Студопедия — Сканер Epson Perfection 4490 Photo 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сканер Epson Perfection 4490 Photo 1 страница






Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные аспекты изучения текста в пространственном измерении?

2. Раскройте сущность понятия «семантическое пространство текста» и покажи­те его структуру.

3. Покажите существенные различия типов информации текста в содержатель­ном (концептуальная/событийная/модальная информация) и формальном (эксплицит­ная/имплицитная) освещении.

4. Осветите исходные теоретические положения концептуального анализа.

5. Раскройте содержание термина «концепт» и покажите его соотносительность с концептуальным анализом.

6. Что такое «базовая когнитивно-пропозициональная структура текста»?

7. Покажите структурную организацию концептосферы и раскройте ее основные составляющие: ядро, приядерная зона, ближайшая и дальнейшая периферии.

8. Сделайте концептуальный анализ небольших литературно-художественных произведений, сравните структуры их концептосфер.

9. Какова роль мировоззрения автора в формировании концептосферы его произ­ведений?

10. Покажите связь идиостиля, индивидуально-авторской картины мира и струк­туры концептосферы его произведений.

Денотативное пространство художественного текста

Понятие денотативного пространства текста и его структуры. - Тема текста и ее се­мантическое развертывание. - Набор микротем, их отношения в тексте. - Событий­ная и пропозициональная структура текста. - Художественное время и средства его создания. - Художественное пространство и текстовые способы его воплощения

Упражнение 82. Ознакомьтесь с представлением о денотативном пространстве в главе 2 учебника, а также с его формулировками, предложенными разными учеными. В чем состоит сущность денотативного пространства текста и каковы его составляю­щие? Какова методика вычленения денотативной структуры текста? Как соотносятся тестовые ситуации и пропозиции? Что составляет макроструктуру текста?

Дискурс дает представление о предметах или людях, об их свойствах и от­ношениях, о событиях или действиях или об их сложном сплетении, т. е. о неко­тором фрагменте мира, который мы именуем ситуацией... Модель представляет собой когнитивный коррелят такой ситуации... Модель включает личное знание, которым люди располагают относительно подобной ситуации <...>...для ког­нитивных моделей типична фрагментарность и неполнота; во-вторых, моде­ли могут репрезентировать реальные ситуации на различных уровнях обоб­щения; в-третьих, входящие в модель понятия не произвольны, они отражают социально значимую интерпретацию ситуаций; в-четвертых, несмотря на со­циальную обусловленность концептуального представления ситуаций, когни­тивные модели являются личными, т. е. субъективными. <...>

Понимание речи в первую очередь предполагает создание носителем языка семантического представления дискурса в форме базы текста, состоящей из локально и глобально связанной последовательности пропозиций... помимо базы текста требуются особые структуры организации знания в форме ситуа­ционных моделей... База текста в этом случае репрезентирует смысл текста в данном контексте, а модель — ситуацию, о которой идет речь в тексте (денотат текста). <...> Расположение пропозиций в повествовательном тексте может

быть различным, а описываемая ситуация при этом будет той же. <...>...оп­ределение макроструктуры... должно основываться на значениях предложе­ний дискурса, т. е. на выраженных ими пропозициях. Макроструктуры... дол­жны состоять из макропропозиций. Макропропозиция... является пропозицией, выведенной из ряда пропозиций, выраженных предложениями дискурса. <...> Макроправила - это правила семантического отображения: они устанавливают связь одной последовательности пропозиций с последо­вательностями пропозиций более высокого уровня и таким образом выводят глобальное значение эпизода или всего дискурса из локальных значений, т. е. значений предложений дискурса. <...> [Макроправила:] 1. Опущение: при на­личии последовательности пропозиций необходимо опустить те пропозиции, которые не служат условиям интерпретации... 2. Обобщение: при наличии последовательности пропозиций необходимо заменить эту последовательность на пропозицию, выводимую из каждой пропозиции данной последователь­ности. 3. Построение: при наличии последовательности пропозиций необхо­димо заменить ее пропозицией, выведенной из всего репертуара пропозиций, входящих в эту последовательность. <...>

Макроструктура дискурса является концептуальным глобальным значе­нием, которое ему приписывается. <...> Тематические выражения могут встре­чаться в различных местах дискурса, но предпочтительно в его начале или в конце или же в начале или в конце соответствующих эпизодов и абзацев. Те­матические выражения имеют особые поверхностные структуры: обычно они не только предшествуют дискурсу или следуют за ним, встречаются в начале или в конце абзацев, но и выражаются отдельными предложениями, выделя­ются курсивом или отделяются от других выражений паузами...Тематичес­кие выражения могут иметь различную протяженность: от последовательнос­ти предложений до отдельных предложений, фраз или слов (ван Дейк, 1989, с. 42-83).

