Тест для проверки знаний по системе CLIPS 31 страница
связана с сексуальными действиями и реакциями. Третья чакра расположена на уровне пупка и отвечает за власть, влияние, превосходство и самоконтроль. Многие люди растрачивают всю свою энергию уже на этих трех уровнях. Индивидуальная реализация и супружеская реализация обычно требуют достижения более высоких уровней энергии. Четвертая чакра, расположенная на уровне сердца, связана с состраданием, эмпатией и проявлением заботы. Пятая чакра, расположенная в области горла, сфокусирована на обучении, творчестве и религиозном поведении. Шестая чакра, расположенная между бровями, связана с развитием космического видения - энергия затрачивается на то, что обозреть мир извне личности, таким образом, во многом мир предстает таким, каким его увидело бы некое, объективное и независящее от нашего сознания существо, если бы оно смотрело на нас сверху. Для седьмой чакры, расположенной на макушке головы, дается следующее описание: «Место, где человек разрушил привязанность к какой-либо одной перспективе. Чакра связана с мудростью, это место творческого интеллекта, сфера безупречных идей. Это центр интеграции, где объединяются рассудительность и проницательность правой стороны сознания и с интуицией левой стороны сознания. В этом центре два способа познания объединяются в один. Седьмая чакра известна как лотос из тысячи лепестков. Это центр высочайшего состояния сознания. Именно здесь перестают существовать различия между наблюдателем и наблюдаемым, познающим и знающим. Человек становится тем, кто познал сущность бытия, обрел сверхсознание» (Jagdish, 1977). Ясно, что на уровне четвертой чакры духовное слияние с супругом может быть достаточно сильным, и люди, которые способны расходовать энергию на этом уровне, не видят какой-либо отчетливой дифференциации между самими собой и своим браком, своими супругами и самими собой. Поскольку их общее сознание вышло за пределы «Я»-ориентации, брак поднялся на более высокий, более целостный уровень. Ниже мы обнаружим, что теория личности Маслоу очень похожа на теорию чакр в йоге. Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что восточные религии отводят супружеским отношениям более широкий контекст саморазвития. Сильный брак может содействовать человеку в его духовном развитии. Восточные религии делают сильный акцент на единении человека со всей природой, и поэтому они обычно поощря- ют страсть в супружеских отношениях. Камасутра (Burton and Muirhead-Gould, 1963) основана на идее, что просветления (лотоса из тысячи лепестков) лучше всего достигать через различные позы сексуального взаимодействия с партнером по духу. Подобным образом и в даосизме сексуальная любовь может трансформироваться в тип поклонения, когда супруги становятся друг для друга воплощением божественного (Watts, 1959). В западной интерпретации восточных религий иногда делается акцент на приоритете индивидуальности над супругами или отношениями. Истиной в конечной инстанции становится путешествие в одиночку, которое нельзя разделить с кем-либо еще. На самом деле некоторые могут сказать, что лица, которые заняты поиском американизированной версии восточного знания, иногда слишком центрированы на самих себе, чтобы обращать внимание на задачи, с которыми они сталкиваются в браке! Просветление происходит тогда, когда развод, вероятно, уже остался далеко позади. Восточные религии по-разному определяют важность брака. На одном полюсе находятся адепты индуизма (религии, которую исповедуют 80% населения Индии), для которых брак почти обязателен и символизирует объединение всех семей (Mulatti, 1995). На другом полюсе находятся последователи дзен, которые не делают особого акцента на супружеских отношениях. ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СУПРУЖЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ Многие пары в Америке по-прежнему идентифицируют свою принадлежность к одной из многих иудео-христианских религий. Иудео-христианские религии разделяют некоторые черты с восточными религиями, но между ними существуют и очень важные различия. Наиболее яркое отличие в том, что в восточных религиях человек должен сам искать ответы, а иудео-христианская традиция делает очень большой акцент на том, чтобы ее последователи неукоснительно соблюдали все заповеди. Современные движения в иудейской и христианской традициях поддерживают и укрепляют ценность крепких супружеских отношений. Основной принцип в иудео-христианских религиях заключается в том, что существует только один Бог, а каждый человек является творением Бога. Это создает чувство единства всех человеческих существ. Партнеров объединяет любовь друг к другу, но также и их отношение к Богу, поскольку каждого из них создал Бог. Это связано с восточным представлением о божественности человека, хотя и выражается косвенно. Во-вторых, в ортодоксальных иудео-христианских учениях утверждается, что люди были созданы для того, чтобы служить Богу, и если они хорошо выполняют свое предназначение, то им уготована вечная жизнь на небесах. Представление о вечной жизни является центральным в иудео-христианской традиции. Через создание нравственных, чистых и отдающих отношений человек не только получает радость от жизни, но и удостоверяется в том, что он обретет свое место в вечности. Преданность другому человеку или благие дела также является Промыслом Господним. В-третьих, душа представляет собой важнейшее явление в жизни человека. Подобно восточным традициям существует познание, которое выходит за пределы пяти чувств. Самая важная часть нашей природы - не быть застигнутыми в нашей соме. Будучи творениями Господа Бога, мы разделяем свою божественную мудрость. С верой мы можем повысить свое понимание вселенной до действительно космического уровня. Наша душа является хранилищем этой божественной мудрости. В-четвертых, пренебрежительное отношение к душе человека- это грех, за которым последует наказание. Поиск духовной мудрости -вот наказ иудео-христианской традиции. Альтернативой правильному пути будет проклятие за то, что человек пошел по пути неверному. Безусловно, во многих восточных религиях существует вера в реинкарнацию человеческих душ, когда наша следующая жизнь определяется тем, как мы вели себя в этой. Но многие иудео-христианские идеи сводятся к тому, что грех может привести к вечному проклятию. В мире очень много пар с серьезными нарушениями, которые не разводятся из-за того, что развод есть грех, который можно связать с вечным проклятием. Подобная позиция - «сделать правильно, чтобы избежать наказания» - свойственна многим бракам на Западе. С точки зрения терапии, сильный акцент на греховности является основной мотивацией к тому, чтобы задуматься над тем, какова роль человека в этих отношениях. Кроме того, способность искупить свой грех создает мотивацию для изменений. Никогда не поздно увидеть свет. Пятый принцип заключается в том, что человек никак не может повлиять на Промысел Божий, равно как и земная мудрость не может до конца открыть его. Многие вещи в иудео-христианской традиции необходимо принимать на веру. Познание всего, что интересует человека, невозможно. Когда супруги сталкиваются с трудностями, то мо- 27-3948 417 жет вообще не быть определенного ответа на вопрос, почему один человек причиняет боль другому или почему те или иные кризисы в данной семье имели место. Способность принимать происходящее сродни восточному понятию единства в многообразии. Терапевтам необходимо осторожно анализировать, насколько ключевыми являются эти вопросы веры для отдельных лиц или супругов, которые принадлежали или принадлежат к организованной религии. Такие центральные представления, связанные с организованной верой, могут служить мотивацией к изменениям, парализовать человека страхом или создать целительный рефрейминг неминуемых раздоров между супругами. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СУПРУЖЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ Супружеские терапевты обычно не имеют образования в/области самых крупных религиозных учений мира и того, как эти религии влияют на супружеские отношения. Мотивация человека, потребности и ценности представляются с позиций великих психологов гуманистического направления. Не обращаясь за помощью к Создателю или к теологии, эти психологи пытались объяснить, как ценности, духовность и потребность в росте эмоционально влияют на развитие человека и раздоры между супругами. Теории личности и структурные теологии многое связывает, но можно говорить и о бесчисленном множестве инсайтов и вкладов, уникальных для «человекоцентрированного» подхода к ценностям. Самая популярная и наиболее исследованная теория личности -гуманистическая теория личности Маслоу (Maslow, 1970). Маслоу утверждал, что люди имеют мотивацию действовать определенным образом, чтобы сократить напряжение. Иногда люди пытаются удовлетворить потребности в выживании или безопасности (D-потреб-ности [дефицитарные]). В другое время мотивацией выступает потребность в самоактуализации и реализации своего потенциала (В-потребности [связанные с бытием]). Удовлетворение D- потребностей всегда должно предшествовать удовлетворению В-потребнос-тей Таким образом, когда муж устал, у него не будет мотивации вести важный разговор со своей женой - у него возникнет желание отправиться спать. Так Маслоу описал иерархию человеческих ценностей. Самые сильные и наиболее непреодолимые - физиологические потребности в пище, питье, отдыхе, кислороде, крове и сексуальных отношениях. Эти потребности будут всегда превалировать над другими потребностями, если самоактуализированные решения человека не будут мотивировать его к воздержанию во имя более высоких целей. Далее следуют потребности в безопасности, которые требуют создания упорядоченного, стабильного и предсказуемого мира. На этом уровне мы имеем домашний комфорт и предсказуемую постоянную работу. Третий уровень потребностей - это потребность принадлежать кому-то и любить. Как только реализовываются потребности в безопасности и человек чувствует психологическое удовлетворение, он начинает стремиться реализовать потребность в любви и привязанности. Потребности в любви и привязанности удовлетворяются главным образом нашими супругами, но группы в сообществе, друзья и родственники также очень важны. Далее возникает потребность в реализации чувства собственного достоинства. Когда удовлетворены более низкие потребности, становится важным получить уважение, признание и статус от других, а в особенности от своего супруга. Самые высшие потребности - это потребности в самоактуализации. Эти потребности варьируются у разных людей, но все они указывают на то, что человеку необходимо реализовать свой высший потенциал. Маслоу считал, что хорошее психическое здоровье является синонимом самоактуализации. Как только все наши потребности удовлетворены, мы способны полностью реализовать свой человеческий потенциал, и мотивированы использовать этот потенциал бескорыстно, чтобы способствовать благосостоянию других. Самоактуализирующийся супруг любит и принимает любовь без всяких условий. Исследования по самоактуализации личности, которые проводил Маслоу, показали, что следующая группа личностных качеств ассоциируются с оптимальным психическим здоровьем: 1. Они могут видеть реальность - не принимают на веру кривля-ние других людей и понимают более глубокие мотивы других людей так же, как и свои собственные мотивы. 2. Их отличает свежесть восприятия - они живут настоящим моментом, черпая вдохновение в окружающих образах и звуках. 3. Они способны к высшим переживаниям - имеют опыт выхода за пределы своего «Я». 4 У них высокая степень этического осознания, и они способны различать добро и зло. 5. У них философское чувство юмора. 27* 6. Их отличают глубокие социальные интересы, и они чувствуют родство с другими людьми. 7. Они способны устанавливать глубокие межличностные связи. 8. Они демократично настроены и свободны от предрассудков. 9. У них имеется потребность в уединении, и они способны быть очень обособленными от других, чтобы следовать намеченному курсу в своих исканиях. 10. Самоактуализирующиеся личности автономны и независимы. 11. Самоактуализирующиеся личности отличаются спонтанностью, скромностью и естественностью. 12. Самоактуализирующиеся личности разрешают проблемы и имеют ощущение миссии в жизни. 13. Самоактуализирующиеся личности демонстрируют высокую степень принятия самих себя, других и природы. 14. Самоактуализирующиеся личности не следуют моде. Они предпочитают идти своим путем. 15. Самоактуализирующиеся личности - личности в высшей степени творческие. Ясно, что самоактуализирующаяся личность находится в самом выгодном положении, для того чтобы развивать жизнеспособные здоровые супружеские отношения. И наоборот, супружеские отношения, которые являются в высшей степени удовлетворительными, помогают удовлетворить D-потребности так, чтобы человек мог быстрее прийти к самоактуализации. Теория Маслоу во многом перекликается с восточными философскими системами. Они разделяют мысль о том, что люди имеют тенденцию к самоактуализации, которая способствует позитивному росту. В теории Маслоу, так же как и в восточных философских учениях, в качестве самых высших уровней реализации человеческого потенциала рассматривается трансцендентность, более отчетливое видение реальности, свой путь и забота о других. Эти разные уровни человеческих потребностей связаны в процессе развития подобно тому, как связаны чакры в йоге. Гуманистическое направление было формально организовано в духовное сообщество, которое получило название Этическое культурное сообщество - гуманистическая (нетеистическая) религия, в основе которой лежало представление о том, что люди реализуют свое духовное предназначение, непосредственно устанавливая глубокие и важные отношения с другими людьми. Этическое культурное сообщество рассмаТРивает °Рак как °ДНУ из наиболее важных областей для собственного роста и открытии. Несмотря на то, что мы можем воспринимать ^ногое в мире посредством пяти чувств, по мнению Этического культурного сообщества, нам никогда не будет доступен непосредстве'1НЬ™ опыт. Скорее, мы приходим к пониманию себя косвенно, через (щши рефлексивные отношения с другими. Близкие другие, в особеН(1ОСТИ СУПРУГИ> являются своего рода зеркалом, которое мы используй для того' чтобы увидеть наше настоящее «Я». Через это взаимоде#ствие с ДРУГИМИ людьми мы приходим к пониманию своей личносГи (например, являемся ли мы зависимыми, независимыми, веселыми- депрессивными), своих потребностей (например, каковы наши сексуальные потребности, потребности в близости, потребности в автоноМии' потребности в признании) и своих ценностей (например, наскол1>ко важны Для нас Дети> семья, ритуалы, обязательства). Эти самые основные составляющие самоп0знания МОЖНО выявить только через интенсивное взаимодействие с другими. Иногда наши супруги представляют нам кривое зеркало, и тОгда мы злимся и испытываем негодование из-за отражения, которое 0ИДИМ- Но в целом брак дает уникальную возможность узнать о том, чт^ мьг с°бой представляем, и осуществить необходимые изменения, ч"Г0^ы стать тем> кем мы хотим быть. Описанные Маслоу самоактуалиЗиРУющиеся личности> которые были приведены выше, это такие личности' котоРые' имея успешные социальные отношения, заключили своего Р°Да брак между тем, что они видят, и тем, к чему они стреМятся- Таким образом, успех в близких отношениях и самореализац^и становятся синонимичными процессами для гуманистически Ор**ентиРованных л1°Деи-(D. Montogna, personal communication, May 19^) Главы 8 и 9 построены на этих трех основный философских принципах. Однако содержание главы, посвященной проблемам сексуальности, построено главным образом на когнитивно-^ихевиоРальных °Цен" ках и программах научения. Она была включена сюДа> поскольку автор предпочитает рассматривать сексуальность чере3 призму духовности, а также оценивания ролей, которые играют близос^ь' обязательства и преданность в формировании мышления супружес(<их терапевтов. ГЛАВА 8 СЕКСУАЛЬНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Одно ложе, разные сновидения. Китайская мудрость СЕКСУАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Оценивание сексуальности в супружеских взаимоотношениях Существуют два совершенно разных направления для формирования концептуального представления о сексуальных проблемах, с которыми сталкивается пара: модель сексуального терапевта и модель супружеского терапевта. В соответствии с традиционной моделью сексуального терапевта все сексуальные проблемы - это проблемы пары, а не только того партнера, у которого проявляются те или иные симптомы. Сексуальные проблемы реальны и первичны, а это означает, что нет необходимости разрешать другие проблемы в супружеских отношениях, чтобы понять и рассмотреть динамику сексуальных отношений. Причины сексуальных проблем соответствуют духу нашего времени: тревога исполнения, супружеский