Более тонкие отличия
В дорогом ресторане в центре Портленда, штат Орегон, за расположенным у окна столиком обедали две женщины. Им пришлось на полуслове прервать свою беседу, когда снаружи к окну подковылял пьяный бомж, расстегнул брюки и, достав свой пенис, поднял его на уровень стола. Когда затихли изумленные восклицания и хохот, к ресторану был вызван наряд полиции. Офицер Лорен Кристенсен, прибыв на место инцидента, увидел там две крайности поведения. Одна из женщин, говорит он, «просто лопается от смеха». Вторую, в полубессознательном состоянии рухнувшую на лавочку в холле, кто-то обмахивал веером. За 25 лет работы в полиции Кристенсен нередко замечал такую разницу реакций, особенно у женщин, ставших жертвами эксгибиционистов: «Одна воспримет это со смехом, другая придет в ярость, а третья получит серьезную эмоциональную травму». Кристенсену, ныне уже уволившемуся из полиции и ставшему писателем и инструктором по боевым искусствам, всегда было трудно понять, почему реакция людей на одни и те же события может настолько сильно различаться. «Во Вьетнаме мне приходилось наблюдать экстремальную психологическую реакцию у армейских поваров. У поваров! С другой стороны, я видел пехотинцев, которые лицом к лицу сталкивались со страшными вещами и по крайней мере внешне оставались совершенно спокойными», — рассказывает Кристенсен. Жизнестойкость — это очень ценное качество. У обладающих им людей есть три основополагающих преимущества: вера в свою способность влиять на жизненные события, тенденция искать смысл в хаосе жизни и убежденность в том, что наукой для них становятся как позитивные, так и негативные переживания. Такие убеждения служат им своеобразным буфером, позволяющим смягчить удары любых бедствий. Опасные ситуации кажутся им более управляемыми, в результате чего они действуют эффективнее других людей. «Психологическая травма, как и красота, живет в глазу наблюдателя», — говорит Джордж Эверли-младший, работник Центра повышения эффективности органов здравоохранения имени Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд. В этом есть смысл. Здоровое, проактивное восприятие жизни должно по логике порождать повышенную жизнестойкость. Но этот ответ относится к категории не вполне удовлетворительных объяснений, наводящих на следующий вопрос: если такой взгляд на жизнь вызывает жизнестойкость, то что же порождает сам этот взгляд? Ответ окажется для нас неожиданным. Жизнестойкие люди — это не обязательно буддисты, практикующие йогу. Главное, что у них достаточно уверенности в себе. Как мы уже видели в главе о страхе, уверенность в себе (порождаемая реалистичными тренировками или даже смехом) смягчает наиболее разрушительные эффекты предельного страха. В ходе нескольких недавних исследований выяснилось, что люди, обладающие нереалистичной уверенностью в своих силах, гораздо лучше ведут себя во время катаклизмов. Психологи называют таких людей «самоусилителями», но мы с вами, наверно, назвали бы их наглецами. Эти люди гораздо более высокого мнения о себе, чем окружающие. Как правило, они раздражают нас и кажутся занятыми только самими собой. В каком-то смысле они могут быть лучше приспособлены к кризисам, чем к реальной жизни. Меньше чем через год после окончания гражданской войны Джордж Бонанно из Колумбийского университета провел в Сараево интервью с 75 гражданами Боснии и Герцеговины. Каждый участник исследования выставлял себе оценки по параметрам психологических проблем, навыков межличностного общения, проблем со здоровьем и настроением. Затем по тем же параметрам его оценивали другие участники. Небольшая группа людей оценила себя значительно выше, чем окружающие, и именно таких людей профессионалы в области психического здоровья считают лучше приспособленными. После событий 11 сентября Бонанно обнаружил подобную ситуацию в среде выживших, находившихся во время террористической атаки внутри или в окрестностях Всемирного центра торговли. Люди с высокой самооценкой восстановились с относительной легкостью. В их слюне было даже зафиксировано пониженное содержание гормона стресса кортизола. Их уверенность в себе служила им вакциной против жизненных невзгод. Некоторые исследования показывают, что люди с более высоким показателем IQ лучше справляются с последствиями психологических травм. Другими словами, жизнестойкость может зависеть от ума. Какая здесь может быть связь? Вероятно, интеллект помогает людям мыслить в творческом ключе, что, в свою очередь, выливается в более мощное чувство цели и власти над ситуацией. Возможно, наоборот, жизнестойкость является следствием уверенности в себе, сопутствующей высокому уровню IQ. Гораздо важнее для нас тот факт, что любой человек, независимо от показателя IQ, может выработать в себе повышенную самооценку, тренируясь и накапливая опыт. Именно это скажут вам солдаты и офицеры полиции: уверенность в себе приходит в процессе деятельности. Как мы видели в главе 3 мозг функционирует гораздо лучше, когда ему знакома возникшая проблема. Мы ощущаем больший контроль над обстоятельствами, так как действительно лучше их контролируем. Но в определенных ситуациях, подобных той, в которой, будучи еще совсем зеленым полицейским, оказался Шахам, когда ему пришлось сидеть рядом с жестоким преступником, пытавшимся «расколоть» его легенду, спасти не может ни опыт, ни подготовка. В тот момент Шахам ухватился за что-то другое, за нечто более фундаментальное.
|