В научном тексте денотативной основой являются предмет, явление или процесс внешнего мира, которые могут быть достаточно объективно описаны не только автором данного текста. В художественном же тексте такая объектив­ная или событийная основа может составить лишь часть внешней формы - его тематику и сюжет. Композиция художественного текста и его образная систе­ма не имеют внешней опоры в реальности. <...>

В отношении художественного текста речь должна идти не столько о сум­ме знаний, сколько об образах сознания, вербализованных в тексте. При этом надо учитывать, что сама действительность настолько разнообразна, что, опи­сывая ее, даже один и тот же автор несколько раз может менять стиль, менять свое отношение к разным ее сторонам. Иными словами, разнообразие литера­туры отражает разнообразие жизни. Кроме того, нельзя не видеть и того, что автор изменяется: взрослеет, стареет. Меняется и его текст, отражая степень

его зрелости, языковой опыт, знания. Мы не говорим уже о том, что сами условия существования могут значительно меняться на протяжении жизни одного человека.

И все же при анализе художественного текста нельзя не видеть, что име­ется некоторый системообразующий фактор произведений, имеется опреде­ленная стереотипность в отражении действительности. Индивидуальная кар­тина мира и является тем интегрирующим фактором, который связывает воедино все ощущения и восприятия личности. <...>

Одним из определений цельности текста является такое: текст является цельным, если его можно сократить без ущерба для содержания до объема одного высказывания. Поэтому говорить о доминанте текста можно тогда, когда есть возможность представить смысл текста в компрессированном виде, сжать текст до некоторого небольшого высказывания. <...> Сложность в отноше­нии художественного текста состоит, однако, в том, что при представлении его в виде денотативной цепочки он превращается в подобие публицистичес­кого текста. Иными словами, при адаптации и компрессии текста может про­исходить утрата взгляда автора на действительность из-за того, что невозможно кратко передать многомерный и коннотативный смысл художественного тек­ста (Белянин, 2000, с. 50).

Упражнение 83. Сравните изображение одной затектовой ситуации (грозы) в разных стихотворениях Н. А. Заболоцкого (см. упражнение 62). Выявите их денота­тивную и пропозициональную структуры, определите тип логико-смысловых отноше­ний, связывающих текстовые пропозиции.

Упражнение 84. Прочитайте сказку А. Платонова «Умная внучка» (см. упражне­ние 55), сделайте анализ денотативного пространства, охарактеризуйте особенности пространственно-временных отношений в этой сказке.

Упражнение 85. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил». Сфор­мулируйте его основную тему. Выпишите лексику, участвующую в развитии основной темы в этом стихотворении. Выявите отображенные в тексте ситуации, определите логико-смысловые отношения, связывающие их, опишите в целом денотативную и пропозициональную структуры текста.

Упражнение 86. Ознакомьтесь с содержанием категории континуума и типоло­гией художественного времени и пространства в учебнике и предлагаемом фрагменте. Покажите различие терминов «континуум» и «хронотоп». Подберите небольшие лите­ратурно-художественные произведения и покажите на них содержание категории кон­тинуума, художественного времени и пространства.

Категория континуума непосредственно связана с понятиями времени и пространства. Сам термин «континуум» означает непрерывное образование

чего-то, т. е. нерасчлененный поток движения во времени и в пространстве. Однако движение возможно проанализировать только в том случае, если при­остановить его и увидеть в разложенных частях дискретные характеристики, которые во взаимодействии создают представление о движении. Таким обра­зом, континуум как категорию текста можно в самых общих чертах предста­вить себе как определенную последовательность фактов, событий, разверты­вающихся во времени и в пространстве, причем развертывание событий протекает не одинаково в разных типах текстов. Временные и пространствен­ные параметры художественного текста кардинально отличаются от тех, ко­торые мы находим в других типах текстов. Создавая мир воображаемый, мир, в котором действуют вымышленные лица и в большинстве случаев в услов­ном пространстве, автор волен сжимать, расширять, обрывать и вновь про­должать время действия и пространство в угоду заранее ограниченной содер-жательно-фактуальной информации. Хронологическая последовательность событий в художественном тексте вступает в противоречие с реальным течени­ем времени, которое, подчиняясь замыслу автора, лишь создает иллюзию вре­менных и пространственных отношений. Как образ в художественном произве­дении лишь подобие, типизация живого прототипа, так время и пространство представлены в нем лишь в своих типических проявлениях. Я имею в виду сменность и условность обозначения их единиц: час, минута, утро, вечер, месяц, год, раньше, позже, уже и др., а также: далеко, близко, за горизонтом, высоко, низко и др.

