Тончайший из тончайшего, Благожелательный — Я бодрствую во всех существах.
'ТАК ГОВОРИЛ БУДДА' [69] 1. Прими заповедь воздержания от убийства. 2. Прими заповедь воздержания от воровства. 3. Прими заповедь воздержания от прелюбодеяния. 4. Прими заповедь воздержания от лжи. 5. Прими заповедь воздержания от спиртных напитков. И неужели у тебя никогда не возникала мысль, что ты также подвержен старению, что и ты не сможешь избегнуть его? И неужели к тебе никогда не приходила мысль, что ты также подвержен болезням, что и ты не сможешь избегнуть их? И неужели к тебе никогда не приходила мысль, что ты также подвержен смерти, что и ты не сможешь избегнуть её? Не ради моего собственного благополучия я практикую благожелательность ко всем, но я люблю благожелательность, ибо моё желание — содействовать счастью живых существ. Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания. Доброжелательность ко всем существам — это истинная религия; лелейте в ваших сердцах безграничную доброжелательность ко всему сущему. Ваш дух не должен волноваться, злое слово не должно срываться с ваших губ; вы должны оставаться доброжелательными, с чистым сердцем, полным любви, не содержащим тайной злобы; и даже недоброжелателей вы должны охватить любящими мыслями, великодушными мыслями, глубокими и безграничными, очищенными от всякого гнева и ненависти. Отличительными признаками истинной религии являются доброжелательность, любовь, правдивость, чистота, благородство, доброта. Бессмертие может быть достигнуто только непрерывными деяниями доброты; и Совершенство достигается состраданием и милосердием. Самое необходимое — это любящее сердце. "Меня ненавидят, меня не понимают и обманывают другие" — тот, кто хранит в своём уме такие мысли, никогда не сможет стать свободным от причин, вызывающих саморазрушение. Какой бы вред один враг ни сделал другому или один ненавидящий другому, — дурно направленный ум может причинить вред (самому тому) человеку ещё больший. Зло... рождается в самости, и в самости — его причина. Зло "шлифует" вселенную, как алмаз... Я учу вас избегать десяти пороков: 1. Не убивайте, но имейте почтение к жизни. 2. Не крадите; но помогайте каждому быть хозяином плодов его труда. 3. Воздерживайтесь от нечистоты, ведите целомудренную жизнь. 4. Не лгите, но будьте правдивы. Говорите правду благоразумно, бесстрашно и с любящим сердцем. 5. Не выдумывайте ложных слухов и не повторяйте их. Не критикуйте, но обращайте внимание на хорошие стороны ближних, так чтобы вы могли с искренностью защитить их от их врагов. 6. Не ругайтесь, но говорите скромно и с достоинством. 7. Не тратьте время на болтовню: или говорите, не отклоняясь от темы, или сохраняйте молчание. 8. Не домогайтесь чужого и не завидуйте, но радуйтесь удаче других людей. 9. Очищайте ваши сердца от злобы и не имейте ненависти даже к своим врагам; но относитесь с добротой ко всем живым существам. 10. Освобождайте... ум от неведения и старайтесь узнать истину, особенно о том, о чём знать необходимо, чтобы вам не стать жертвой ни скептицизма, ни заблуждений. Пусть никто не обманывает другого, пусть никто не презирает другого, пусть никто из гнева или обиды не желает вреда другому. 1. Не убивай. 2. Не кради. 3. Не совершай прелюбодеяния. 4. Не лги. 5. Не злословь. 6. Не говори грубо. 7. Не занимайся праздными разговорами. 8. Не домогайся чужой собственности. 9. Не проявляй ненависти. 10. Мысли праведно. Комментарии В.Максимова к 'АЛМАЗНОЙ СУТРЕ'[5] Хотя мир и бесконечен, он абсолютно заполнен частями, его составляющими. Изменение каждой составной части мира так или иначе зависит от изменения примыкающих к ней частей, так как нет в бесконечном мире свободного пространства. Поскольку всё в мире не отделимо от всего, то в действительности нет никаких индивидуальных чувствующих форм бытия. Есть Всё. Единое цельное Всё. Любой последователь, в уме которого появились такие произвольно обусловленные концепции, как существование собственной самости, индивидуальности других,... тут же перестаёт быть последователем данного Учения и не идёт к Освобождению, уйдя в мир иллюзий, состоящий из отдельных произвольно движущихся самостей. Иллюзию существования "я" создаёт неправильная, извращенная деятельность ума. Ощущает мир не индивидуум, а сам бесконечный мир ощущает самого себя через бесконечное количество органов чувств. ... Действует не какой-то индивидуум, а сама бесконечность действует на саму себя, изменяя саму себя... Когда мысли касаются феноменов чувственного мира, они захватываются ими и появляется воспринимающий, появляется "я", появляются другие личности и отношение к ним. Когда мышление полностью свободно от чувственного мира, тогда нет мыслящего и мышление осуществляется уже не индивидуальным умом, а разумом самого Будды (Адибудды), Обладателя наивысшей совершенной мудрости,...собственное мировоззрение такого бодхисаттвы-махасаттвы исчезает, приводя в действие разум Бесконечности. Когда исчезает штора индивидуального ума, открывается око между бодхисаттвой-махасаттвой и разумом бесконечного мира. Нельзя говорить: "Я достиг такого-то уровня", потому что это указывало бы на проявление моего "я". Истинный Татхагата [64] не может назвать Себя Татхагатой, т.к., став всем, Он перестаёт быть чем бы то ни было. Истинный Татхагата не станет предлагать поклоняться Ему, т.к. эти поклоны и молитвы не нужны Ему, не имеющему желаний, и бесполезны для поклоняющихся и молящихся, т.к. не ведут к Просветлению, а, создавая иллюзию Пути, лишь приводят спящих в ещё более глубокий сон. 'ТАНТРИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ ТИБЕТА' [83] — Джон Блофельд Перед нами всеми стоит проблема: "Вот я — в этом мире, и что же мне в нём делать?" (Истинное) исцеление состоит в освобождении от сансары навечно, разрушив последние обрывки собственного "я". ... Существа на самом деле — не существа, но волны бытия. В море мы видим, как волны поднимаются, растут, уменьшаются и исчезают. Мы думаем о них как об отдельных волнах, но мы знаем, что, хотя составляющая волны вода постоянно изменяется, но на самом деле она ни на миг не отделяется от моря. Неудовлетворённость и страдания в их бесчисленных формах вызваны стремлением... к тому, чтобы вещи были не такими, как они есть. ... Цель буддистов —... осознанное переживание Единения, которое никогда не прекращается. Это называется Просветлением, а в том смысле, что оно освобождает от последних пут "эго" и необходимости перерождения, — Освобождением. Действительно, когда полное восприятие расцветает "бликом тысячи солнц", человек становится столь свободным, что ограничение "я и другие" исчезает. Тогда каждый ощущает, что он вмещает в себя всю вселенную, что он и есть вся вселенная. Полное ощущение этого более, чем Богоподобного состояния, как открыли способные мистики, сопровождается необычайным блаженством. Когда буддисты говорят о нахождении своего истинного "Я", они подразумевают "не-я", которое есть всемирное состояние. Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, всё, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана... Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения. ... Мы не должны ничего отвергать. Царственный путь к Освобождению — признание, что нет существа или вещи во вселенной, от которой мы были бы обособлены. Адепт приучается освобождаться от устрашающих или отвратительных обстоятельств так же легко, как театральный зритель может перестать увлекаться действием на сцене. Его спокойствие становится незыблемым. Буддийская мораль покоится на двух независимых принципах: долге сострадания и необходимости самообладания. Всё то, что вредит другим, — ложно; всё, что вредит тому, кто это делает, — ложно. Если никому нет вреда, то в том нет ничего плохого. Для адептов Краткого Пути нужно столько энергии, что накопление и приобретение её становится их первой заботой.
|