ТЕМА 1. СКИФО-САКСКАЯ ОБЩНОСТЬ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
Цель занятия:раскрыть особенности формирования племенных союзов, протогосударственных образований и развития Великого Шелкового пути на территории Казахстана. План практического занятия: 1. Сакские племенные союзы на территории Казахстана. 2. Племенные союзы сарматов: расселение, хозяйство, общественное устройство и культура. 3. Государственные объединения усуней и кангюй. 4. Государство хунну: социальное устройство и политическая история. 5. Исторические условия формирования и развития международной караванной торговли по Великому Шелковому пути. Методические рекомендации: Рассмотрение первого вопроса следует начать с изучения письменных источников [2, т.1, с.31-34; 158-164]. Эпоху господства племен сако-скифской общности принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «сако-скифской эпохой». В эпоху раннего железа сложились племенные союзы. Племена южных, восточных и центральных районов Казахстана входили в сакский племенной союз, племена западных и части северных районов - в савроматскую конфедерацию племен. Историки считают, что саки, скифы и савроматы были частями одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхе до Дуная не позднее IX –VIII вв. до н.э. и просуществовала до III в. до н.э. Изучая письменные источники, обратите внимание, что сведения древних письменных источников можно разделить на две группы: персидские и античные. К первой группе относятся ахеменидские клинописи, в которых приводятся немногословные, но достоверные сведения о саках. Это дошедшие до исследователей надписи персидских царей Дария и Ксеркса, а также свод книг зороастрийской религии иранцев «Авеста» [1, с.38-39]. Ко второй группе относятся труды античных авторов. Ценные сведения о сакском времени оставили Геродот, Ксенофонт, Ктесий, Беррос, Арриан, Полиен, Диадор, Полибий, Плиний, Птоломей и Страбон. Следует помнить, что в трудах перечисленных авторов сведения о сакских племенах немногочисленны и отрывочны [1, с.39-40],[2, т.1, с.159-164]. Охарактеризуйте основные археологические памятники саков, которые дают достоверные исторические знания о сакском обществе. Это, прежде всего, курганные могильники, расположенные в Южном Казахстане и Семиречье. Подробно изучите материал, связанный с основными племенами саков и местами их расселения [2, т.1, с.158-164]. По данным антропологов, сакские племена были европеоидными. Однако впоследствии произошли морфологические изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. По мнению ученого О.Исмагулова, в их антропологическом типе присутствовало до 20% монголоидных элементов. Большинство исследователей считают, что саки говорили на восточноиранских языках и диалектах, некоторые историки относят их к тюркоязычным племенам. Постарайтесь разобраться с хозяйственным устройством (завершается процесс становление скотоводческого хозяйства) и общественной структурой - глава дома, глава кочевой общины, глава племени (военные вожди), глава страны (царь), избираемый военным советом вождей племен [2, т.1, с.216-230]. Объясните понятие «военная демократия». Используя материалы по политической истории, покажите, с кем воевали саки, их взаимоотношения с другими народами и государствами [1, с.40-42]. Интересен вопрос, связанный с культурой и религиозными представлениями - культ предков, огня, солнца и других светил, сохранение древнейших религиозных представлений, таких как анимизм, тотемизм и магия. При изучении искусства и мифологии саков раскройте понятие «звериный стиль» [1, с.47]. Более подробно можно найти материал в многотомной Истории Казахстана, где излагаются две точки зрения на происхождение звериного стиля – покажите каковы эти гипотезы, какие страны и народы влияли на сакское искусство [2, т.1, с.237-238]. Отвечая на второй вопрос, сначала выясните связи племенных союзов савроматов, обитавших в Западном Казахстане и Поволжье, со скифами Причерноморья. По мнению известных востоковедов С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова, в III в. до н.э. дахи (массагеты) заставили уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов, близких сакам по языку, образу жизни и культуре [3, с.42]. По сведениям Диодора, в III в. до н.э. племенные союзы сарматов, занимавшие районы Западного Казахстана, входили племена роксаланы, аланы, аорсы и сираки. Покажите, какую важную роль играли сарматские племена в политической жизни древней эпохи. Это история племени роксаланов, в I в. до н.э. достигли границ Мидии и вместе со скифами воевали против войск понтийского царя Митридата, а позднее, уже в союзе с Митридатом, вели войны с Римской империей. Политическая история аланов, живших севернее Аральского моря, дошедших сначала до берегов северного Причерноморья, а позже в союзе с хунну до территории Испании. А также история еще одного сарматского племени аорсов, воевавших на стороне римлян против другого сарматского племени сираков - союзников босфорского царя. Расскажите, что сарматы были номадами, разводили лошадей и овец. В некоторых регионах они занимались земледелием и охотой. Сарматы были ираноязычными племенами, однако с приходом тюрков начинается их тюркизация. Общество сарматов представляло «военную демократию» - соблюдалось равноправие всех членов общества, решение принималось на народном собрании, при этом большую роль играло военное сословие. Женщины наравне с мужчинами входили в число военного ополчения. Культура сарматских племен находилась под влиянием греков. Раскрывая третий вопрос, следует отметить, что в конце I тыс. до н.э. возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Во II в. до н.э.-V в.н.э. на территории Казахстана складываются устойчивые объединения усуней (в районе Семиречья) и канглов (в среднем течении Сырдарьи) с зачатками государственной власти. Изучая источники истории усуней и кангюй, отметьте тот факт, что со II в. до н.