Континуум художественного текста основан обычно на нарушении реаль­ной последовательности событий. Иными словами, континуум не обязатель­но обеспечивается линейностью изложения. Переплетение временных планов повествования предопределяет и членение отрезков текста. Наше сознание ищет опору в реальном проявлении временного континуума. Чем хаотичнее представлена связь событий во временном и пространственном отношениях, тем труднее воспринимается сама содержательно-концептуальная информа­ция произведения. <...>

Континуум не может быть показан в тексте в его точных формально-вре­менном и пространственном протяжениях. Оставаясь по существу непрерыв­ным в последовательной смене временных и пространственных фактов, кон­тинуум в текстовом воспроизведении одновременно разбивается на отдельные эпизоды (кадры), но наличие категории когезии дает возможность восприни­мать весь текст как процесс. <...>

Континуум в его разбиении на эпизоды - важная грамматическая катего­рия текста. Кроме чисто психологических оснований - возможность и лег­кость восприятия процесса при его детализации, - континуум обеспечивает возможность переакцентуации отдельных деталей. При первом чтении текста каждый отрезок воспринимается в соответствии с конкретными временным и пространственным параметрами, выдвигаемыми ситуацией. Но при повторном (и тем более многократном) чтении конкретность временная и пространственная

часто исчезает или затушевывается. Части высказывания становятся вневре­менными и внепространственными. Мысль как бы освобождается от вериг конкретности и приобретает наиболее обобщенное выражение.

Таким образом, можно сделать предположение о том, что континуум -это категория, обеспечивающая конкретность, реалистичность описания. По­этому временная и пространственная конкретность в художественном изоб­ражении является лишь условным «заземлением» содержательно-фактуальной информации (Гальперин, 1981, с. 87-89).

Упражнение 87. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Книга», определите его тему и выделите фрагменты текста, содержащие основные вехи семантического разверты­вания темы. Объясните, как связано название рассказа с развитием его главной темы. Определите набор ключевых слов и связанных с ним микротем рассказа, выявите их роль в раскрытии основной темы. Опишите пропозициональную структуру рассказа. Охарактеризуйте типологические особенности художественного времени и простран­ства данного рассказа и специфику их речевого воплощения.

Лежа на гумне в омете, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Росто­вой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спут­ников моего земного существования? Как разделить их, как определить сте­пени их влияния на меня?

Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, ло­шади, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наважде­ния, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новы­ми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, праз­днично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пах­нет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга.

По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, воз­вращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим

к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с пот­ного лба.

- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго здоровья. Все читаете, все книжки выдумываете?

Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слыш­но. Одна она поет - не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?

«На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом зна­ет? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забу­дет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

«Все читаете, все книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем ге­роини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что про­славлены! И вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выра­жения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! 20 августа 1924

Упражнение 88. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума», выдели­те основную тему и набор микротем, участвующих в ее семантическом развертыва­нии. Определите характер отношений, связывающих микротемы, и особенности се­мантического развертывания основной темы. Охарактеризуйте тип и средства создания художественного времени, воплощенного в данном стихотворении.

Упражнение 89. Прочитайте цикл стихотворений А. Блока «Пляски смерти» и определите главную тему, соединяющую все стихотворения в цикл. Определите тему каждого стихотворения, входящего в данный цикл. Как соотносятся темы отдельных стихотворений цикла между собой? В каждом отдельном стихотворении, входящем в цикл, выявите набор микротем, покажите динамику тематического развертывания. Составьте набор ключевых слов цикла, сгруппируйте их тематически и найдите для каждой темы слово-доминанту. Какова событийная структура данного цикла? Выяви­те базовый концепт данного поэтического цикла и опишите его концептосферу. Опре­делите тип художественного времени и тип художественного пространства, воплощен­ных в данном цикле, и выявите речевую специфику их создания.

Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться! Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг костей...

Quot;

Живые спят. Мертвец встает из гроба, И в банк идет, и в суд идет, в Сенат... Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом. Присутствие кончается. И вот -Нашептывает он, виляя задом, Сенатору скабрезный анекдот...

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью Прохожих, и дома, и прочий вздор... А мертвеца - к другому безобразью Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный Спешит мертвец. На нем - изящный фрак, Его дарят улыбкой благосклонной Хозяйка-дура и супруг-дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки, Но лязг костей музыкой заглушон... Он крепко жмет приятельские руки -Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами С подругою - она, как он, мертва. За их условно-светскими речами Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». -«Усталый друг, могила холодна». -«Уж полночь». - «Да, но вы не приглашали На вальс NN. Она в вас влюблена...»

