Студопедия — Западная Европа как культурно-исторический регион
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Западная Европа как культурно-исторический регион






Европа — часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11,5 % миро­вого уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государ­ственных образований. Тем временем Европа не просто террито­рия от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа — это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человече­ского разума.

Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает иг­рать выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. На­чиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бур­но развивались производительные силы, наука, культура. Челове­чество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, кото­рые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в со­циокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении.

Конкретно Западная Европа — это десятки государств, отли­чающихся историческим, этническим, природным, экономиче­ским, социальным, культурным и духовным своеобразием. Мно­гие рассматривают этот культурно-исторический регион как не­кое единое целое, столетиями формировавшуюся общность насе­ляющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» — течение, выступающее за полную интеграцию за­падноевропейских государств и мотивирующее это наличием вы­шеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» —


тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой вос­хваляется и идеализируется Европа как образец социально-эко­номического устройство и духовного развития. (Выражение «ат-лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с гео­политической концепцией, в основе которой лежат геостратеги­ческие и военные цели приатлантических стран, включая США и

Канаду.)

Единство и целостность западноевропейского региона — в об­щей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу поли­тической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы — «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэто­му самая яркая черта Западной Европы — идентичность. Несмот­ря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволя­ет рассматривать Европу в качестве цивилизационного простран­ства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощу­щение и самопознание европейцев.

Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпи­рической данности рационализм. Уже греческий рационализм от­личается от восточного мышления известной последовательно­стью, позволившей заложить основы математики и завершить со­здание формальной логики. Коренным образом европейский ра­ционализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца сред­них веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея полити­ческой свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Евро­пе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитариз­ма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу со­стязательности и стремление к славе и известности в любой обла­сти жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европей­скую историю, сконструировала европейский дух и создала ог­ромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека.

Европейцам свойственна решительность, в силу которой на­чинания доводятся до логического завершения, до выявления аль­тернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она тради­ционно ощущалась и в напряженности основных сторон европей­ской жизни — в напряженности между романскими, германски­ми и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством


и культурой, между католицизмом, протестантизмом и правосла­вием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация — это не моно­тонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный.

Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, со­вершенных европейцами: географической, духовной и научно-тех­нической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского ха­рактера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особен­но ярко в политике колониальных захватов*.

Поэтому можно утверждать, что Европа — не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вош­ла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме.

Историко-географический обзор. Происхождение слова «Евро­па» часто связывают с городом под названием Европа, распола­гавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весь­ма распространенной в античное время была также легенда о Ев­ропе — дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») — страны восхода солнца (восток).

О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географиче­ских границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Ибе­рией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматрива­лась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная — по Дунаю.

Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю,

* Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «на­тиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было при­остановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столк­новений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в.

** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов.


которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономиче­ские, духовные контакты Центральной и Северной Европы гра­ницы региона все больше обретали современные очертания. Од­нако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся рус­ский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, фи­лолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686— 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские

горы.

Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаружи­ваться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного раз­вития Греции становится полис, который, видоизменяясь на про­тяжении веков, оставался государственной организацией Древ­ней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса — цивитас. Самым ярким примером его был Рим.

В результате обширных военных экспансий полисов формиро­вались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее — империя, созданная Римом. Эта держава, вырос­шая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземно­морские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы ев­ропейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества.

В эпоху Римской империи было достигнуто максимальное объ­единение европейского пространства. Это была, по выражению немецкого философа Р. Гвардини (1885—1968), «попытка полной и всеохватывающей конструкции бытия». Однако подобное состоя­ние не могло быть долговечным. Уже с конца II в. преобладание переходит к союзам, складывавшимся в племенном мире. Их пе­ревес начинает сказываться и в военном, и в культурном отноше-


нии. Наступает так называемая «варваризация» Европы. Таким об­разом, у истоков следующего средневекового этапа цивилизаци-онного развития Европы стояли два различных мира. Каждый из них переживал кризис. Римская империя — упадок, варварский мир — зарождение социальных структур. Смысл происходящего на этом величайшем «перекрестке времени» был назван русским поэтом М.А.Волошиным (1877— 1932) «...преосуществлением Все­мирной власти на земле».

Более чем тысячелетний отрезок времени (с IV по XV в.) охва­тило Средневековье. Раннесредневековая Европа представляла собой кипящий котел боровшихся друг с другом племен и наро­дов, различавшихся по уровню развития. На фоне внутренней дифференциации складывалось культурное единство Европы. Ее цивилизационное содержание обогащалось постоянными связя­ми с соседними регионами. В ходе этнических, торговых, дипло­матических, военных и других контактов с различными народами Европа в Средние века вобрала в себя не только античное и вар­варское наследие, но и богатейший опыт Востока.

Для духовной атмосферы того времени главным было станов­ление христианства. Христианская церковь стала, быть может, са­мой высокой формой организации человеческого духа. Она оказа­лась способной соединить противоречивое, вобрать в себя идеалы жизни и надежно хранить их в виде традиций. Решающее влияние христианства на Европу было не только духовным, но и полити­ческим. Религиозное миропонимание, право, обычаи, этика, мо­раль, наконец, церковная иерархия и богатство создали общий феодальный порядок, сцементировали единую феодальную идео­логию. Христианство в значительной мере определило неповтори­мость европейской цивилизации.