гнев, проблемы со здоровьем и страх близости. Техники сексуальной терапии обычно носят прямой характер: дать достаточное образование в этой сфере, восстановить нормальное психическое состояние и обучить навыкам. Фокус делается на том, чтобы представить проблему. С другой стороны, традиционные семейные терапевты рассматривают секс как симптом или метафору для более дисфункциональных аспектов супружеских отношений. Человек может обратиться с проблемой импотенции, а реальными причинами, обусловливающими проблему, будут плохая коммуникация, враждебность, силовые манипуляции или сексуально-ролевые проблемы, которые к тому же затрагивают многие другие области супружеского функционирования. Мно- гие из этих проблем можно разрешить, только для этого необходимо работать с теми аспектами исходной семьи, в которых кроются корни этих проблем. Все это требует системного анализа той роли, которую играет каждый партнером и которая сохраняет проблему. Если сексуальная проблема обусловлена состоянием здоровья или возникла вследствие другой травмы, не имеющей отношения к браку, то это все равно оказывает сильное влияние на отношения, поскольку приводит к появлению чувства вины и несоответствия при сексуальных дисфункциях. Семейные терапевты работают со всем спектром супружеских отношений и допускают, что сексуальная проблема будет разрешена по мере проработки других проблем. Научные исследования показывают, что очень многие пары с дисфункциями действительно имеют проблемы, которые распространяются на область сексуальных отношений. Когда основной жалобой являются нарушения в браке, где-то от 50 до 85% супругов также сообщают о важных сексуальных проблемах (Metz and Weiss, 1992). Однако сексуальные проблемы часто могут существовать и возникать в здоровых браках у образованных партнеров. Было выявлено, что когда супруги имеют очевидные сексуальные дисфункции в браке, одна треть супругов также имеют значительные супружеские дисфункции, способствующие развитию проблем в сексуальной сфере, а две трети супругов состоят в хорошем браке. Очевидно и то, что проводить лечение сексуальных дисфункций в счастливых браках намного легче, чем в браках, в которых люди несчастливы. Точка зрения, которая рассматривается в данной книге и поддерживается большинством экспертов в данной области, состоит в том, что на возникновение сексуальных проблем оказывает влияние множество факторов, и необходимо использовать обе модели в работе с разными парами в разное время, чтобы обеспечить наиболее эффективное оценивание и лечение проблемы. ПРИРОДА СЕКСУАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ Подобно всем мужьям, я начинал со страсти, а закончил привычкой. Джордж Бернард Шоу Получение удовлетворения от сексуальных отношений является важным аспектом для большинства браков. Что считать сексуальной удовлетворенностью? Все это очень индивидуально. Некоторые стереотипы - не более чем крупица истины. Согласно одному из таких стереотипов, сексуальное удовлетворение мужчины очень сильно связано с частотой и характером сексуального взаимодействия, тогда как сексуальное удовлетворение женщины чаще связывают с тем, насколько она удовлетворена отношениями в целом. Классический пример этих различий показан в фильме с Вуди Аленом, когда Дайана Китон говорит: «Секс без любви - это пустой опыт», Ален парирует: «Да, но из всех вариантов пустого опыта, этот один из лучших». Эти стереотипы показывают две общие области, которые открывают для мужчин и женщин возможности получить сексуальное удовлетворение: необычное сексуальное поведение и разнообразие в отношениях. Во многих исследованиях показывается, что молодые женщины действительно уделяют большое внимание отношениям как необходимому условию для сексуального удовлетворения, в отличие от молодых мужчин. Мужчины бывают приятно удивлены тем, что с возрастанием положительных эмоций и удовлетворенности браком секс становится намного лучше, причем как для них самих, так и для их жен.) Оггинс, Лебер и Верофф (Oggins, Leber, and Veroff, 1993), основываясь на особенностях культуры, предлагают соблазнительное объяснение того, почему у женщин среднего класса возникает такая сильная потребность иметь «хорошие отношения» до того, как они позволят себе «хороший секс». Исследователи постулируют, что представительницы среднего класса особенно склонны к тому, чтобы идеализировать свои супружеские отношения, так как традиционно они очень зависели от своих мужей как эмоционально, так материально. Брак представлял чрезвычайно важные отношения в их жизни и обеспечивал им времяпрепровождение, стимул, близость и смысл жизни. Когда вы посмотрите на женщин, которые материально и эмоционально более независимы от своих мужчин, вы увидите, что эти женщины ценят теплые отношения с друзьями и семьей так же, как и дружеские отношения со своим супругом. Супружеские отношения представляют собой один из многих важных аспектов в их жизни, и они надеются, что получат из других поддерживающих систем то, что не очень охотно дают им мужья. Не делая такой сильный акцент на важности супружеских отношений, эти женщины способны лучше фокусироваться на том, чтобы получать удовлетворение от сексуальных отношений, даже когда в их отношениях с партнером в целом наблюдаются проблемы. И действительно, исследования Оггинса, Лебера и Вероф-фа показали, что американки африканского происхождения, которые были материально и эмоционально состоятельны, не связывали факто- ры, характеризующие отношения, с сексуальным удовлетворением в той же степени, как это делали представительницы афро-американской расы и представительницы европейской расы, которые материально и эмоционально зависели от своих мужей. Харлберт, Апт и Рабель (Hurlbert, Apt, and Rabehl, 1993) сделали вывод, что женщины связывают уровень сексуального удовлетворения с различными элементами сексуального поведения: 82,6% - испытывали сильное удовлетворение от куннилингуса (орального стимулирования женских половых органов), 68,4% - от полового акта, 14,3% - от мастурбации с переживанием оргазма при сексуальном взаимодействии с супругом, 4% - от мастурбации и переживания оргазма без участия супруга, 3,2% - от возбуждения партнера, 8,6% - от оральной стимуляции полового члена и 5,3% - от анального секса. Среди женщин, которые принимали участие в этом исследовании, была 161 женщина из Армейского общественного центра для жен военнослужащих военного комплекса Форт Худ. Говоря о том, какие ожидания они связывают с сексуальной удовлетворенностью, женщины признавались, что испытывали большее удовлетворение, если они ощущали психологическую близость со своими мужьями, были способны выражать свои чувства, когда сексуальные действия доставляли им удовольствие, испытывали сексуальное возбуждение в самых разных ситуациях, имели сильное половое влечение, и высокую активность, большая часть которой приводила к оргазму. Иными словами, к сексуальной удовлетворенности приводило не какое-то впечатляющее, магическое число оргазмов, а было важно, что значительный процент сексуальных взаимодействий приводил к оргазму. Единственное и самое важное, от чего больше всего получали удовлетворение женщины - это прелюдия (если сравнивать ее с самим сексуальным актом и тем, что происходило после). В общем, многогранность отношений дает больше шансов на получение сексуальной удовлетворенности, чем разнообразие самих сексуальных действий. На практике это означает, что мужчины должны быть способны отвечать на следующие вопросы, если они заинтересованы в том, чтобы их жены получали сексуальное удовлетворение от их отношений. Что моя жена подразумевает под близостью? Что я могу сделать для того, чтобы она почувствовала эту близость? Знаю ли я о том, какие необычные действия приводят мою жену в состояние эротического возбуждения? Знаю ли я, какими действиями я могу доставить своей жене удовольствие? Удовлетворена ли моя жена частотой своих оргазмов? К сожалению, это исследование не дает возможности оценить уровень удовлетворенности, который получают от разнообразных сексуальных действий сами мужья. Тем не менее, в других исследованиях, которых тоже проводилось немало, было выявлено, что мужчины предпочитают более разнообразные акты, в отличие от женщин; им нравится вступать в половой акт в необычных местах и в необычное время. Именно все новое, отличное и запрещенное мужчины находят в высшей степени возбуждающим. Вопрос о том, насколько важны оргазмы для женщин, стал ключевым для сексопатологов с того самого момента, как на рубеже XIX-XX веков было признано, что женщины испытывают оргазм. В исследовании (Hurlbert, Apt, and Rabehl, 1993) женщины сообщали о том, что имели 8,8 половых актов в течение трех недель. 25% этих половых актов завершались оргазмом жены. Эти данные подтверждают результаты, о которых сообщал Кинси (Kinsey, 1953), 40% сексуально активных замужних женщин сообщали о том, что они испытывали оргазм только в 10% совокуплений. И, напротив, когда женщины сообщали о куннилингусе, они достигали оргазма в 81% случаев. Очевидно, что отсутствие оргазма - нормальная разновидность женской сексуальности, в частности, когда сексуальные действия ограничиваются половым актом. Мужчины в настоящем исследовании сообщали о 97% случаев наступления оргазма в результате полового акта за тот же период времени. Мужчины испытывали 100% оргазм от анального полового акта (женщины сообщали о 0%), 100% от самоудовлетворения (женщины сообщали о 98%) и 100% от мастурбации с помощью супруга (женщины сообщали о 83%). Принимая во внимание то обстоятельство, что конкретная пара хочет сделать оргазмы жены более частыми, следующие два правила представляются очень полезными: 1. Всегда помните: «сначала женщины». Это общее хорошее правило оказывается эффективным, поскольку очень часто женщинам для достижения оргазма помимо самого полового акта требуется больше слов, больше предварительных ласк и больше других действий. Кроме того, мужчины после наступления у них оргазма вообще становятся более закрытыми, теряют интерес к взаимодействию, расслабляются и их клонит в сон. Если мужчина первым испытывает оргазм, очень часто доведение женщины до оргазма становится больше похожим на «неприятную работу», нежели на эротическое или душевное переживание. С возрастом мужчинам также необходимо больше предва- рительных ласк для того, чтобы достигать эрекции и сохранять ее. Все же различия во времени, которое требуется для достижения оргазма мужчиной и женщиной, остаются важными для многих пар. В тех случаях, когда имеет место обратное и женщина быстрее мужчины может достичь оргазма, сначала следует довести до оргазма мужчину, а затем женщину. 2. Мастурбация - это искусство, которым может овладеть практически каждый. В продаже имеется множество очень полезных книг, которые обучают навыкам мастурбации в контексте гетеросексуальных браков. Классической принято считать работу Хеймана и ЛоПикколо «Как испытать оргазм» (Heiman and LoPiccolo's Becoming Orgasmic). Она написана для искушенных дилетантов, но может быть использована и терапевтом-практиком в качестве руководства, если он хочет узнать, как научить супругов действовать. В процессе жизни критерии сексуальной удовлетворенности у мужчин и у женщин претерпевают изменения. В частности, было отмечено, что изменения, которые переживают мужчины, очень бросаются в глаза. В 1994 году учеными в госпитале «Синайская гора» в Нью-Йорке (Schiavi, Mandeli, and Schreiner-Engel) было проведено уникальное исследование, в котором эмпирически анализировались причины, которые приводят к супружеской удовлетворенности у здоровых мужчин зрелого возраста (старше сорока пяти лет), в сравнении с сексуальной удовлетворенностью молодых женщин. Давно установлено, что с возрастом мужчины сообщают о снижении уровня полового влечения, сексуального возбуждения и сексуальной активности. И все же они не говорят о меньшей сексуальной удовлетворенности. Очевидно, что три фактора (влечение, возбуждение и активность), столь важные для молодого мужчины для того, чтобы он получал удовлетворение от секса, не являются единственно важными факторами для более зрелого мужчины. Шиави и коллеги (Schiavi and colleagues) выявили, что к основным факторам, определяющим степень сексуального удовлетворения мужчины, наряду с сексуальной активностью относились качество супружеских отношений и настроение мужчины в целом. Мужчины старшего возраста, которые были эмоционально близки со своими женами и не страдали депрессией, говорили о самом высоком уровне сексуального удовлетворения. Эти предположительно женские факторы, связанные с взаимоотношениями, по-видимому, становятся также важными для мужчин, когда те достигают более зрелого возраста.
|