А там - NN уж ищет взором страстным Его, его - с волнением в крови... В ее лице, девически прекрасном, Бессмысленный восторг живой любви...

Он шепчет ей незначащие речи, Пленительные для живых слова, И смотрит он, как розовеют плечи, Как на плечо склонилась голова...

И острый яд привычно-светской злости С нездешней злостью расточает он... «Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах - нездешний, странный звон: То кости лязгают о кости.

10 февраля 1912

2

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века -Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

Пустая улица. Один огонь в окне. Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Уепепа, Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом...

Нашел... Но ненароком чем-то звякнул, И череп повернул... Аптекарь крякнул,

Привстал - и на другой свалился бок... А гость меж тем - заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым На улице, под фонарем белёсым. Октябрь 1912

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут - куда? Там - лишь черная вода, Там - забвенье навсегда.

23*

Тень скользит из-за угла, К ней другая подползла. Плащ распахнут, грудь бела, Алый цвет в петлице фрака.

Тень вторая - стройный латник, Иль невеста от венца? Шлем и перья. Нет лица. Неподвижность мертвеца.

В воротах гремит звонок, Глухо щелкает замок. Переходят за порог Проститутка и развратник...

Воет ветер леденящий,

Пусто, тихо и темно. Наверху горит окно. Всё равно.

Как свинец, черна вода. В ней забвенье навсегда. Третий призрак. Ты куда, Ты, из тени в тень скользящий? 7 февраля 1914

Вновь богатый зол и рад, Вновь унижен бедный. С кровель каменных громад Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину, Оттеняет крутизну Каменных отвесов, Черноту навесов...

Все бы это было зря, Если б не было царя,

Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца, Добродушного лица, Золотой короны.

Он - с далеких пустырей

В свете редких фонарей

Появляется.

Шея скручена платком, Под дырявым козырьком

Улыбается. 7 февраля 1914

Упражнение 90. Дайте характеристику пространственно-временных отношений в рассказе И. Бунина «Роза Иерихона» (упражнение 6). Определите тип художествен­ного пространства и времени данного произведения. Какими средствами создаются его политопическая и политемпоральная структуры? Какова роль лексики топонимов, антропонимов и других классов слов в формировании хронотопа рассказа? Какова денотативная структура рассказа и как она соотнесена с его концептосферой и репре­зентацией пространственно-временных отношений?

Упражнение 91. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей». В чем философский смысл данного произведения и как он соотносится с различными типами информации этого произведения: событийно-фактуальной и концептуальной, эксплицитной и имплицитной? Перечислите основные микротемы, участвующие в раскрытии основной темы произведения. Выявите текстовые ситуации, формирую­щие его денотативную структуру, определите логико-смысловые отношения, связыва­ющие их. Каковы особенности хронотопа данного стихотворения в прозе? Сравните пространственно-временную организацию этого стихотворения со стихотворением «Христос» (см. упражнение 6). Выявите функционально-смысловую группу лексики с пространственным значением в этих стихотворениях. Опишите пространственную позицию рассказчика в них.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед

собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клю­ва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близ­кого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мор­дой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыг­нул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его малень­кое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертво­вал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед лю­бовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель 1878

Упражнение 92. Покажите роль топонимов и антропонимов в формировании художественного пространства и времени на примере стихотворения А. С. Пушкина «Пир Петра Первого» (см. упражнение 41).

Упражнение 93. Выявите функционально-смысловые группы слов с темпораль­ным и пространственным значением в стихотворении А. Блока «Скифы» и опишите их функции в создании его хронотопа.

Упражнение 94. Охарактеризуйте особенности денотативной структуры и хроно­топа литературной сказки на примере сказки А. Платонова «Умная внучка» (см. упраж­нение 55).

Схема анализа денотативного пространства текста

1. Анализ событийно-пропозициональной структуры текста.

1.1. Определение глобальной ситуации, изображенной в тексте.

1.2. Выделение макроситуаций и отображающих их в тексте макропропо­зиций.

1.3. Выделение внутриситуативных предметных отношений внутри эле­ментов макро- и микропропозиций.

1.4. Описание денотативной и пропозициональной структуры текста с уче­том логико-семантических отношений, связывающих макропропозиции, с учетом иерархии этих отношений (базисные межситуативные связи).

2. Анализ литературно-художественного пространства.

2.1. Определение разновидности художественного пространства, вопло­щенного в тексте.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 495. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия