На любой закон, каким бы всеобъемлющим или суровым он ни был, однажды находится противоположный закон, который приостанавливает, изменяет, прекращает или ослабляет его действие.
Самый жесткий закон Природы — только фиксированный процесс, который Властелин Природы определил и постоянно использует; Дух его создал, Дух может его и превзойти, но сначала мы должны открыть двери своей темницы и научиться жить более в Духе, чем в Природе.
Нет закона Природы, который нельзя было бы преодолеть и изменить, если у нас есть вера, что всем управляет Господь, и что мы можем войти в непосредственный контакт с Ним, если знаем, как выйти из темницы вековых привычек и отдаться без остатка Его воле. На самом деле ничто не фиксировано — все в непрерывном изменении, и восходящая трансформация шаг за шагом будет вести это бессознательное и смертное творение к вечному и всемогущему сознанию Господа. 3 августа 1969 г. Закон — это процесс или формула; но душа использует процессы и превосходит формулы.
Законы Природы императивны для физической природы только тогда, когда эта природа не находится под влиянием психического существа (души); потому что психическое существо обладает божественной силой, которая может использовать все процессы и формулы для своих целей и трансформировать их по своей воле. 5 августа 1969 г.
128. — «Живи в согласии с природой» — гласит правило Запада; но в согласии с какой природой: природой тела или природой, которая превосходит тело? Это первое, что мы должны определить. О, сын Бессмертия, живи в согласии с Богом, а не в согласии с Природой, и заставь и ее тоже жить согласно божеству внутри тебя. — Что имеет ввиду Шри Ауробиндо под «природой, которая превосходит тело»?
— Природа, превосходящая тело, это природа, которая продолжает жить даже после исчезновения тела; это психическая природа, которая бессмертна и божественна по своей сущности. Психическое может и должно осознать Божественное в себе и сознательно соединиться с ним. 7 августа 1969 г. Судьба — это предвидение Богом вне Пространства и Времени всего того, чему в Пространстве и Времени еще суждено случиться; все предначертанное им осуществят Сила и Необходимость через противоборство сил.
— Если все предусмотрено, то какова роль человеческого стремления и усилия?
— В любой области (физической, витальной или ментальной) все предопределено, но вмешательство более высокой области (сверхразумной и выше) вводит в событие другое предопределение и может изменить ход вещей. Это то, чего может достигнуть стремление. Что касается человеческого усилия, то это одна из тех вещей, которые предопределены, и его роль предусмотрена во всеобщей игре. 9 августа 1969 г. Из-за того, что Бог все предопределил и предусмотрел, ты не должен сидеть без дела и ожидать его провидения, потому что твое действие — одна из Его главных действующих сил. Тогда встань и действуй, не с эгоизмом, а как обстоятельство, инструмент и видимая причина события, которое Он предопределил.
Когда у меня не было знания, я питал отвращение к преступникам, грешникам и падшим, хотя сам был полон преступлений, греха и нечистоты; но когда я очистился и глаза мои открылись, тогда я склонился в духе перед вором и убийцей и припал к стопам блудницы, потому что эти души приняли на себя ужасное бремя зла и выпили ради всех нас большая часть яда мирового океана.
Для того, кто полностью осознал, что мир не что иное, как Единое Высшее в Его проявлении, все человеческие моральные представления неизбежно исчезают, чтобы уступить место видению целого, в котором все ценности меняются — о, так сильно меняются! 14 августа 1969 г. Титаны сильнее богов, потому что они согласились воевать с Богом и нести бремя Его гнева и вражды; боги смогли принять лишь приятное бремя Его любви и более доброжелательного восторга.
Для правильного понимания того, что Шри Ауробиндо имеет ввиду, нужно знать замечательное чувство юмора в его образе мыслей. 16 августа 1969 г. — Значит боги — трусы! Где же тогда их величие и великолепие? Почему мы поклоняемся более низшим существам? А титаны должны быть самыми любимыми сынами Божественного?
— То, что пишет здесь Шри Ауробиндо, это парадокс, призванный пробудить ленивые умы. Но нужно понять всю иронию этих высказываний и цель, которая стоит за ними. Кроме того, трусливые они или нет, я не вижу никакой необходимости для нас поклоняться богам, большим или малым. Наше поклонение должно восходить к одному Высшему Господу, единому во всех вещах и существах. 6 ноября 1961 г. Когда ты сможешь увидеть, сколь необходимо страдание для окончательного восторга, неудача — для совершенного успеха, а промедление для конечной стремительности, тогда, возможно, ты начнешь понимать, пусть еще смутно и неясно, образ действия Бога. Всякая болезнь — это путь к новому наслаждению здоровьем, всякое зло и страдание — это подготовка Природы к некоему более интенсивному блаженству и добру, всякая смерть — это врата в величайшее бессмертие. Почему это так — тайна Бога, которую может постичь лишь душа, очищенная от эгоизма. 136. — Почему твой разум или тело страдают? Потому что твоя скрытая за покровами душа желает боли или находит в ней наслаждение; однако, если ты пожелаешь — и будешь упорствовать в своей воле, — ты сможешь распространить и на свою низшую природу закон чистого восторга, царящего в сфере духа.
Нужно лишь испытать это переживание и быть настойчивым в своем усилии, и тогда человек увидит, что сказанное здесь — абсолютно истинно. 19 августа 1969 г.
Нет такого незыблемого или непреложного закона, по которому тот или иной контакт с внешним должен вызывать боль или удовольствие; эта реакция зависит от того, каким способом душа отвечает на натиск или давление Брахмана извне.
Очевидно, что одно и то же событие или один и тот же контакт вызывает у одного удовольствие, а у другого страдание, в зависимости от внутренней позиции, которую люди занимают. И это наблюдение ведет к великой реализации; потому что если человек не только понял, но и ощутил, что Высший Господь является источником всех вещей, и если остается в постоянном контакте с Ним, то все становится действием Его Милости и обращается в спокойное и просветленное блаженство. 21 августа 1969 г. 138. — Заключенная в тебе сила души при встрече с той же самой силой, приходящей извне, не может найти правильную реакцию разума и тела; и потому ты испытываешь боль, печаль или беспокойство. Если ты научишься соотносить ответное действие твоей внутренней силы с требованиями мировой силы, ты обнаружишь, что боль приносит удовольствие или превращается в чистое наслаждение. Правильное отношение является условием блаженства; Ритам [26] — ключ к Ананде.
Люди привыкли строить свои отношения с другими на физических, витальных или ментальных контактах, от этого почти всегда разногласия и страдания. Если бы они строили свои отношения на психических контактах, они увидели бы, что под беспокойной поверхностью есть глубокая и постоянная гармония, которая может проявиться в любой жизненной активности и заставить беспорядок и страдание смениться миром и блаженством. 28 августа 1969 г. 139. — Кто такой сверхчеловек? Тот, кто способен возвыситься над поглощенным материей, внутренне раздробленным человеческим сообществом и обрести себя, цельного и обоготворенного, в божественной силе, божественной любви и радости и божественном знании.
Сверхчеловек сейчас в процессе формирования, и совсем недавно на земле проявилось новое сознание, чтобы довести этот процесс до совершенства. Но не похоже, чтобы какое-либо человеческое существо уже достигло этой реализации, особенно потому, что она должна сопровождаться трансформацией физического тела, которая еще не осуществлена. 30 августа 1969 г.
|