э. возрастает роль китайских источников, авторы которых были лучше осведомлены о них, чем античные авторы. Определите, кто из китайских путешественников первым получил достоверные сведения о состоянии хозяйства, численности войск, нравах и обычаях названных племен [2, т.1, с.34-35]. Покажите хронологические рамки первых государственных объединений, их территории, столицы, хозяйственный тип развития, общественно-государственное устройство, политическую историю, взаимоотношения с другими государствами, основные археологические памятники, религиозные воззрения, культуру и искусство [1, с.42-47]. Обратите внимание, что этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Исследователи расходятся и по вопросу языковой принадлежности усуней. Большинство исследователей считают, что усуни принадлежали к индо-иранцам, другие (их меньшинство) убеждены, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски, возможно на языке тохаров (Э.Пуллейблэнк). Следует отметить, что в историографии во многих исследованиях название древних усуней связывают с одним из современных казахских племен – «уйсунь». По мнению ученого-номадиста Н.Э. Масанова, данная «историографическая традиция основана на ошибочной идентификации древних усуней и казахских уйсуней»[1]. Изучая четвертый вопрос, покажите территории, где проживали хунну (китайцы называли их сюнну, а европейцы - гуннами), на какие племена они подразделялись. Подробные данные о социально-экономической и политической истории хунну содержат китайские источники. В современной историографии исследователи расходятся по истории гуннов. Однако многие исследователи считают, что это было централизованное государство (империя), основанное на военно-административных принципах. При подготовке вопроса разберитесь, какие версии существуют по поводу языковой и антропологической принадлежности хунну. Исследователи считают, что хунну были племенами монголоидного расового облика, говорившими предположительно на одном из языков алтайской языковой семьи. Одни ученые считают, что они были тюркоязычны, другие – монголоязычны. Массовое проникновение хунну на территорию Казахстана началось на рубеже нашей эпохи. Хунну явились первой волной монголоизации и тюркизации древнего населения Казахстана. Охарактеризуйте их хозяйственное, общественное и военное устройство. Покажите, когда произошло их деление на южных и северных хунну. С какого времени началось «Великое переселение народов», определите хронологический период существования хунну и их значение в мировой истории [1, с.34-39]. Желательно обратиться к монографии С.Г. Кляшторного, Т.И. Султанова, которые посвятили одну из глав великому переселению гуннов с востока на запад, расцвету и упадку их кочевой империи [3, с.51-72]. Отвечая на пятый вопрос, определите факторы эволюции Великого Шелкового пути, покажите многогранную жизнь на нем, историю появления первых торговых трасс до появления единой трансевразийской системы караванных коммуникаций. Начало контактов и обменных связей восходит ко II тыс. до н.э. Первые отдельные участки Великого Шелкового пути - это «лазуритовый путь» (соединявший Средний Восток и Среднюю Азию со Средиземноморьем и Индией) и «нефритовый путь» (связывавший Восточный Туркестан и Китай, по которому осуществлялась торговля самоцветами в обмен на шелк). Однако только с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого Шелкового пути как регулярной торговой и дипломатической артерии, соединившей великие цивилизации того времени - Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Важно знать, что термин «Великий Шелковый путь»(Great silk road) был введен в историческую науку в конце XIX в., после публикации в 1877 г. немецким историком К. Рихтгофеном книги «Китай». Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) до Великих географических открытий. Укажите трассы и маршруты, города, основные товары и особенности торговли, как происходил процесс взаимодействия и взаимообогащения культур [2, т.1, с.498-504]. Попытайтесь уяснить, почему такая огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (путь «из варяг в греки»). Покажите, что маршруты Шелкового пути временами менялись, но следует выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад: южная дорога (от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию) и северная (от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря). Расскажите о том, как Великий Шелковый путь успешно выполнял функции трансконтинентального международного пути, «соединявшего через Среднюю Азию две цивилизации Дальнего Востока и Средиземноморья» [3, с.34]. Темы рефератов: 1. Усуни и кангюи: Истоки дипломатии. 2. Аттила – вождь гуннов. 3. «Золотой человек» из кургана Иссык.
Контрольные задания: Задание №1. Бехистунская надпись по праву считается одним из самых древнейших и важнейших политических документов Древнего Востока. Она названа по имени соседнего селения, где была обнаружена надпись. Эта надпись сделана на отвесной скале на высоте 105 метров и явно не предназначена для человеческих глаз. Это победная надпись на скале, сделанная по приказу царя Дария I две с половиной тысячи лет назад гласит: «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился в страну саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, на ту сторону ее со всем войском перешел. Затем я разбил часть саков, а другую [часть] захватил в плен… Вождя по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил их вождем, как было мое желание. Затем страна стала моей» [3, с.36]. - Прокомментируйте текст победной надписи Дария I на Бехистунской скале. - С кем из сакских племен воевал персидский царь? - Были ли саки подчинены персам до этой битвы? - Были ли саки мятежниками и этой битвой Дарий подавил бунт мятежников? - Обвиняет ли Дарий вождя саков Скунху во «лжи», т.е. мятеже против власти?
|