Студопедия — От переводчика.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От переводчика.






В языке Дерека Хамфри очень много синонимических выражений, почти единственным хорошим переводом которых будет русское слово «самоубийство» или словосочетание «убийство самого себя». При этом теряется богатство оттен­ков и одновременно навязывается негативная оценка, имплицитно содержащаяся в русском слове «убийство». У Хамфри только в одном месте, там, где речь идет об эмоциональном суициде, используется слово «murder», соответствующее русскому «убийство».

Особо насыщено смысловым подтекстом часто применяемое им слово «self-delivery» и его производные. В кругу значений глагола «to deliver» можно найти - «освобождать», «высказываться публично», «представлять», «производить» и «порождать». Данное слово довольно близко к русскому глаголу «решать» и его производным в словосочетаниях «разрешиться от бремени» и «порешить самого себя». Чтобы передать смысл, я переводил «self-delivery» тяжеловесным словосочетанием «самовысвобождение через самоубийство».

 

Перевод с английского П. Д. ТИЩЕНКО

 

 

Право на помощь и право на жизнь

 

// Человек. 1992. № 6. С. 39-40.

 

При обсуждении позиции Де­река Хамфри по вопросу о рацио­нальном суициде необходимо учесть, что для него ставится прежде всего в контексте проблемы права на смерть или права на предель­ную самодетерминацию личности. Фактически это еще одна ветвь пра­возащитного движения, еще одно на­правление борьбы за права челове­ка. В нашей стране в силу историче­ски понятных обстоятельств эта борьба воспринималась и восприни­мается до сих пор односторонне. На Западе правозащитное движение обеспокоено не только правами по­литзаключенных, но и правами се­ксуальных меньшинств, женщин (феминизм), оплодотворенных яйце­клеток и эмбрионов, лабораторных животных и человеческих субъек­тов, выступающих в роли «предме­та» медико-биологических экспери­ментов, пациентов, инвалидов и т. д. Благодаря этому происходит глубинная демократизация западно­го общества на микросоциальном уровне, т. е. на уровне рутинных межличностных взаимосвязей. На­помню неустаревающее суждение С. Л. Франка: «Деспотизм есть гос­подство человека над человеком, господство неограниченное и руко­водимое лишь произволом самого господствующего. В этом широком смысле деспотизм есть не исключи­тельно политическое понятие, а об­щая социологическая и морально-правовая категория. Деспотизм столь же возможен в области лич­ных, семейных, гражданских отно­шений, сколько в сфере государ­ственной жизни. Всюду он сохраня­ет неизменным свое существо, всюду он означает неограниченное, произ­вольное господство, предполагаю­щее на другой стороне бесправность и слепое повиновение. Философское обоснование деспотизма состоит в установлении тех принципиаль­ных морально-правовых соображе­ний, из которых вытекает право не­ограниченного господства и обязан­ность слепого повиновения; фило­софская критика деспотизма сводит­ся к критике этих соображений».

Современный американский правозащитник Дерек Хамфри бо­рется за право человека на предель­ную свободу или самодетермина-цию, т. е. за право самому прини­мать решение, когда закончить зем­ное существование. Это право отчу­ждено современным государством, монополизировано им и реализуется как право применять смертную казнь - прерывать (детерминиро­вать) по своему усмотрению жизнь отдельных индивидов. Государству принадлежит право объявлять вой­ну, т. е. приносить в жертву тысячи жизней своих граждан на алтарь на­циональных интересов. Оппонента­ми Хамфри являются не ФБР или КГБ, а, как сказал бы Мишель Фуко, «биополитические аппараты вла­сти», в рамках которых право инди­вида на рациональный суицид ока­зывается отчужденным. Идеологи­ческое обоснование данной формы биополитического деспотизма, с од­ной стороны, дает христианская до­ктрина, рассматривающая суицид как смертный грех, а с другой сторо­ны, психиатрия, для которой любое желание прервать собственную жизнь является формой психиче­ской патологии. Истина, выражае­мая (контролируемая) священнослу­жителями и врачами, обосновывает обязанность индивидов повиновать­ся.

Хамфри живет в обществе, где само право на рациональный суицид формально признано. Однако не случайно он вынужден, обращаясь к читателю, подчеркивать - само­убийство не является преступлением. Лишь в начале 60-х годов в Ве­ликобритании было отменено уго­ловное наказание за попытку совер­шить самоубийство; до сих пор во многих странах мира (в том числе и в России) распространена практи­ка принудительного психиатриче­ского лечения людей, пытавшихся кончить жизнь самоубийством. Не забыта эта практика и в Америке, несмотря на серьезные успехи ан­типсихиатрического (также, кстати, правозащитного) движения. Самоу­бийца - либо «bad» (грешник или уго­ловник), либо «mad» (психически больной), но уж во всяком случае неравноправный «хороший» и «нор­мальный» гражданин.

Недостаточно формально при­знать право человека на само-высвобождение через самоубийство, необ­ходимо создать соответствующее со­циальное и правовое обеспечение этой формы личной свободы. По­скольку подобного социального ме­ханизма нет и в Америке, то с необ­ходимостью продолжают действо­вать и другие механизмы, заста­вляющие жестко дискриминировать самоубийц как девиантов. Универ­сальная социальная санкция против девиантов - социальная изоляция, т. е. исключение из пространства социальной коммуникации за стены тюрем, психиатрических лечебниц. Церковь изолирует самоубийц, за­прещая для них ритуал церковных похорон и вынося их могилу за ограду кладбищенского сообщества добрых прихожан. Технология секу­лярной изоляции самоубийц лишь замаскирована там, где само право формально признано. Человек впра­ве сам прервать свою жизнь, но... в одиночку. Любое, пусть даже пас­сивное, присутствие другого лица таит для последнего угрозу уголов­ного наказания, не говоря уж о со­участии в этом поступке. Общество исторгает из себя, уничтожает осо­быми социальными санкциями по­пытки социализировать самоубий­ство, включить это деяние в про­странство коммуникации и сотруд­ничества.

Поэтому, с точки зрения Хам­фри и общества «Хемлок», вопрос стоит не только о праве на само­убийство, но и о праве получить соответствующую помощь, праве на солидарность в совершении поступка предельной самодетерминации. Традиции и опыт солидарности лю­дей в ситуации совершения рацио­нального суицида заложены в само основание современной западноев­ропейской культуры. Вспомним опыт Сократа или Сенеки, который, кстати говоря, предполагал наличие для разума ценностей выше, чем простое выживание. Для разума, знающего в качестве высшей цели и ценности физическое выживание человека и человечества, идея рационального суицида непри­емлема.

Но выживание не является высшей ценностью современной ци­вилизации. Гораздо более мощно и императивно действует глубоко укорененная установка на самоде­терминацию. Человек судит о своем присутствии в мире по делам - по тому, что он сделал, в отличие от всего внешнего, с ним сделавшегося. Граница между «сделал я» и «сделалось», между самодетерминацией и детер­минированностью иным является демаркационной линией, отделяю­щей человеческое в человеке от природного, социального и т. д. Это граница между пространством чело­веческой свободы, так как она фигу­рирует в современной идеологии, и сферой не-свободы, деспотической зависимости от внешних влияний. Чем в большей мере человек овладе­вает собственной телесной жизне­деятельностью, превращает ее из со­бытий тела в поступки разума, тем более он считается совершенным, развитым и ответственным суще­ством.

Рациональное самоубийство превращает смерть из «телесного со­бытия» в ответственный поступок человека. Эта идея и практика воз­никают как необходимые, как вы­званные к жизни императивными метафизическими установками, ко­ренящимися в глубинах современ­ной человеческой ментальности. Если человечество не найдет в себе силы и разумения для иного типа различения человеческого в челове­ке, то со временем борьба Дерека Хамфри за право человека на пре­дельную самодетерминацию и, сле­довательно, свободу закончится ус­пехом.

 

 

Возможно ли рациональное самоубийство?

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия