Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа.
I этап – начальный, середина IX – коней X вв. Правители: Рюрик (862 – 879); Олег (879 – 912); Игорь (912 – 945); Ольга (954 – 969); Святослав (965 – 972).
II этап – расцвет, конец X – первая половина XI вв. Правители: Владимир (980 – 1015); Ярослав Мудрый (1019 – 1054). III этап – упадок, распад, вторая половина XI – первая треть XIII вв. Правители: 1. Владимир Мономах (1113 – 1125).
Вопрос № 2. В исторической науке нет единого мнения о характере политического строя в Древней Руси. В. Н. Татищев в XVIII веке и Н.М. Карамзин в начале XIX века считали, что на Руси была сильная монархическая власть. Историки второй половины XIX в. С.М. Соловьев и В. О. Ключевский полагали, что единовластия на Руси не было, поскольку великокняжеская власть принадлежала всему роду князей. Советские историки при характеристике политического строя Древней Руси исходили из учета его классовой природы, связывая его возникновение с развитием феодализма. Они определяли этот строй как раннефеодальную монархию, важнейшим признаком которой, как считал еще в 30-х гг. Б. Греков, было единовластие: великий князь правил, лишь совещаясь со знатью (старшей дружиной). В советской исторической науке по–разному оценивалась роль и характер вечевых собраний в политическом строе Древней Руси. Некоторые ученые полагали, что долгое время их роль была незначительной и только со второй половины XI в., когда наметился переход к политической раздробленности, она резко возросла. По мнению некоторых современных исследователей, политическая роль вече на Руси IX – XII вв. была не меньшей, чем княжеская власть. Русь, по их представлениям, являлась федерацией городов-государств во главе с номинальным сувереном – великим князем киевским. Уже в IX веке у восточных славян существовало более 20 значительных городов, где происходили собрания свободных общинников (веча), на которых решались важнейшие вопросы. Но усложнение общественной жизни вело к выделению слоя, специализировавшегося на управлении – старейшин,институт которых постепенно замешает значимость собраний свободных членов общины. С ростом военных столкновений у восточных славян постепенно выдвигается слой профессиональных воинов – дружинников во главе с князем. Князья со временем сосредотачивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это в целом создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии восточных славян. Академик Б.А. Рыбаков в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.» рассматривает вопросы социально-экономического устройства Древней Руси. Древнейшей формой феодальной ренты автор считает полюдье – особые договорные обязательства, представлявшие собой ежегодный объезд князем подвластных ему территорий с целью сбора дани в виде мехов и других ценностей. Автор считает, что полюдье возникает на рубеже VIII – IX веков и характерно для всего IX в. и для первой половины X в., хотя как пережиточное явление известно и в XII веке. Полюдье было не просто беспорядочным объездом, а хорошо организованным государственным делом. Доходы от полюдья составляли основу торгового экспорта Руси. При рассмотрении вопроса также следует обратить внимание на: - организацию и иерархию господствующего класса Древней Руси в рамках дружины («молодшая дружина», «старшая дружина»); - категории свободного сельского и городского населения («люди»), лично зависимого населения вотчин («челядь», «холопы»). Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности – предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды – группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Но есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать – дань. Во второй половине XI в. появляется категория закупов – людей, ступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. В первой половине XI в., одновременно с укреплением Киевской Руси происходит формирование системы древнерусского права. Наиболее выдающимся его памятником является свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого, помещенный в Новгородской I летописи под 1016 годом. Этот исторический источник дает ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и категорий феодально-зависимого населения, земледелии и земельной собственности, политическом строе Древней Руси.
|