Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методика обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух в средней школе.




Аудирование– процесс восприятия и понимания звучащей речи.

Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке, и поэтому нельзя недооценивать роль аудирования в процессе обучения иностранному языку.

Овладение аудированием предполагает понимание учащимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, предъявляемой в нормальном темпе учителем или в звукозаписи.

Требованияна различных этапах обучения отличаются по:

а) объему текстов;

б) степени трудности языкового материала.

Первые 2 года аудирование целесообразно проводить на изученном материале. Нужно учить учащихся восполнять пропуски при восприятии аудиотекста.

Цели и задачи отличаются в зависимости от уровня обученности учащихся и от класса.

Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятель­ности: 1) опознание звукового потока; 2) восприятие значения ауди­руемых единиц; 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте (И. А. Зимняя).

Выделяют 3 уровня обучения аудированию:

1 - элементарный (формирование рецептивных навыков)

2 - продвинутый (совершенствование навыков аудирования)

3 - завершающий (развитие умений).

 

II. Аудирование – восприятие иноязычной речи на слух – это рецептивный вид речевой деятельности содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент ее порождения.

Выделяют 3 этапа в деятельности аудирования:

- побудительно-мотивационный реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов и целей слушающего;

- правильность проверяется в основной части деятельности, которая называется – аналитико-синтетическая. Здесь полно представлены действия информативного анализа и завершающего синтеза.

- исполнительскаявыражается в принятии решения на основе информативного анализа и синтеза, обеспечивающих полноту понимания прослушанного.

Аудирование связано с другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.

Психо-физиологические механизмы:

· восприятие

· антиципация

· внутреннее проговаривание

· понимание

· осмысление

Трудности:

- языковые;

- смысловые;

- связанные с условием предъявления;

- связанные с источником информации.

1. Наличие в аудиотекстах неизученного языкового материала или наличие в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала является причиной языковых трудностей. Чтобы предупредить эти трудности на предтекстовом этапе должны быть упражнения обучающие языковой догадке (при помощи контекста, интернациональные слова, омофоны, многозначные слова). Длинна предложения должна быть равна объему оперативной памяти ученика 5 – 10 слов.

2. Требования к текстам:

а) – содержательность (в старш. классах), занимательность (в младших).

– от повествовательных к описательным;

– от монолога к диалогу;

– заголовок облегчает понимание

б) посильность текста. В тексте должна сочетаться информативность и избыточность (понятная и новая информация).

в) объем текста должен составлять не более 5 минут. Длинные тексты предъявляются по частям.

3. Условия предъявления:

- однократное, или двукратное – если ставятся сложные задачи, как например, пересказ…

- темп нормальный (230 слогов в минуту). Целесообразно использовать упражнения на повышение темпа речи: 1 фраза – сначала медленно, быстрее и очень быстро, в начале урока хоровая работа – чтение за диктором в быстром темпе.

4. Источники информации:

- аудиовизуальные;

- аудитивные.

Чем больше анализаторов участвует в приеме информации, тем успешнее осуществляется эта деятельность.

IV. Этапы работы над аудиотекстом:

1. Предтекстовый.

2. Текстовый.

3. Послетекстовый.

1. а) снятие языковых трудностей (узнавание звука в предложениях, введение новых слов и т.д.)

б) снятие трудностей понимания содержания аудиотекста:

в) предтекстовая ориентировка на первичное прослушивание с целью понимания общего содержания (заглавие, ответить на вопрос)

2. Прослушивание текста + проверка понимания общего содержания текста.

Установка на повторное прослушивание текста с целью выявления детального понимания на уровне смысла.

Повторное прослушивание + проверка детального понимания текста.

3. Составление плана пересказа, различные виды пересказа (по цепочке, сжатый), оценка событий или поступков героев, драматизация эпизодов, предложение своей версии начала или конца рассказа, составление рассказа по аналогии, составление ситуаций к тексту, подготовка монологических высказываний по теме аудиотекста.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2495. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия