При подготовке ответа следует учесть, что развитие российской исторической науки прошло ряд этапов.
Первый этап. Возникновение русской историографии в XVIII веке. Наиболее существенный вклад в ее становление внес В.Н. Татищев своим 5-ти томным трудом «История России с самых древнейших времен». В этот период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманнская (Байер, Миллер) и антинорманнская (М.В. Ломоносов). Второй этап. Оформление русской историографии в XIX веке как самостоятельной дисциплины. В рамках ее складываются различные направления: - консервативное направление в этот период было господствующим (крупнейший представитель 1-й пол. XIX в. - Н.М. Карамзин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития; - школа государственников считала, что движущей силой исторического развития в России является государство. Сторонники этой точки зрения (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов при особом внимании к истории государства; - революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. При постановке вопроса об объективных законах истории они придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей; - школа В.О. Ключевского занимает особое место в русской историографии XIX века. Он сконцентрировал своё внимание на анализе социальных и экономических факторов исторического развития России, противопоставлял свои взгляды исторической концепции школы государственников и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношениях друг с другом и с государством; - в 70-х гг. XIX в. работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход к изучению истории, основывающийся на исследовании состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера, и А. Дж. Тойнби; - марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях. В России марксистская историография получила развитие в работах В.И. Ленина, посвященных проблемам революций (буржуазной, социалистической), роли народных масс в истории. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения, рассмотрел особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития. Третий этап. Историография советского периода. Советская официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции. Основоположником этой школы принято считать М.И. Покровского. В силу господствующей идеологической установки она концентрировалась на изучении классов и классовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории. С середины 30-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, как последовательная, закономерная смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма). Изучение социально-экономических отношений, производительных сил и производственных отношений заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков. В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории. Например, М. Н. Тихомиров известен своими исследованиями по русской истории эпохи феодализма, А. Л. Сидоров - по истории российского империализма, И. И. Минц - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкина - по истории русского революционного движения XIX в. и т.д. Альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции Л.Н. Гумилева - автора пассионарной теории. Он предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Четвертый этап. Современное состояние российской исторической науки. В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории. Большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений «школы Анналов»), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.
Литература: 1. Историки России ХVIII – начало ХХ века. М., 1996. 2. История России. Учебное пособие / Под ред. проф. Б.В. Личмана. – Ростов / Дон, 2004, 2005. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник: - М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 4. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., ИКФ Омега-Л, 2002. 5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – М., 2004. 6. Портреты историков. Время и судьбы. В 2-х тт. М., 2000. 7. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997. 8. Шапиро В.Л. Русская историография с древнейших времён до 1917 года. М.: Изд-во "Культура", 1993. Темы рефератов и докладов: 1. Роль исторической науки в формировании исторического сознания. 2. Историография как наука. 3. Становление отечественной историографии. 4. Российские исторические школы и концепции. 5. Агиография. 6. Летописи как форма исторических сочинений на Руси. 7. Вклад отечественных историков в развитие российской исторической науки (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, М.В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие по выбору студентов). 8. Вклад советских историков в развитие отечественной историографии (М.Н. Покровский, Л.В. Черепнин, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков и другие по выбору студентов).
СЕМИНАР № 2 «Исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории» Цели: 1. Овладение необходимыми знаниями по теме. 2. Формирование навыков работы с научной и учебной литературой, умения составлять конспекты и тезисы. 3. Развитие общей культуры студента, гуманитарного мышления. Вопросы для обсуждения: 1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. 2. Понятие и типы цивилизаций. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби – авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). 3. Место России в системе мировых цивилизаций.
|