Беседа 7
Благословенный сказал: 7:1. О Партха! Выслушай, как будучи устремлённым умом ко Мне и упражняясь под Моим покровом в йоге, ты сможешь придти к конечному познанию Меня. 7:2. Раскрою перед тобой знание и мудрость во всей их полноте. Познав их, не останется для тебя здесь ничего, требующего познания. 7:3. Среди тысяч людей едва лишь один стремится к Совершенству. А среди стремящихся мало кто познаёт Мою Сущность. 7:4. Земля, вода, огонь, воздух, акаша [33], ум и сознание, а также личность — всё это есть то, что существует в мире Моей пракрити, — всего восемь. 7:5. Такова Моя низшая природа. Познай Мою иную природу — высшую, которая есть элемент Жизни, о мощновооружённый, посредством которого держится весь мир. 7:6. Она есть лоно [34] всего сущего. Я есть Источник (проявленной) вселенной, и во Мне исчезает она. 7:7. Нет ничего превыше Меня. Всё нанизано на Меня, как зерна жемчуга нанизаны на нити. 7:8. Я — и вкус воды, о Каунтея, Я — и блеск Луны и свет Солнца, и Пранава [35], и Вселенское Знание, и Космический Глас, и человечность в людях. Я — чистый запах земли и тепло огня. Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников. 7:10. Попытайся познать во Мне Изначальную Суть всех существ, о Партха! Я — Сознание всех, развивших сознание, Я — великолепие всего прекрасного. 7:11. Я — сила сильного, которого оставили привязанности и сексуальная страсть. Я же — сексуальная сила [36], не противоречащая дхарме, во всех существах, о повелитель Бхарат. Знай, что саттва, и раджас, и тамас — от Меня происходят. Но пойми, что не Я — в них, а они — во Мне. 7:13. Весь мир, введённый в заблуждение свойствами трёх гун, не знает Меня — Непреходящего, пребывающего за пределами этих гун. 7:14. Воистину, трудно преодолеть Мою майю, образованную гунами. Лишь приближающиеся ко Мне преступают её. 7:15. Творящие зло — заблуждающиеся, худшие среди людей — не приходят ко Мне: майя лишает их мудрости и они предаются природе демонов. 7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня, о Арджуна: стремящиеся вырваться из страданий, жаждущие знаний, ищущие личных достижений и мудрые. 7:17. Всех превосходит уравновешенный и безраздельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне. 7:18. Все они — достойные. Но мудрого Я почитаю подобным Себе. Ведь, сливаясь со своим Атманом, он постигает Меня — свою Высочайшую Цель. 7:19. В конце многих рождений исполненный мудрости приходит ко Мне. "Васудева [37] есть Всё", — говорит достигший редких качеств Махатмы. Те, мудрость которых развеяна вожделениями, обращаются к богам, прибегая к внешним обрядам, соответствующим их собственной природе. Какому бы образу с преданной верой ни поклонялись люди — Я упрочу веру каждого. 7:22. Проникнутые этой верой, они молятся — и получают из того источника. Но повеление даровать желаемое идёт от Меня. 7:23. Воистину, недолговечен плод, обретаемый неразумными: поклоняющиеся богам — идут к тем богам, а возлюбившие Меня — идут ко Мне. 7:24. Меня, Непроявленного, неразумные считают достигшим проявления [38], не ведая Моего беспредельного, вечного и непревосходимого Бытия. 7:25. Не всеми познаюсь Я, скрытый в Моей творческой майе. Заблуждающийся мир не знает Меня — Нерождённого, Вечного. И прошедшие, и настоящие, и будущие Творения знаю Я, о Арджуна, но Меня здесь не знает никто. 7:27. Благодаря блужданию в двойственности, происходящему от влечения и отвращения (к земным объектам), о Бхарата, все (вновь) возникающие существа странствуют в полном неведении. 7:28. Но праведные люди, искоренившие свои пороки, освобождаются от этой двойственности и с решительностью устремляются ко Мне. 7:29. Ища во Мне приют, они стремятся к освобождению от рождения и смерти. И они приходят к познанию Брахмана, к полной реализации для себя Атмана, к пониманию принципов формирования судеб. 7:30 И кто познают Меня как Высшее Бытие, Высочайшего Бога, принимающего все жертвы, — те, преданные Мне, встречаются со Мной в час своего ухода из тела. Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавадгиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит седьмая беседа между Шри Кришной и Арджуной, именуемая: Йога углублённого ведения.
|