Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В каком-то смысле человек – это не только венец, но и всегда потенци­альное фиаско мирового бытия.





Оставляя в стороне крайне сложное понятие прогресса, вернемся к категории «развитие». Среди множества концепций, положительно решающих вопрос об из­менчивости мира и его необратимом качественном развитии1, можно выделить ряд основных моделей.

 

4. Основные модели развития

 

Прежде всего выделим концепции регрессивного развития, где необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного по­нижения качественных характеристик бытия, его неуклонной функциональной и структурной деградации. Чаще всего акценты на регрессивных аспектах разви­тия носят локальный характер и ограничиваются социальными процессами. На­пример, в концепции русского мыслителя К.Н.Леонтьева современное общество движется к утрате качественного разнообразия, к губительному демократическому всесмешению и культурному нивелированию. Регрессивный взгляд на общество свойственен французскому консерватизму, лидером которого является Р.Генон. По его мысли, все современные религии (кроме ислама) и духовные учения – про­дукт исторической деградации и утраты полноты первоначальной Сакральной Традиции. В принципе все современное общество с его техникой, демократией, профанной наукой и философией – духовно и социально деградирующее образо­вание. Однако все эти подходы не новы.

Наиболее систематический вариант регрессивной теории развития представ­лен в китайской классической философии, особенно ее конфуцианской и в мень­шей степени даосской традицией. Здесь постулируется тезис, что только предки были совершенно мудрыми людьми (чжуань цзы), которым был внятен голос Неба и Дао и которые, повинуясь сверхличному мировому закону, вели гармоничную социальную, семейную и личную жизнь. Чем дальше развивается общество, тем менее цели и стимулы человеческого бытия сообразуются с законами мировой

1 Мы оставляем за пределами нашего рассмотрения ортодоксальные креационистские модели, неоплато­ническую доктрину эманации, а также различные варианты теории абсолютного круговорота стоического типа или идею «вечного возвращения» Ф.Ницше. С нашей точки зрения, они представляют скорее исторический и общекультурный, нежели теоретический интерес.


жизни, а значит, тем несчастнее и дисгармоничнее живет человек. Аналогичные мотивы утраченного «золотого века» можно найти в индийской и греческой фило­софских традициях. Правда, во всех древних традициях подчеркивается, что су­ществующий регрессивный этап должен рано или поздно смениться новым куль­турным взлетом и социальным расцветом. Идея же универсального и постоянного мирового регресса носит экзотический характер и является плодом пессимистиче­ских антисциентистских настроений XX века.

Среди философских теорий развития, принимающих идею прогресса, нужно в первую очередь выделить эволюционистскую модель, выдвинутую Г.Спенсе­ром (1820–1903) и до сих пор весьма популярную в среде биологов. Здесь об­основывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы (неважно, биологические, социальные или менталь­ные) эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграция) в рамках новой целостности, переходя «от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной однород­ности»1 до той поры, пока не обретут равновесия с внешней средой, не адаптиру­ется к ней.

Эволюцию здесь можно образно уподобить подъему автомобиля по панду­су, где нет качественных скачков и перерывов постепенности, по крайней мере с точки зрения действия базовых функциональных и структурных закономерностей. Соответственно при эволюционистской позиции всегда возникает редукционист­ский соблазн свести сложное к простому, высшее объяснить из низшего. Наиболее явные примеры такого рода – отрицание качественных разрывов между челове­ком и животным, живой и неживой природой. Недостатки и ограниченности такой модели имеют историческое оправдание и связаны с абсолютизацией эволюцион­ного подхода в биологии и его использованием для объяснения другого класса яв­лений, например, общества или природы в целом. В результате отрицаются скачки «взрывообразного типа», которые в наибольшей степени характерны именно для общественных явлений.

Противоположной моделью прогрессивного развития является эмерджен­тизм. Его с теми или иными вариантами развивали Л.Морган, Д.Александер, Г.Плеснер, А.Бергсон. Суть эмерджентизма заключается в абсолютизации скач­кообразного характера развития и полной несводимости высшего к низшему. В ре­зультате вновь возникшее качество никаким образом не может быть объяснено из закономерностей функционирования низлежащей ступени. Процесс развития представляет собой как бы ступенчатую лестницу, где пространство между выс­шей и низшей ступенью ничем не заполнено. Между ними существует принципи­альный онтологический разрыв.

В познании он чаще всего заполняется различными спекулятивными схемами с привлечением понятий типа «божественной воли», «катастрофичности мирового развития», «творческого порыва», «космической генетической программы» и т.д. Иногда же просто утверждается, что человек в принципе не может предсказать наступление нового качества, исходя из знания настоящего качества. В результате

1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1. СПб., 1876. С. 454.


действительность иногда представляется в эмерджентных концепциях как система спонтанно образующихся и функционирующих уровней мирового бытия.

Своеобразный синтез эволюционных и эмерджентных подходов на базе христианской креационистской установки был предложен в русской религиозной философии B.C.Соловьевым и Н.О.Лосским. Поскольку она по идеологическим причинам не рассматривалась в отечественной философско-теоретической лите­ратуре, то мы осветим ее несколько более подробно.

В «Оправдании добра» B.C.Соловьев рассматривает эволюцию Космоса как процесс «всемирного совершенствования»1 и выделяет пять царств-ступеней на этой великой лестнице жизни: минеральное, растительное, животное, человече­ское и Царство Божие. Каждое из них характеризуется повышением «бытия с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе»2.

В процессе эволюции каждое последующее царство не просто механически сменяет предыдущее, а органически вырастает на его основе, где каждое нижестоя­щее является материальной базой – как бы несущей основой3 – вышестоящего царства. Так, без минеральной основы не было бы растительности, раститель­ность – основа существования животного мира, животные органы и клетки – не­обходимые элементы телесной жизни человека. Более того, каждая последующая ступень включает все предыдущие на правах подчиненных моментов.

По мысли B.C.Соловьева, почти в полном согласии с диалектико-материалистической концепцией развития, происходит процесс «собирания Вселенной», где высшая ступень включает в себя все низшие, но сама несводима к ним. Общая же картина эволюции и здесь и там напоминает конус, имеющий отчетливую на­правленность к появлению человека. Однако на этом сходства между соловьевской теорией эволюции и марксистской диалектико-материалистической теорией закан­чиваются. Если бы великий русский философ ограничился подобным взглядом на сущность эволюции, то был бы даже на порядок ниже марксизма, ибо последний, как известно, сумел вскрыть ряд важных и объективных диалектических законо­мерностей развития, кстати, не оцененных по достоинству в русской религиозной философии, за исключением разве что А.Ф. Лосева. Об этом мы подробно погово­рим в рамках следующей лекции.

Однако B.C.Соловьев развивает подход, серьезно отличающийся как от диалектико-материалистического, так и от общенаучного взгляда на эволюцию как на прогрессивное движение от низшего к высшему. Несмотря на то что высшие формы эволюции действительно организуются на базе низших и появляются в историче­ском времени вроде бы после них, по B.C. Соловьеву, было бы в корне неверно ду­мать, что низшее порождает высшее, выступает его генетической причиной. С его точки зрения, порядок истинно сущего отнюдь не тождественен порядку явлений и ничто так часто не обманывает нас, как именно эмпирическая очевидность. На са­мом же деле именно высшее предшествует низшему и организует его и никогда не может быть объяснено из последнего. «Жизнь есть некоторое новое положительное

 

1 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 267.

2 Там же.

3 То есть то, что способно нести на себе нечто, но само по себе является вторичным и несущественным с точки зрения переносимого содержания.


содержание, – замечает B.C.Соловьев, – нечто большее сравнительно с безжиз­ненною материей, и выводить это большее из меньшего – значит утверждать, что нечто в действительности происходит из ничего, т.е. чистую нелепость»1.

Эволюция, феноменально разворачиваясь от простого к сложному, производит материальные условия для организации высших систем, но «собственное положи­тельное содержание высшего типа не возникает вновь из небытия, а существуя от века, лишь вступает (в известный момент процесса) в другую сферу бытия, в мир явлений»2. Образ высшего, по B.C.Соловьеву, из метафизического – идеально­го – состояния лишь переходит на проявленный план, до этого активно формируя из будущего свои материальные несущие основы в настоящем3. Это подобно тому, как если бы идеальная цель «наводила» материальные причины для того, чтобы реально сбыться.

