Тестовые задания. 1.Какое направление европейской философии стало теоретическим источником философии К.Маркса?
1.Какое направление европейской философии стало теоретическим
3.Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания?
А) Общественное бытие определяется общественным сознанием В) Общественное бытие (общественное производство) определяет общественное сознание С) Общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга Д) Общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга Е) Общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии 4.Каким понятием К.Маркс обозначил господствующие в обществе отношения собственности, лежащие в основе производственных отношений?
А)Надстройка В)Экономический базис С)Общественная субстанция Д)Бытие Е)Материя 5.В чем К.Маркс видел причину и источник развития общества?
А)Противоречия между цивилизацией и культурой В)Противоречия между частным и общественным интересом С)Противоречия между наукой и производством Д)Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Е)Противоречия между природой и человеком 6.Что Маркс абсолютизировал в своей теории общественных формаций:
А)Роль рабочего класса В)Приоритет базиса над надстройкой С)Роль политики Д)Роль труда Е)Приоритет банковского капитала 7.Как К.Маркс определяет сознание?
А) Сознание есть проявление божественной сущности, существующая по ту сторону мира В) Сознание есть нейрофизиологический процесс С) Сознание есть
духовная сущность, существующая независимо от материального Д) Сознание есть духовная сущность, существующая независимо от человека Е) «Идеальное есть не что иное, как материальное пересаженное в голову человека и преобразовано в ней» 8.Каким понятием К.Маркс обозначил предметную деятельность
человека, направленную на преобразование мира, утверждая «философы лишь различным образом объясняли мир, дело состоит
Практика и духовный мир не зависят друг от друга Д) Практика и духовный мир взаимодействуют на равноправной основе Е) Практика детерминирована характером и содержанием духовной культуры
10.Как называется направление в европейской философии ХIХ века, считавшее, что позитивное знание есть результат частных наук и их синтеза?
А)Философия жизни В)Марксистская философия С)Материализм Д)Прагматизм Е)Позитивизм
11.В каком направлении предметом философии стал вопрос о соотношении философии и науки и отрицалась необходимость и познавательную ценность философии?
А)Философия жизни В)Марксистская философия С)Материализм Д)Прагматизм Е)Позитивизм 12.Какое знание позитивизм считает положительным?
А)Это знание, которое имеет практическое значение, достоверность проверяется опытным путем (Наука) В)Это знание, которое выведено дедуктивными рассуждениями С)Это знание, которое имеет аксиологический смысл Д)Это рационально обоснованное знание, проверенное разумом Е)Это знание, имеющее мировоззренческий характер 13.Какой принцип предложил позитивизм для определения достоверности знания?
А)Конкуренции В)Верификации С)Фальсификации Д)Конвенции Е)Исключения 14.Кто выделил в развитии сознания человека теологическую,
метафизическую, позитивную стадии?
А)С.Кьеркегор В)К.Маркс С)А.Шопенгауэр Д)В.Дильтей Е)О.Конт
15.Как О.Конт назвал стадию в развитии человеческого сознания, которая опирается на научные знания?
рационального познания реальности и на первый план выдвигают
17.В чем состоит сущность иррационализма?
А)Направление в философии, делающей основой миропонимания нерациональные формы познания (напр. интуиция, вживание, переживания и т.д.) В)Направление в философии, делающей основой миропонимания разум С)Направление в философии, считающее, что мир можно познать опытным путем Д)Направление в философии, считающее, что мир можно познать в синтезе опыта и разума Е)Направление в философии, считающее, что мир можно познать только научным методом 18.Какое понимание «жизни» дает иррационализм?
А)Жизнь есть развитие природы по восходящей линии, от низшего к высшему В)Жизнь- это биологический процесс становления и развития природы С)Жизнь- это духовный процесс, сущность которого составляет разум Д)Жизнь есть процесс взаимодействия живых организмов посредством ощущений Е)Жизнь- это целостный процесс творческого становления, развития мира, поток переживаний, в котором каждое явление единично 19.Какое учение древневосточной философии оказало влияние на мировоззрение и философию А.Шопенгауэра?
А)Даосизм о дао и дэ В)Конфуцианство о ли и жэнь С)Буддизм о майе и нирване Д)Веданта об Атмане Е)Йога о душе 20.Кто из философов является представителем волюнтаризма, считавший что «воля к жизни» есть основа жизни и на место разума должна быть поставлена воля и мир есть воля и представление?
А)С.Кьеркегор В)З.Фрейд С)А.Бергсон Д)В.Дильтей
Е)А.Шопенгауэр
21. Какое понятие воли дает А.Шопенгауэр?
А)Воля- это абсолютное хотение, не имеющая причины, объекта, цели, данная сразу, целиком, едина, неделима, направленная на себя В)Воля- это, осознанное и направляемое разумом, хотение на достижение цели С)Воля- это духовный опыт человека, ориентирующий его в мире вещей и культуры Д)Воля- это биологический механизм, лежащий в основе самосохранения человека Е)Воля- это осознаваемые разумом нормы морали, определяющие социальное поведение людей 22.Кто считал, что мир, в котором мы живем, есть представление,
видимость, кажимость (т.е. майя)? А)Ф.Ницше В)А.Шопенгауэр С)О.Конт
Д)С.Кьеркегор Е)З.Фрейд
23.Кто, в отличии от Лейбница, полагавшего, что наш мир является наилучшим из всех возможных миров, считал, что наш мир из всех возможных миров есть самый наихудший. мир неразумен, человеком управляет слепая воля и обосновал пессимизм?
Е)Коллективизм 25.Кто считал, что вместе с волей к жизни человеком движет «воля
к власти»? А)А.Шопенгауэр В)О.Конт С)К.Маркс Д) Ф.Ницше
Е)В.Дильтей
26.Кто в европейской философии ХIХ века обосновал нигилизм и предложил осуществить переоценку ценностей, т.к. Бог умер? А)О.Конт В)Ф.Ницше С)С.Кьеркегор
Д)А.Шопенгауэр Е)В.Дильтей
27.Кто в европейской философии является родоначальником экзистенциализма, представителем диалектической диалектики, критиком христианства, автором работ «Страх и трепет», «Или-или»?
А)О.Конт В)Ф.Ницше С)С.Кьеркегор Д)А.Шопенгауэр Е)В.Дильтей 28.В чем С.Кьеркегор видит сущность человека?
А)Человек есть индивидуальное бытие, основу которого составляет выбор человеком самого себя, своего уникального Я, переживание человеком своего бытия В)Человек есть высший продукт природы, которая обусловила его духовный мир С)Человек есть общественное существо, духовный мир которого обусловлен социальными отношениями Д)Человек есть разумное существо, рациональность которого
определяет его существование Е)Человек есть образ и подобие бога, который предопределяет его жизнь 29.Кто выделил эстетическую, этическую, религиозную стадии в
Литература
1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер.19-нач.20 в.в.
Антисери Д., Реале Д. История философии от истоков до наших дней, в 6- ти т., СПб., 1996; Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 1999;
Мотрошилова Н.М. История философии: Запад- Россия- Восток. В 4-х книгах, М.,1996- 1998.;
Тема 8. Русская философия в контексте российской культуры ХІХ в – нач. ХХ в.в.
Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии, ее особенности и этапы развития. Развитие древнерусской философской мысли. Теория «Москва-третий Рим» и ее влияние на развитие русской философской мысли. Западничество: П.Я.Чаадаев. Философия славянофилов и их влияние на формирование модели своеобразия русской истории, культуры. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского. Философия и русская литература. М.Достоевский как мыслитель. Л.Н.Толстой как мыслитель и духовный учитель. Русская религиозная философия: В.Соловьев, Н.Лосский, С.Л.Франк, Н.Бердяев. Развитие русской философии в советский период.
Схема №1 Социально –исторические предпосылки возникновения русской философии, ее истоки
Таблица №2 Основные этапы развития русской философии и ее специфика
|