Каузативные глаголы - это производные от глагольных корней, выражающие действие, к которому кто-то (что-то) понуждается. Поэтому каузативные глаголы называются еще понудительными. При образовании конструкций с каузативными глаголами вводится новый субъект действия, а исходное подлежащее занимает место дополнения. Сравним в русском языке: "картина висит" и "он вешает картину" или "стол стоит" и "он ставит стол".
Каузативные глаголы всегда переходные. Способность образовать систему каузативных форм свойственна не всем глагольным корням и определенным образом связана с их семантическими особенностями.
Основа каузативов образуется по модели корень + -aya-. Гласная корня выступает в ступени guNa. Например: likh -> lekh`aya- "понуждать писать", darsh -> darsh`aya- "показывать" (букв. "давать видеть").
Если корень оканчивается на гласную или имеет -a- с последующей одиночной согласной, то гласная корня имеет ступень vR^iddhi. Например: vac -> vaac`aya- "понуждать говорить", shru -> shraav`aya- "заставлять слушать, давать слушать".
Следует заметить, что глаголы на -am, глаголы jan, tvar ("спешить") и несколько более редких имеют гласную в ступени guNa: gam`aya-, jan`aya-, tvar`aya-.
Корни, оканчивающиеся на -aa, -e, -ai, -au присоединяют суффикс -p`aya при этом -e и дифтонги заменяются на -aa. Например: daa -> daap`aya- "понуждать давать", sthaa -> sthaap`aya- "ставить", j~naa -> j~naap`aya "учить", gai "петь" -> gaap`aya- "заставлять петь".
Корни kSai "опустошать" и glai "изнуряться" (если употреблен без префиксов) имеют в основе каузатива a (kSap`aya-, glap`aya-).
Заметьте: paa ("пить") -> paay`aya- "давать пить, поить", hvaa "звать" -> hvaay`aya- "понуждать звать".
Суффикс -p`aya присоединяется также к корням ar ("двигать") -> arp`aya-, adhii (adhi-i "учиться") -> adhyaap`aya-, ji ("побеждать") -> jaap`aya-, и нескольким другим.
Каузатив от han ("убивать") -> ghaat`aya- "заставлять убить".
Каузатив от ruh ("подниматься, расти") может быть -> roh`aya- или rop`aya- "сажать, букв. понуждать расти".
У корней rabh "начинать" и labh "брать" при образовании каузативов в основе появляется -m-: rambh`aya- "побуждать начать", lambh`aya"доставлять; наделять".
В санскрите, особенно более позднем, каузативные глаголы имеют формы залогов, наклонений и времен, образуемые по общим известным правилам. При этом для образования форм вне системы настоящего времени используется основа на -ay. В формах с суффиксами -ya, -ta, -ana суффикс -ay- отбрасывается. Ниже приводится таблица, демонстрирующая формы 3-го лица единственного числа каузативных образований от корня shru.
Времена и наклонения
| Залоги
|
parasmaipada
| aatmanepada
| Пассив
|
Настоящее время
| shraavayati
| shraavayate
| shraavyate
|
Прошедшее Imperfekt
| ashraavayat
| ashraavayata
| ashraavyata
|
Желательное наклонение
| shraavayet
| shraavayeta
| shraavyeta
|
Повелительное наклонение
| shraavayatu
| shraavayataam
| shraavyataam
|
Будущее время
| shraavayiSyati
| shraavayiSyate
|
Conditionalis
| ashraavayiSyat
| ashraavayiSyata
|
Прошедшее Perfekt
| shraavayaam aasa
| shraavayaam aase
|
От основы каузатива могут быть образованы по общим правилам деепричастие, инфинитив и причастия. При образовании страдательного причастия прошедшего времени основа каузативов утрачивает -aya, но сохраняет ступень guNa гласной основы. Например:
kar - pp. kR^ita -> осн. каузатива kaaraya- -> pp. каузатива kaarita,
budh - pp. buddha -> осн. каузатива bodhaya -> pp. каузатива bodhita.
Предложения с каузативами от непереходных глаголов и от глаголов переходных имеют различие.
При образовании каузативов от непереходных глаголов, когда вводится новый субъект действия, исходное подлежащее получает форму винительного падежа. Например: udyaani vR^ikSo rohati "в саду растет дерево" -> "он сажает в саду дерево" (букв. "понуждает расти") udyaane vR^ikSaM ropayati.
Винительный падеж при образовании каузативов от глаголов движения приводит к образованию конструкции с двойным винительным. Например: putro graamaM gacChati "мальчик идет в деревню" -> "отец велит мальчику идти в деревню" pitaa putraM graamaM gamayati.
Когда образуется каузатив от переходных глаголов, то при введении нового субъекта действия исходное подлежащее употребляется в форме творительного падежа. Например: daasii annaM pacati "служанка готовит пищу" -> "мать велит служанке (букв. "побуждает") готовить пищу" maataa daasyaa annaM paacayati [daasyaas annaM -> daasyaa.].
При образовании каузативов от переходных глаголов paa "пить", darsh "видеть" [Только в parasmaipada] и глаголов с общим значением "понимать", "читать", "говорить" исходное подлежащее употребляется, как и у каузативов от непереходных глаголов, в винительном падеже. Например: pathiko jalaM pibati "путник пьет воду" -> "я пою путника водой" (aham) pathikaM jalaM paayayaami; shiSyaH pustakaM adhiiyante "ученики изучают книгу" -> "учитель заставляет учеников изучать книгу" guruH shiSyaan pustakaM adhyaapayati.
При каузативах от глаголов kar "делать" и har "брать" возможно употребление как винительного, так и творительного падежей. Например: paapam akaroH "ты совершил грех (зло)" -> "Кто побудил тебя совершить зло?" kas tvaaM paapam akarayat или kas tvayaa paapam akarayat.