Радбрух Густав 1 страница
Т Москва «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
ББК 67.412Я73 Р15 Радбрух Густав Р15 Философия права. - Пер. с нем. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 240 с. ISBN 5-7133-1197-Х Выдающийся немецкий ученый-правовед обосновывает взгляд на право как на культурную ценность. Исходным пунктом его анализа являются приоритет и исключительная ценность личности в праве. Определяя право как волю к справедливости, Радбрух подчеркивает, что законы, «пожирающие» эту волю, недействительны и не должны исполняться. Автор развивает свою мысль, анализируя отдельные институты права: собственность, договор, брак, и указывает пути внедрения своих идей в юридическую практику. Ставшая классикой философско-правовой мысли, книга Г. Радбруха органично вписывается в традиционную и остроактуальную поныне полемику о сущности права. Для юристов, философов, ученых и практиков, студентов и аспирантов. УДК 341(075.8) ББК 67.412Я73 © C.F. Miiller Verlag, Hiithig GmbH, Heidelberg, 1999 © Перевод на русский язык Ю.М. Юмашева, 2004
Предисловие переводчика.................................................................................................................................................................. 7 § 1. Действительность и ценность................................................................................................................................................... 11 §2. Философия права, как наука о ценности права....................................................................................................................... 17 § 3. Научные направления в философии права.......................................................................................................... 26 § 4. Понятие права........................................................................................................................................................ 41 § 5. Право и мораль....................................................................................................................................................... 49 § 6. Право и обычай.......................................................................................................................................................................... 60 § 7. Цель в праве............................................................................................................................................................................. 64 § 8. Философско-правовое учение о политических партиях... 74 § 9. Антиномии идеи права............................................................................................................................................................... 86 § 10. Действие права..................................................................................................................................................... 92 § 11. Философия истории права.................................................................................................................................. 102 § 12. Философия религии права.................................................................................................................................... 109 § 13. Психология юриста................................................................................................................................................................ 114 § 14. Эстетика права....................................................................................................................................................................... 123 § 15. Логика правовой науки........................................................................................................................................................... 127 § 16. Частное и публичное право................................................................................................................................. 141 § 17. Лицо........................................................................................................................................................................ 146 § 18. Собственность........................................................................................................................................................................ 151 § 19. Договор..................................................................................................................................................................................... 