Ж. Бизе
И. БАХ (1685 – 1750г.) Иоганн Себастьян Бах родился в 1585 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но занятия были скучными и однообразными. В 15 лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. С неутомимой энергией он изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Талант Себастьяна Баха не ограничивался областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В этот период композитор создал свои лучшие органные произведения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам, звучности, совершенны по мастерству. В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. Здесь главным образом он писал клавирную и оркестровую музыку. Он закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви св. Фомы. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего им написано 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор и т.д. По своему художественному значению эти произведения представляют собой самую высокую вершину творчества композитора. Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Основная работа Баха – руководителя школой певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Все прошения о помощи школе, оставались без внимания. Единственной отрадой композитора были по-прежнему творчество и семья. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха прошла мало замеченной, о нем скоро забыли. Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор XVIII века. При жизни композитор не получил заслуженного внимания. Его называли «ученым», то есть скучным музыкантом. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было исполнено произведение Баха – «Страсти по Матфею». В Германии осуществляется полное издание баховских сочинений. Музыканты всего мира начинают играть его музыку, поражаясь ее красотой и вдохновением. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен. («Бах»- по-немецки означает «ручей») Э. ГРИГ (1843 – 1907г.) Эдвард Григ родился 15 июля 1843года в городе Бергене. С 6лет начались серьезные занятия музыкой. Первой учительницей маленького Эдварда была его мать, прекрасная пианистка, но занятия долго не ладились. Ему не хотелось играть скучные упражнения и гаммы. Вернувшись из школы или с прогулки, он кидался к роялю и старался подобрать такие созвучия, в которых запечатлелся бы жалобный, резкий крик чайки, только что пролетевшей над гаванью. Или многократное эхо от горного камнепада, которое он слышал вчера, во время прогулки с отцом. Он очень любил фантазировать и импровизировать на фортепиано. В доме Грига постоянно собирались актеры, оркестранты, хористы, поэтому с раннего детства он слышал музыку Моцарта, Бетховена, Шуберта. По совету скрипача Уле Буля в 14 лет Эдвард стал студентом Лейпцигской консерватории. Лейпциг издавна славился высокой музыкальной культурой – это был город Баха, Шумана, Мендельсона. Григ с жадностью поглощал новые музыкальные впечатления, не пропускал ни одного концерта. Он трудился без устали, часто забывая о сне и о еде. Через четыре года консерватория была успешна окончена. Получив диплом композитора и пианиста, Григ вернулся на родину. Отныне его творчество, его деятельность, вся его жизнь принадлежат норвежскому искусству. Григ много путешествует по Скандинавии, бродит по горам, вслушиваясь в наигрыши пастухов, любит бывать на деревенских праздниках. Там он слышит и записывает множество танцевальных и песенных мелодий. Позднее эти мелодии по-новому зазвучат в его сочинениях. «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, я пытался создать норвежское искусство», - писал композитор. Григ много работает. Один за другим появляются Концерт для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием «Норвежские танцы», «Лирические пьесы». Композитор пишет романсы на стихи Ибсена, Андерсена. Григ выступает в разных странах Европы с концертами как пианист и дирижер, исполнитель своих произведений. Он несколько лет руководит в родном Бергене концертным обществом, организует первый норвежский музыкальный фестиваль.
|