бумаги.

- Имеют место другие возможные признаки.

 

2. Тревожность:

- Имеет место штриховка.

- Прорисованы линия основания.

- Прорисована линия над рисунком.

- Линии выполняются с сильным нажимом.

- Имеет место стирание.

- Проявляется преувеличенное внимание к деталям.

- На рисунке преобладают вещи.

- Имеют место двойные и прерывистые линии.

- Отдельные детали рисунка подчеркиваются.

- Имеются другие признаки тревожности.

 

3. Конфликтность в семье:

- Фигуры на рисунке разделяются барьерами.

- Отдельные фигуры стираются;

- У некоторых фигур отсутствуют основные части тела.

- Отдельные фигуры выделены.

- Отдельные фигуры изолированы.

- Неадекватная величина отдельных фигур.

- Несоответствие рисунка и его словесного описания.

- Преобладание в рисунке вещей, предметов.

- Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи.

- Стоящий спиной член семьи.

- Другие признаки.

 

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации:

- Автор рисунка непропорционально маленький.

- Фигуры расположены в нижней части листа.

- Линии изображаются слабые, прерывистые.

- Изоляция автора от других.

- Маленькие фигуры.

- Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора.

- Отсутствие фигуры автора.

- Автор стоит спиной.

- Другие возможные признаки.

 

5. Враждебность в семейной ситуации:

- Одна фигура изображена на другом листе или на перевернутой стороне листа.

- Агрессивная позиция фигуры.

- Зачеркнутая фигура.

- Деформированная фигура.

- Руки раскинуты в стороны.

- Пальцы длинные, подчеркнутые.

- Другие возможные признаки.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.114 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7