С. Рахманинов
(1873 – 1948) Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в имении Онега Новгородской губернии. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С четырех лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял её, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935 года окончательно поселился в США. Его произведения искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко выражены разные человеческие чувства. Поражает красота и разнообразие мелодий Рахманинова. Они славятся своей «бесконечностью», широтой, похожи на русские просторы. Слушая музыку Рахманинова, перед глазами часто встают образы русской природы. Неслучайно композитора называли «Левитаном русской музыки». Его произведения так же поэтичны, как картины замечательного русского художника И.Левитана. Рахманинов написал много крупных произведений: оперы, симфонии, концерты, сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и множество фортепианных пьес, а также романсов. Сергей Рахманинов завоевал славу величайшего пианиста мира. Его имя стоит в одном ряду с прославленными именами пианистов-композиторов Ф. Листа и Ф. Шопена. Многочисленные Звукозаписи сохранили для нас неповторимое звучание рояля под руками Рахманинова. А что может быть ценнее для любителей музыки, чем исполнение замечательных музыкальных произведений самим автором. Умер композитор 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Р. Щедрин. (1932г.) Творчество Родиона Константиновича Щедрина Чрезвычайно разнообразно. Огромное влияние на композитора оказала музыка И.С. Баха. В 22 года Р. Щедрин, будучи студентом Московской консерватории, обращает на себя внимание блестящим исполнением своего Первого концерта для фортепиано. Молодой композитор включил в музыкальную ткань концерта частушку, чем вызвал горячие споры критиков. Но жизнь опровергла угрюмых критиков: Первый концерт Щедрина и сегодня пользуется неизменным успехом у слушателей. Продолжая творческий поиск, композитор вновь обращается к жанру частушки. Он пишет два крупных произведения: оркестровую пьесу «Озорные частушки» и оперу «Не только любовь». Музыкальную основу этих произведений составляют частушки, в которых, как в русской душе, непостижимо сплелись «бесшабашный, неудержимый надрыв и целеустремленность, злая насмешка и беспощадность суждений и горячее участие», - писала музыковед Л. Третьякова. Спустя несколько лет Большой театр ставит на своей сцене сказочно-комедийный балет Щедрина «Конек-Горбунок». Композитору, только что окончившему к тому времени аспирантуру, исполнилось всего лишь двадцать восемь лет. В течение короткого времени его ярко национальный русский балет решительно вытесняет со сцен музыкальных театров «Конька-Горбунка» итальянца Пуни, балет которого долгие годы шедший на многих театральных сценах мира. На прославленной сцене Большого театра ставятся произведения Щедрина: «Не только любовь» - лирическая опера по рассказам Сергея Антонова, два балета: «Кармен-сюита» и «Анна Каренина». Оба балета имеют огромный успех и идут в лучших музыкальных театрах нашей страны, во многих театрах Европы и Америки, вызывая восхищение слушателей и зрителей. В творчестве Родиона Щедрина много нового, необычного, расширяющего наше представление о выразительных возможностях музыки. Русские композиторы-классики XIX века, так широко и обстоятельно разработав в своем творчестве русскую народную песенность, почти совершенно не затронули область народной частушки. Именно эту область впервые широко раскрыл перед слушателями в своих сочинениях Щедрин. Он показал как богато частушечное искусство народа, разрушил устоявшееся ложное представление о частушке, лишь как о веселой, быстрой, чаще всего баловной песенке-коротышке, лишенной контрастов и развития. В сочинениях Щедрина очень разнообразные частушки, это веселые, лирические, трагические, смыкающиеся с народными «страданиями» и народными «плачами».
|