Так, для своей высшей цели – актуально реализовавшегося Богочеловечества – Вселенная должна последовательно пройти через минеральное, раститель­ное, животное и человеческое царства. Именно этой сверхвременной высшей це­лью космического процесса определяется и общая логика мирового развития, и его конкретные исторические этапы.

Н.О.Лосский, анализируя различные теории эволюции, определяет теорию B.C.Соловьева как супранатуралистическую, учитывающую и материальные условия эволюции, и добавляющую к ним идеальную основу. Эта теория «берет от естествознания всю фактическую сторону эволюции, но, сверх того, она усмат­ривает в фактах ценностную и смысловую сторону их....Замысел Вл. Соловьева есть одна из попыток идеал-реалистической религиозной философии выработать целостное миропонимание, содержащее в себе синтез науки, философии и рели­гии»4. Собственный взгляд на развитие у Н.О.Лосского весьма близок к концеп­ции B.C.Соловьева. Он лишь делает больший упор на собственную активность и свободу эволюционирующих монад – основных субъектов космического процес­са. В сущности русские мыслители последовательно экстраполируют принципы целевой детерминации, имеющие основополагающее значение для человеческого бытия, на низлежащие слои мирового целого.

Сегодня подобная экстраполяция в свете данных по космологии и синерге­тике, которые мы приводили выше, уже не кажется столь экзотической и спекуля­тивной. Напротив, ее независимо от философии высказывают многие натурфило-софствующие естествоиспытатели. В некотором смысле подобная целевая детер­минация как детерминация будущим, обратна причинной связи как детерминации прошлым, а любой момент настоящего времени может быть рассмотрен как точка пересечения двух этих фундаментальных линий детерминации5.

Показательно, что чем выше эволюционный уровень развития, тем, по-видимому, больший удельный вес и значение начинает иметь именно целевая

 

1 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М, 1988. С. 272.

2 Там же. С. 274.

3 При этом следует помнить, что данное пространство идеальных целей имеет свою материальную несу­щую основу в виде софийной первоматерии, о чем речь у нас шла в предыдущей лекции, когда мы анализировали софиологическую парадигму в онтологии.

4 Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 326.

5 Более подробно о детерминизме речь пойдет в рамках следующей лекции.


детерминация. Человеческое бытие – наглядный тому пример. В самом деле, если человек твердо поставил себе цель, скажем, получить высшее образование, то этот идеальный образ будущего будет определять его важнейшие поступки в настоящем (успешная сдача в срок экзаменов, посещение вуза и т.д.), словно наводя движу­щие материальные причины для своего реального осуществления. Конечно, здесь можно было бы возразить, что образ будущего существует-то в индивидуальной человеческой голове именно в настоящий момент времени, поэтому о будущем здесь можно говорить лишь в виртуальном смысле. Однако этот аргумент убедите­лен только для того, кто отрицает объективное и непосредственное существование мысли вне индивидуальной человеческой головы, а также возможность обратного детерминирущего влияния этой мысли на индивидуальный творческий процесс. Однако все больше фактов из самых разных областей знания говорит о том, что наша психическая жизнь отнюдь не замыкается в границах нашей черепной короб­ки. К этой важнейшей и крайне сложной теме современного научного и философ­ского дискурса мы еще вернемся в рамках гносеологического раздела курса.

Однако онтологический статус целей в любом случае остается большой теоре­тической проблемой. Думается, что идеализм теистического типа представляется здесь столь же сомнительным, как и последовательный материализм, отрицающий всякое объективное наличие целей в природе. Думается, что здесь опять-таки наи­более эвристичной является монодуалистическая установка, а позитивные элемен­ты эволюционизма, эмерджентизма и супранатуралистического эволюционизма, равно как и рациональные идеи в теориях «круговорота» и регресса, способна ор­ганически снять диалектическая концепция развития,освобожденная от своих идеологизированных и, что называется, «партийных элементов».

Чуть выше мы подчеркивали эвристическое значение диалектики как логи­ческого и методологического средства целостного осмысления противоречивости движения любой природы. В рамках следующей лекции мы рассмотрим преиму­щества диалектического подхода к проблемам развития и к проблемам детерми­низма.


ЛЕКЦИЯ 14.

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ:







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия