Словарь-справочник
Артикуляция — работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам А. относятся губы, нижняя челюсть, язык, глотка, мягкое нёбо. Принято делить А. на внутреннюю (работа органов внутриглоточной полости) и внешнюю (участие органов полости рта, нижней челюсти, языка, губ). Качество А. обеспечивается точностью управления артикуляторными органами со стороны коры головного мозга. Атака звука — момент его образования или начало звука. Существует три способа А. 3.: твердая, мягкая, придыхательная. А. 3. зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. А. 3. оказывает большое влияние на начало звука и все дальнейшее голосообразование. Развивая речевой голос, следует придавать большое значение мягкой атаке звука. Аудиторный шок (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи: возрастает количество и длительность пауз, отмечается снижение словарного разнообразия, напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью, бессмысленными повторами и др. Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на пере даваемую им информацию. Вербальный (лат. verbalis — словесный) — относящийся к звуковой человеческой речи. Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью, которая может быть воспринята слушающим в данных условиях языкового общения. Высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Различают: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо развитым грудным звучанием; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием; средний речевой голос с хорошо развитым и головным, и грудным звучанием. Характеризуется организованным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. Высота голоса определяется не только по слуховым впечатлениям (низкий, высокий), но и на основании испытываемых вибрационных ощущений: если человек говорит высоким голосом (звук идет в верхние резонаторы — лицевые пазухи, черепную коробку), Я ощущается дрожание в области носа; если человек говорит низким голосом, то дрожание ощущается в области грудной клетки, что можно обнаружить, приложив ладонь к груди. Голос (речевой голос) — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, смехе, пении и отличающиеся высотой, силой, характером звучания и т. п. Голос поставленный — наиболее полное и всестороннее развитие голосовых данных (диапазона, силы, звучности, выносливости, гибкости). Диалог — попеременный обмен репликами двух и более людей. Диапазон голоса — звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Способность без особых усилий менять высоту голоса, то есть пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса. Однообразие и монотонность звучания происходит от малого, неразвитого Д. Г. Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений. Диафрагма — дыхательная мышца, разделяющая туловище на две полости: верхнюю — грудную и нижнюю — брюшную. Дикция (произнесение) — произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи. Необходима для лучшего восприятия речи говорящего. Дискуссия (рассмотрение, исследование) — корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога. Диспут (рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи (публичный спор) на научную или общественно важную тему; для него характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к общему решению, установить истину. Д. осуществляется под руководством ведущего. Длительность звука — временная протяженность | звука. Добор дыхания — физиологическая пауза, в которой путем быстрого сокращения диафрагмы происходит незаметное пополнение израсходованного воздуха. Д. Д. должен осуществляться быстро, не разрушая смысловой конструкции фразы. Дыхание — различают три типа Д.: ключичное, грудное, брюшное. Деление Д. на типы — условное. Каждый тип Д. заключает в себе элементы других типов и отличается активностью участия в дыхательной деятельности той или иной группы мышц. Дыхание грудное (среднереберное) — дыхание, при котором ребра, поднимаясь, увеличивают объем груд. ной клетки в средней ее части, причем диафрагма почти не сокращается. Преобладание в речевой деятельности Д. Г. способствует быстрому утомлению голоса. Дыхание диафрагмальное (нижнереберное) — дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижней части грудной клетки при участии диафрагмы. Дыхание, при котором диафрагма, сокращаясь, увеличивает объем грудной клетки в вертикальном направлении при легком расширении нижних ребер. Дыхание долгое — стремление говорить как можно дольше, не добирая воздуха, — ошибка. Длинное выдыхание к концу всегда ослабевает, и поэтому звук не может быть ровным. Целесообразным является частый и незаметный добор дыхания и наиболее экономичное расходование набираемого воздуха. Дыхание ключичное (верхнереберное) — короткое или поверхностное дыхание, отличительными признаками которого является поднятие верхних ребер и плечевого пояса. Дыхание поставленное — сознательное управление вдохом и выдохом. Дыхание фонационное (звук) — дыхание, связанное с голосовой деятельностью; в отличие от физиологического дыхания, состоящего из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, в Д. Ф. вдох более короткий, быстрый, а выдох — замедленный. Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Звуковысотный слух — способность слышать и воспроизводить мелодику речи. Интонация (громко произношу) — совокупность звуковых элементов речи (изменение силы, высоты, длительности, непрерывности звучания, тембра голоса). И. создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. Коммуникативное намерение — понятие, обозначающее конкретную цель высказывания говорящего: спрашивает он или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. Коммуникации (делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т. п. К. Р. предполагает высокую общую культуру человека. Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Л. У. падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение, и смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено Л. У. Интонационное выделение логического слова выражается повышении, понижении или усилении звука голоса, подчеркнутой артикуляции слова. Логичность речи - коммуникативное качество речи. Для достижения Л. Р. следует добиваться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Условия Л. Р. на уровне высказывания: непротиворечивое сочетание слов между собой, правильный порядок слов, такие средства выражения и поддержания Л. Р., как служебные слова, вводные слова и словосочетания; на уровне связного текста: обозначение перехода от одной мысли к другой, членение текста на абзацы, выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания (неоправданное дробление, как и излишняя усложненность, нарушают Л. Р.). Логофобия (страх) - состояние страха, боязнь произнесения слов, речи. Люфтпауза (воздух) — пауза для добор»- воздуха, вызванная физической необходимостью. Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Различают три основных вида М. Р.: повествовательная — характеризуется резким понижением голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная -свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и…) Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, длительности и тембру. Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, содержащий структурно связанные между собой высказывания, имеющие смысловую завершенность. По способу изложения различается три типа М.: описание, повествование, рассуждение. Навык — сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Напряженность — состояние повышенного физического или психического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие средствами общения между людьми. Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции. Пауза — остановка в течении речи. П. бывают логические (смысловые), психологические, физические. Подвижность голоса — способность голоса легко и быстро изменяться по высоте, силе и продолжительности. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным, однообразным. Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, ее темпом, перехода свободно и произвольно от самого замедленного до быстрого. Способность замедлять и ускорять темп речи вырабатывается в процессе тренировок. Полетность голоса — длительность звучания дельных фраз, слов, звуков. Когда звук насыщен нациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, речь оратора достигает дальних уголков аудитории. Портаменто — легкое, замедленное скольжение а звука к звуку с сохранением полной отчетливости произнесения согласных и гласных при их активной артикуляции. Приемы общения - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Промежуточная пауза — остановка, определяемая знаками препинания. П. П. не должна нарушать смыслового целого и отдельных частей. Психологическая пауза — остановка, обусловленная переживаниями говорящего (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения). Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают следующие регистры: грудной (нижний), головной (верхний) и средний (смешанный). Границы регистров речевого голоса у каждого человека разнообразны и во многом зависят от его индивидуальности. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного, незаметного перехода из регистра в регистр. Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов. Основные Р., влияющие на тембр голоса: грудной — вибрация грудной клетки; головной — вибрация передней части лица и черепа; средний (смешанный) — резонирование звука в головной и грудной полостях. Релаксация (уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты Р. С.: физический слух, фонематический слух, звуковысотный слух, тональный слух, ритмический слух. Речевой такт (синтагма) — слово или группа слов внутри предложения, объединенных смыслом, образуют так называемые смысловые группы. Между Р. Т. ставятся логические паузы. Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи. Внешняя - это речь для других, произносимая I вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью. Включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную. Внутренняя — это речь для себя, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний темпоритм. Ритм речи — последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Риторика (оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Риторические игры — речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название Р. И. достаточно условно и объединяет психотехнические игры и социально-психологический речевой тренинг (деловые управленческие игры, учебные дискуссии и т. п.). Саморегуляция (приводить в порядок, налаживаться) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Самоуправление — процесс сознательного воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или изменения характера их протекания, функционирования. Сила голоса (громкость) — зависит главным образом от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот. Значительное влияние на С. Г. оказывают резонаторные полости. Развить можно упражнениями, постепенно увеличивая силу звука при произнесении текстов. С. Г. сообразуется и соразмеряется с двумя требованиями: акустическими и художественными. Синтагматическое ударение (вместе построенное) — смысловой центр, основное слово синтагмы или речевого такта. Слушание — вид деятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Соединительная пауза — для нее характерно повышение голоса на логическом слове и группе слов. Соединительно-разделительная пауза — вид логической паузы, делящей фразу на речевые такты и одновременно объединяющей их в целое предложение; различается по длительности (временной промежуток) и наполненности (смысловое значение). Например: пауза для выделения ключевого слова; пауза между речевыми тактами или предложениями; пауза между сюжетными и смысловыми единствами. Тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи. Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством сегментов (слов, слогов) в единицу времени (секунду, минуту). Темп, измеренный без учета пауз, называют артикуляционным, при учете пауз говорят полном темпе. Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата. Тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены оценок, чувств, отношений. Ударение — различают грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-либо слога в слове), синтагматическое (смысловой центр, основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и с большей интенсивностью, чем остальные слова), фразовое (передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания). Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. Физическая пауза — остановка, вызываемая внешними (физическими) причинами: недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п. Физический слух — способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости и высоты. Фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи в соответствии с фонетической и орфоэпической системами языка. Цезура — короткая, еле заметная пауза между фразами. Чистота речи — коммуникативное качество речи. Чистой называется такая речь, в которой нет чужеродных литературному языку слов, словосочетаний и других элементов языка (диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов, слов-паразитов). Экспрессия (выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
|