160 § 20. Брак.......................................................................................................................................................................................... 165 § 21. Наследственное право......................................................................................................................................... 173 § 22. Уголовное право.................................................................................................................................................... 177 § 23. Смертная казнь...................................................................................................................................................... 185 § 24. Помилование.......................................................................................................................................................... 190
§ 25. Процесс............................................................................................................................................................................ 194 § 26. Правовое государство................................................................................................................................................... 198 § 27. Церковное право................................................................................................................................................... 205 § 28. Международное право................................................................................................................................................... 211 § 29. Война................................................................................................................................................................................ 219 Приложения 1. Пять минут философии права.............................................................................................................................. 225 2. Законное неправо и надзаконное право.............................................................................................................. 228
Цель предисловия - дать российскому читателю необходимые сведения об авторе данной книги и о круге затрагиваемых в ней проблем. Г. Радбрух родился в Любеке 21 ноября 1878 г., изучал право в Мюнхене, Лейпциге, Берлине и с 1904 года начал преподавать в Гейдельберге, сперва как приват-доцент, а затем и в качестве профессора. В свой «гейдельбергский период» он испытал сильное влияние со стороны социолога М. Вебера (1864-1920) и философа Э. Ласка (1875-1915). Г. Радбрух участвует в Первой мировой войне, в 1919 году вступает в СДПГ и с 1920 по 1924 год является членом Рейхстага от этой партии. Одновременно он занимал пост министра юстиции в различных кабинетах Веймарской республики (с 1921 по 1923 год), а с 1926 года полностью отдается научно-преподавательской деятельности. С приходом Гитлера к власти его полностью отстраняют от преподавания по политическим мотивам, и он вынужден печататься в основном за границей. После окончания Второй мировой войны Г. Радбрух возвращается к преподаванию права в Гейдельберге. Он скончался 23 ноября 1949 г. в возрасте 71 года. Что касается научной деятельности Г. Радбруха, то его вклад в теорию и философию права трудно переоценить, что, в частности, подтверждают 20 томов трудов, публикация которых завершилась лишь в конце прошлого века. А его первая книга, переведенная на многие языки, включая и русский, «Введение в науку права»1 появилась в 1910 году. За ней последовали в 1914 году «Основы философии права»> послужившие прообразом его «Философии права», которая после опубликования в 1932 году сделала ее автора всемирно знаменитым и которая ныне выносится на суд российского читателя в переводе на русский язык. В этой книге Г. Радбрух руководствуется идеями неокантианства, философского течения, зародившегося во второй половине XIX века после того, как немецкий философ О. Либман (1840-1912) провозгласил в 1865 году лозунг «Назад к Канту!». Оно достигло своего расцвета (наряду с марксизмом) в конце XIX - первой трети XX веков. Наибольшую известность получили две школы неокантианства - Марбургская во главе с ее наиболее выдающимися представителями - Г- Когеном (1842-1919), П. Наторпом (1854-1924) и Э. Кассирером (1874-1945), и фрайбургская (баденская, или юго-западная), идейными вдохновителями которой были не менее именитые философы - В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1915). 1 См. Радбрух Г. Введение в науку права. - М., 1915.
Г. Радбрух относит право к сфере культуры и определяет его как данность, смысл которой - стремиться к идее права. Идея же права не может быть ничем иным, как справедливостью. При этом он понимает идею не в платоновском смысле как интуитивно постигаемые прообразы вещей, а в кантианском - как понятие о «совершенстве, к которому можно приближаться, но невозможно полностью достигнуть». Анализируя основной вопрос философии права о взаимоотношениях права и морали, он приходит к выводу о конфликте между ними, который вытекает из внешнего формализма и властной природы права, с одной стороны, и внутренней содержательности и убеждающего характера морали - с другой. Но верный своей концепции примата справедливости, он усматривает одновременно и связь между правом и моралью в том, что право, наделяя индивида субъективными правами, позволяет ему защищать свое человеческое достоинство и тем самым выполнять моральный долг перед обществом. Для Г. Радбруха право, благодаря одному из составных элементов идеи права - целесообразности, непосредственно связано с различными государственно-правовыми воззрениями, на основе которых он рассматривает с разных точек зрения взаимоотношения между личностью и государством и развивает философско-правовое учение о политических партиях. Оно не потеряло своей актуальности и в наши дни, особенно для сегодняшней России. В теоретическом плане книга Г. Радбруха интересна и тем, что он как и Г. Кельзен, вводит понятие «базовой нормы». Однако у Радбруха в соответствии с его приверженностью идее справедливости - этичес-ко-правовая норма изначально подчеркивает ее социальную значимость и предполагает невозможность использования для создания «аморальных законов». Именно такое понимание «базовой нормы» позволяет Г. Радбруху обосновать нравственную природу «правового государства» (§ 26), которое «назначается законодателем лишь при условии, что оно будет считать себя связанным собственными законами» и подчиняться им. Особенную часть своей работы Г. Радбрух посвящает проверке правильности своей философско-правовой теории на примерах применения ее к различным отраслям и институтам права. Речь идет в основном о государственном, гражданском, семейном, наследственном, уголовном, международном и церковном праве. И здесь его анализ оказывается на удивление актуальным. В договорном праве он отмечает тенденцию к ограничению свободы договоров, что стало повседневной практикой в наши дни. Даже в наследственном праве его философско-правовой анализ находит под- Предисловие переводчика тверждение в современной действительности, особенно в том, что касается хозяйственной сферы. В частности, он подчеркивает важность правопреемства для эффективного функционирования предприятий после ухода их создателей, ибо сознание того, что они будут продолжать жить в «своих детищах» - «важный побудительный мотив для развития экономики и культуры». Соответственно и принцип правопреемства должен гласить: «К наследству может быть призван лишь тот, кто продолжает дело истинных целей собственника». И этот принцип находит неожиданный отклик в практике современных промышленных гигантов, включая и сферу передовых технологий, и даже перерастет в трудно разрешимую проблему, поскольку неудачный выбор «наследника» чреват отрицательными последствиями для процветания некогда успешных компаний. Несомненный интерес представляют и параграфы, посвященные семейному и уголовному праву, в которых помимо прочего дается оценка соответствующего законодательства нашей страны первых лет советской власти. Даже церковное право, которому Г. Радбрух уделяет большое внимание, не потеряло своей актуальности, особенно в связи с разработкой конституции Европейского Союза. Наконец, необходимо отметить, что при написании своей книги Г. Радбрух придерживался позитивистских взглядов. Красноречивым свидетельством тому является его анализ деятельности судей (§ 10), которые, по его убеждению, обязаны жертвовать собственным правовым и нравственным чувством во имя высшего авторитета закона. Подобный конфликт Г. Радбрух называл «трагическим», поскольку не видел его решения. Однако включенные в данное издание две небольшие статьи - «Пять минут философии права» и «Законное неправо и надзаконное право» -свидетельствуют о коренной эволюции его взглядов на юридический позитивизм после Второй мировой войны и разгрома фашистской Германии. В последней из них сформулировано положение, которое вошло в историю философии права под названием «формулы Рад-бруха». Ее суть заключается в том, что под влиянием антигуманных (в первую очередь расистских) законов Третьего рейха Г. Радбрух конкретизировал понятие «аморальных законов» и стал отрицать обязательность таких законов для судей. Другими словами, судья согласно этой формуле обладает правом отказываться от выполнения тех действующих законов, которые столь вопиюще несовместимы со справедливостью, что фактически полностью ее отрицают. И таким законам Г. Радбрух отказывает в правовой природе, так как в них сознательно не признается равенство, составляющее суть справедливости. Данная статья считается наиболее влиятельной философско- Философия права правовой статьей XX века. А «формула Радбруха» неоднократно применялась немецкими судами при денацификации Германии и в отношении законов бывшей ГДР. В заключение этого краткого обзора необходимо отметить еще одну немаловажную деталь, касающуюся изучения и преподавания теории и философии права в нашей стране и за рубежом. Теория и философия права призваны служить инструментом для более эффективного применения действующего законодательства. В нашей же стране философия права как научная дисциплина и как учебный предмет носит чисто академический характер и мало приспособлена для нужд практики. Осталось лишь добавить, что перевод «Философии права» Г. Радбруха сделан с немецкого издания 1999 года, выпущенного в свет издательством C.F. Milller, Heidelberg. Несмотря на прошедшие 70 лет она продолжает оставаться на удивление современной и полной плодотворных идей, учит думать и глубже понимать право. Осознание нашими юристами ее лейтмотива - право должно служить справедливости - будет способствовать укреплению доверия к отечественному праву, основательно подорванного и самой властью, и судейским сословием. В центре этической теории И. Канта стоит человек, его достоинство, его судьба. И все должно делаться во имя Человека. Г. Радбрух заканчивает свою статью «Законное право» и «Надзаконное право» гимном правовому государству и демократии, которые следует беречь, как зеницу ока. В этом смысле он верный последователь И. Канта. Его книга написана в той же гуманистической тональности. Она - классика философии права. И нельзя не согласиться с авторами послесловия к немецкому изданию, что она войдет с нами в XXI век (выпуск книги тем же издательством в конце 2003 года лишь подтверждает эти слова). В заключение хотелось бы выразить слова самой искренней и сердечной признательности Институту «Открытое общество» и издательству «Международные отношения», без поддержки которых книга не смогла бы увидеть свет, а также поблагодарить выпускников и студентов факультета права Государственного университета - Высшая школа экономики Ефременкова И.Н., Косорукова К.А., Скуридину К.В., Терезову Ю.Ю., Вандрушеву О.Ю. и Гаврикову В.В., и разумеется, мою жену Марину. ЮМ. Юмашев Каждый раз, когда мы размышляем, мир рассыпается на мелкие кусочки, И каждый раз как-то незаметно, исподволь мы создаем прекрасные мосты. Рихард Демель § 1. Действительность и ценность Философия права - часть философии. Поэтому представляется необходимым рассмотреть прежде всего общие философские предпосылки философии права1. Наш жизненный опыт формируется... объективно существующей данностью, которая служит для него «сырым необработанным материалом» и в которой действительность и «ценность» хаотически переплетены и между ними нет упорядоченной взаимосвязи. Мы воспринимаем (познаем) людей и вещи, обладающие ценностью или не обладающие ею. И при этом не отдаем себе отчета в том, что мы, субъекты наблюдения, являемся источником ценностных критериев, а не вещи и люди -объекты этого наблюдения. Лицо человека, подобно нимбу, светится благородством. При созерцании ветвей старого дуба мы ощущаем священный трепет. Мы убеждены в токсичности ядовитого растения и видим в нем моральное зло2. Первостепенной задачей разума является необходимость выделить собственное «я» из данности, противопоставить себя ей и тем самым отделить «ценность» от действительности. Разум научается то отключать свое оценивающее сознание, то целенаправленно использовать его. И тем самым мы неосознанно, инстинктивно (wertblind) воссоздаем из хаоса данности сперва «царство природы» - ибо природа не что иное, как объективно существующая внешняя среда, данность, но только «очищенная» от вводящих в заблуждение оценок. И наоборот, когда разум, действуя осознанно, начинает устанавливать определенную шкалу ценностей и взаимосвязей между ними, то в данном случае он, как «царство ценностей», проти- Нижеследующие соображения основаны на философских взглядах Виндель-банда, Риккерта и Ласка. Особенно важную роль для этой книги сыграла «Философия права» Ласка. См. Lask. Gesammelte Schriften, Bd. 1, 1923, S. 275 ff. Cm. Ed. Spranger. Lebensformen, 5 Aufl.,1925, S. 37. 1 1 Философия права вопоставляется «царству природы»'". Инстинктивное (интуитивное, неосознанное) поведение с методологической точки зрения является элементом естественно-научного мышления, а оценивающий образ действия, применяемый систематически, характеризует «философию ценностей» в ее трех ипостасях: логики, этики и эстетики. Однако наряду с инстинктивным и оценивающим поведением существуют два промежуточных вида: относящийся к ценности (wertbeziehende Haltung) и надценностный (метафизический) (wertuberwindende). Прежде всего, суть поведения, относящегося к ценности, можно наглядно пояснить на примере понятий, появление которых непосредственно им вызывается. Понятие науки не идентично ценности истины; наука определенной эпохи характеризуется не только достижениями, но и заблуждениями. Однако, если мы включаем как неудачные, так и успешные исследования в понятие науки, то получается, поскольку они были нужны и востребованы, что они подпадают под понятие истины. Ведь предназначение и суть науки, как объективно существующей данности, независимо от того, приходит она к истинным или ошибочным результатам, - служить истине. То же самое можно сказать и об искусстве, в том смысле, что оно - неотъемлемая часть истории искусства... Однако в данном случае речь идет не о прекрасном в чистом виде, а о смеси стиля и безвкусицы, объединенных одним понятием в интересах удовлетворения всеобщей потребности в красоте. Понятие морали с точки зрения этнографии включает в себя и угрызения совести, но лишь в смысле тех неудач, которые имели место на пути ее стремления к добру. Все эти и многие другие понятия охватываются понятием культуры. Оно поэтому имеет ту же структуру'2*1, что и те другие '" В отношении представленного здесь взгляда на «четверичность» «царств мыслимого» (die Reiche des Denkbaren) см. у Гете касательно числа 4 (по поводу четырех элементов: «Ясное число, содержащее двойную симметрию и вытекающее отсюда удобство, делает такую теорию вполне распространенной». -Gesch. d. Farbenlehre (zu Jul. Caesar Scaliger) Bd. 40, S. 179). - О «четверично-сти» см. также Boll Sterngkube und Sterndeutung, 2 Aufl, S. 67. См. также о роли числа 4 в стихосложениии, риторике: Th. Bin. Horaz. - Lieder, Studien. 1925, S. 139-141. - Число 4 имеет почти у всех народов мистический смысл: Hartner-Frankfurt «Zahlen Systeme d. Primitiv-Volker» - Frkft. Ztg. 11. 11. 41. -Против моего понятия права «относящегося к ценности» см. Trentin. La crise du droit et de I'etat. 1935, S. 131 ff. (Эту книгу следует иметь в виду и при проверке моих идей.) т Дитрих. Границы истории противВинделбанда-Риккерта. (4 принципа: 1. морфологический. 2. хронологически-топологический. 3. этиологический. 4. телеологический. Одинаково применяются в естественных и гуманитарных науках). § 1. Действительность и ценность понятия: культура по определению историков не является «ценностью» в чистом виде (в прямом смысле этого слова). Скорее это понятие представляет' собой смесь гуманизма и варварства, вкуса и его отсутствия, истины и заблуждений. Но во всех проявлениях понятия культуры, препятствующих или способствующих формированию ценностей, реализующих их или вводящих в заблуждение в этой связи, всегда подразумевается ссылка на ценность. И таким образом, хотя культура сама по себе не является ценностью, но она - объективно существующая данность, смысл и значение которой заключается в создании ценности или, говоря словами Штаммлера, «в стремлении к истинному»3. Из сказанного также следует, что относящийся к ценности образ мышления является методологическим инструментом наук о культуре. Наряду с инстинктивным, оценивающим и относящимся к ценности образом мышления существует еще и надценностный, религиозный образ мышления. Религия0' - высшая форма утверждения всего сущего, которая всем вещам говорит свое «да»№ и «амен»ст, это - любовь без оглядки на «ценность» или ее отсутствие у влюбленных, неземное блаженство, возвышающееся над счастьем и несчастьем, божественная милость вне зависимости от вины и невиновности, умиротворение, что выше разума и его суетных проблем, «радостная метафизическая беззаботность» (Шелер) сынов Божьих, коим «все должно служить во благо». Этими новозаветными словами завершается история сотворения мира: «И посмотрел Бог на результат трудов своих и видит: все было сделано очень хорошо»4 (6>. Религия означает преодоление негативной ценности (т.е. отсутствия ценности) (Unwert) и тем самым - что также важно - преодоление положительной ценности (Wert), которая мыслится лишь как противоположность ценности отрицательной (т.е. как отрицание своей про- (3> О религии аналогично у Достоевского - «Бесы». (А> Каждая &ещъ имеет свою противоположность, кроме Бога (персидский мыслитель). <5> Св. Августин: «Все вещи - в Боге». Св. Дионисий: «Все вещи - ничто» М. Экхарт. <6> Все существа - чистое ничто. Я не говорю, что они малоценны или что-то значат. Они - чистое ничто. Бытие - ничто. Ни одно существо не имеет своего бытия, ибо их бытие зависит от существования Бога. (Пер. со старонемецкого Джозефа Квинта) - Eckhart, Predigten, № 40, p. 136, 23. 3 Lehrb. d. RPh. 2.Aufl. 1923, Paragraph 29, Anm. 1. 4 Cm. Max Brod, Heidentum, Christentum, Judentum, Bd. 1 (1921), S. 64 ff. Философия права тивоположности): положительная и отрицательная ценности (т.е. ценность и ее отсутствие) (Wert und Unwert) становятся равнодействующими и тем самым уравновешивающими друг друга: «Тот, для кого все начинает приобретать одинаковую ценность, достигает того желанного состояния, когда становится возможным постижение вечности» (Ангелий Силезий). Но противопоставлением положительной и отрицательной ценностей снимается также противоречие между положительной ценностью и действительностью. Отрицание ценности в этом последнем смысле все же может быть ценностно или несущност-но, так как мы называем ценность сущностью какой-либо вещи, если ценность понимается как принцип ее бытия5 <7>. Религия, являясь преодолением противоположности положительной и отрицательной ценностей (между ценностью и ее отсутствием), обусловливает тем самым эту противоположность. Она - вопреки всему - утверждение всего сущегода. Иначе ее прекрасное Всепрощение ничем не отличалось бы от тупого равнодушия, инстинктивного образа действия, лишенного осмысленности <9>. В сферу действия религии подпадает лишь то, что конструировалось в царстве как положительной, так и отрицательной ценности: религия находится «по ту сторону», природа - «по эту сторону» царства ценности. Она порождена неустранимостью контраста между ценностью и действительностью"^. И в каждом мгновении она должна вновь и вновь брать свое начало. Длительность исключается, ибо надцен-ностное не может опускаться до инстинктивного, неосмысленного поведения. Религия - не монастырь, в который приходят, чтобы уже никогда его не покинуть, а часовня, в которой странник прислонил свой посох к стене на время краткой молитвы. <7> Некто спросил Всевышнего, когда придет Царство Божие, тот ответил: «Когда два (мира) станут Одним миром и когда внешнее и внутреннее сольются» - Clemens-Brief. - Die Apostolische Vaeter in: Bibliothek der Kirchenvaeter, hgv. U. Bardenhever u. a. 1918, S. 301. m He иметь совести - признак самого Высшего и самого Низменного, так как она прекращается в Боге и молчит у животного - Hebbel. 2. Ког. 1. 19. т В вере мы должны исходить из дуализма. В мышлении мы не можем этого делать. И это действительно так: Мы - дуалисты. Единственный монист -Бог... Мы все имеем из рук Божьих. Это означает - победить Дьявола. Царство зла и Дьявол не имеют ко мне никакого отношения. Существует лишь Бог. И в конечном счете - метаморфоза, полная радости. - Ch. Blumhardt (См. Julie Schlosser. Das innere Licht, 1926, S. 102). 001 «Все сущее - добро», August Brunner S.)., Grundfragen der Philosophie, 1933,S. 75ff. 5 Lask. Logik der Philosophie, 1911, S. 7. «Uebersein». § 1. Действительность и ценность Четырем формам образа мышления соответствуют 4 формы действительности: бытие, ценность, смысл и суть. Соотношение этих 4 царств можно также выразить следующим образом: природа и идеал, а над пропастью, что разверзлась между ними, переброшены два соединительных мостика: вечно обновляющаяся и развивающаяся культура и всегда достигающая цели религия, парящая на крыльях творения и веры. И вот теперь настало время «поместить» право в эту «четырехэлемент-ную» теоретическую конструкцию "Ч Право - творение человеческого разума и как любое творение человека может быть понято только из собственной идеи. Попробуем дать определение столу, абстрагируясь от его целевого назначения. Итак, стол - это доска на четырех ножках. Но такое определение тотчас вызывает возражение. Ведь существуют же столы на трех или одной ножке. И даже откидные столики вообще без ножек. Последний пример показывает, что существенно важным для определения сути стола является лишь столешница. Но она также является не чем иным, как любая другая обработанная доска и отличается от себе подобных изделий лишь целью своего применения. И в результате стол можно было бы определить как приспособление, сделанное для того, чтобы сидящий за ним что-то на него ставил. Рассматривать все сделанное человеком с точки зрения «целеполагания», обусловленного слепыми природными силами (Zweckblind), то есть без оценочного суждения, невозможно. Точно так же невозможно инстинктивное, лишенное оценки суждение о праве или о каком-либо правовом явлении.
|