Иммигрантские группы
Эти группы, еще недавно не характерные для России, представлены главным образом вьетнамцами, временно работающими на крупных промышленных предприятиях в ряде городов страны, а также корейцами из КНДР, занятыми в специальных леспромхозах, и китайцами, занятыми в сельском хозяйстве ряда районов Сибири и Дальнего Востока. Положение этих своеобразных национальных меньшинств мало освещается, однако есть основания полагать, что их представители подвергаются дискриминации и находятся в тяжелом положении, а значит, нуждаются в защите своих законных прав от произвола со стороны администрации предприятий, а также со стороны представителей своих стран. В последние годы в России увеличилось число беженцев, коммерсантов и прочих групп иммигрантов из стран "дальнего зарубежья", особенно Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Есть основания предполагать, что рост этой группы меньшинств, не являющихся гражданами России, будет возрастать. Субэтнические, языковые и конфессиональные группы в составе отдельных народов Такие группы обычно не рассматриваются в качестве национальных меньшинств, однако Итоговый документ Венской встречи обязывает страны - участницы ОБСЕ (а значит, и Россию) обеспечивать культурные права лиц, принадлежащих не только к национальным меньшинствам, но и к "региональным культурам". Данные переписей населения не содержат сведений о номенклатуре, численности и расселении этой группы меньшинств, однако состав их весьма разнообразен. Приведем некоторые примеры ворское, кубанское, терско-гребенское, уральское, уссурийское казачество; старообрядческие группы; старожильческое население Сибири; молокане, духоборцы, некрасовцы - в составе русского народа; горные и луговые марийцы; этнолингвистические группы эрзя и мокша в составе мордвы; православные группы (кряшены) в составе татар; племенные и субэтнические группы у алтайцев,и хакасов; диалектные группы саами, вепсов и карет, меннониты, относимые в России к немцам; береговые и оленные чукчи и т.д. Проблемы этих меньшинств требуют внимания, тем более что они в некоторых регионах уже стоят весьма остро. Об этом свидетельствуют в частности - возрождение традиционных институтов казачества, признание двух диалектов (горного и лугового) в качестве равноправных языков Марийской республики, а также требование шапсугов (субэтническая группа в составе адыгейцев) о восстановлении своего национального района в Краснодарском крае (существовал до 1945 г.). Противоречивость современной ситуации заключается в том, что процессы национальной консолидации иногда отодвигают на задний план внутриэтническое разнообразие. Национальная политика любой с грани должна исходить из равной ценности всех элементов культурно-исторического наследия как свойственных народам в целом, так и характерных для отдельных частей народов. Зарубежной опыт показывает, что культурное самоуправление должно развиваться не только на национальной, но и на региональной основе, что позволит сохранить и развить многообразие народной культуры во всех ее аспектах и проявлениях. Право любой этнической группы на национальную самоидентификацию часто игнорировалось по политическим мотивам (так, с 1944 по 1987 г. крымские татары произвольно включались статистическими службами в общее число татар), а также в результате искусственного поощрения этнической консолидации народов, сохраняющих традиционное территориально-племенное деление (алтайцы, тувинцы, хакасы и др.). Необходимо, чтобы переписи населения по меньшей мере содержали сведения о самоназваниях всех этнических групп независимо от их численности. В заключение в качестве примеров ситуаций с правами меньшинств, складывающихся на территориях некоторых республик в составе РФ, рассмотрим положение меньшинств в республиках Калмыкия, Карелия и Тува.
Положение этнических меньшинств в некоторых республиках РФ Республика Калмыкия
|