Платонов О.А. Русская цивилизация. М.,1995.
4. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации можно отнести Россию? Дискуссии по этому вопросу не прекращаются на протяжении всей российской истории. Парадигмой исследования здесь является «Восток – Россия – Запад». Основная проблема: как соотносятся в истории России наследие восточной и западной цивилизации? В какой мере самобытна цивилизация России? Исторический аспект этой дискуссии можно найти в учебном пособии История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. Российское общество независимо от времени развивалось в контексте мировой истории и цивилизации. Как один человек не может жить вне общения с людьми, так и ни одна страна не может существовать вне воздействия на нее мировых цивилизаций и в свою очередь, не воздействуя на них. Так, еще во времена князя Игоря («Слово о полку Игореве», XII в.) русичи взаимодействовали с тюрками и другими народами Великой Степи, а XII – XV вв. – с монголо-татарами. Во времена Ивана III мастера из Италии научили русских делать кирпич, построили кремлевские стены и палаты, величественные храмы. При Петре I Запад буквально хлынул в «прорубленное» им «окно в Европу», и т.д. Небесполезной для истории человечества была и Россия. Под ее влиянием ассимилировалось в культурном отношении немало «инородцев»: татары, евреи, цыгане и т.д. Велико было и остается значение России как мировой научной и культурной державы. Россия прошла в своем развитии те же этапы, что и страны западной цивилизации. Однако наряду с этим в ней был создан чудовищный военно-бюрократический аппарат, а система государственного управления вобрала в себя многие черты восточных деспотий. Общинно-замкнутый характер политической и экономической жизни также был элементом восточной цивилизации. Православный вариант христианства предопределил традиционализм российского общества. Однако Россию нельзя отнести ни к Западу, ни к Востоку. Она, несомненно, имеет свой, отличающийся от них путь развития, который является частью всемирной истории. Зная характерные черты западных и восточных цивилизаций, проследите их проявление в культуре и истории России. Покажите влияние стран Запада и Востока на формирование российского образа жизни, характера, традиций, менталитета русских людей, а также влияние российских ценностей на другие цивилизации. Приведите конкретные примеры. Литература: 1. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России. От Древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). – М., 1994. 2. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории. /Вопросы философии. – 1990, № 11. 3. Ионов И. Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX – начало XX вв. М., 1994. 4. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. 5. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003. 6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 2003. 7. Формация или цивилизация? Материалы «круглого стола» /Вопросы философии. – 1989, № 10.
Темы рефератов и докладов: Россия как феномен цивилизационной пограничности. «Запад» и «Восток» в истории России. Природа как фактор истории и культуры России. Общероссийский менталитет. Цивилизация Древней Руси. Русская цивилизация в средние века. Российская цивилизация в эпоху Нового времени. Советская цивилизация.
СЕМИНАР № 3 Тема «Исторические истоки российской государственности» Цели: 1. Сформировать представление о социально-экономических и политических предпосылках и особенностях образования древнерусской государственности.
Вопросы для обсуждения: 1. Образование древнерусской государственности. Киевская Русь. 2. Социально-политические основы государственного устройства Древней Руси. 3. Принятие христианства его значение для дальнейшего развития русской государственности. 4. Политические и социально-экономические последствия монголо-татарского ига.
|