Европейский средневековый мир в целом был более насыщен­ным и динамичным, чем прежний. Именно в Средние века воз­никло большинство европейских государств, определились в ос­новном их границы, были заложены этнокультурные основы бу­дущих наций. Появились парламенты, суды присяжных и первые конституции. Были изобретены ножницы, часы, книгопечатание, оконное стекло, огнестрельное оружие и многие другие новше­ства. С конца Средневековья возникает современная наука, сде­лавшая позже европейскую культуру отличной от культуры всех других регионов.

Рубеж XV—XVI вв. — решающее для судеб Европы время. Ев­ропейцы осуществляют географическую революцию и выходят в мир. Страсть к открытиям сделалась формой, в которую облекся предприимчивый дух европейцев. В Ц86 г. Диас первым из европей­цев отважился добраться до мыса Доброй Надежды, в 1492 г. — Колумб достиг американских островов, в 1498 г. — Себастьян Ка-бот доплывает до Лабрадора, т.е. до американского материка. Но-


ый континент уже входит в сознание европейцев, когда Васко да Гама доплывает от Занзибара до Каликут и прокладывает морс­кой путь в Индию. В 1500 г. Кабрал открывает Бразилию. Наконец, с 1519 по 1522 г. Магеллан совершает свой знаменательный, вен­чающий всё подвиг: первое путешествие человека вокруг Земли, из Испании в Испанию. Тем самым доказывается, что прав был Мартин Бехайм, создавший в 1490 г. свое «земное яблоко», пер­вый глобус, осмеянный поначалу как глупая затея. Так смелое деяние подтвердило отважную мысль. В итоге мир стал для евро­пейцев круглым. Европа приобретает особое положение среди мировых цивилизаций. В Европе нет оцепенения и топтания на месте. Наступает эра европейского расцвета и интенсивного про­движения по пути культурного прогресса. Европа внезапно стано­вится центром и повелительницей Вселенной. Из Европы начина­ется заселение Америки, Австралии, Южной Африки и форми­рование их духовных оснований. Она оказывает решающее влия­ние и на другие части мира, в том числе на Россию с ее восточно-христианскими корнями. Россия в свою очередь заселяет весь се­вер Азиатского материка до Тихого океана.

«Географическая революция — это использование Океана в качестве основного средства всемирной коммуникации. Передвижение по Океа­ну позволило Европе объединить обитаемый мир.»

А. Тойнби, английский историк

«После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круг­лым. То, что не было ими покорено, либо не стоит того, либо еще будет покорено.»

Гегель, немецкий философ

«Если бы преимущества Европы, вытекающие из ее географической и социально-экономической специфики, не нашли выражения в господ­стве — во всех значениях этого термина, — то европейский прорыв не имел бы ни блеска, ни быстроты (и главное) — последствий. Преиму­щества, а затем и превосходство Европы привели к ее доминированию над остальным миром.»

Ф. Бродель, французский историк

Уже с начала XV в. для честолюбивых португальцев и испанцев земной шар оказался тесным. Понадобилось деление его демарка­ционными линиями. Вскоре в колониальную экспансию активно включаются другие европейские страны. Наступает эра нового им­периализма. Вид Европы мгновенного изменяется. Возникает мощ­ное европейское доминирование, европейский централизм.

В XIX в. мир окрашивается в цвета европейских государств. Влия­ние Европы становится глобальным. К началу XX в. европейцы контролировали 85% земной поверхности и 70 % ее населения.


Европейские параметры оказались не только масштабными, но также преобразующими мировое устройство. В итоге европейцам удалось связать народы мира в единое сообщество и посредством своих политических и военных сюжетов сделать новую политиче­скую карту мира европейской.

Исключительное положение в то время занимала Великобри­тания. Ни одна страна со столь незначительной территорией и численностью жителей не держала в своих руках судеб огромного числа людей, живущих по всему земному шару. Каждое движение на Британских островах находило отзвук в мире. Колоссальные размеры британских колониальных владений дали основания про­никнуть в сознание англичан идеей мировой гегемонии*.

Удачливыми в колониальных предприятиях были Франция и Бельгия. Скромные владения имели Италия и Германия. После­дняя обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток. Там Германия проникла в империалистическую зону сил Вели­кобритании и России, что явилось одной из основных причин Первой мировой войны. В эту войну вступили не европейские на­ции, а мировые империи, подобные драконам, головы которых умещались в Европе, а туловища покрывали почти весь земной шар.

На рубеже XIX —XX вв. самым проблемным в Европе считался «восточный вопрос», связанный с судьбой балканских владений Турции. Распад ее европейских колоний привлек туда взоры мно­гих европейских держав, включая Россию. Центром политическо­го внимания были пресловутые черноморские проливы. Масштаб­ная балканская политика России нуждалась в теоретическом обо­сновании. С этой целью была выдвинута идея создания панславян­ской империи со столицей в Константинополе. В этой доктрине сплелись мысль о признании народов, действующих в цивилиза-ционном пространстве, суверенными, равновеликими и полити­ческие соображения, связанные с волевыми устремлениями. Од­ним из принципов данной политики был приоритет националь­ного над общечеловеческим.

Идея панславизма мотивировала отношения России с южны­ми славянами. Однако желаемые результаты не были достигнуты. Поддержка сербов в 1914 г. обернулась для России войной и рево­люцией.

В целом конфликты, приведшие Европу к Первой мировой войне, были двух порядков: национальные и империалистичес­кие. Война 1914 г. началась между восемью государствами Европы

* Великобритания вынашивала планы соединения со своими эмансипиро­ванными колониями в тесную федерацию. Идея ианбританизма в конечном сче­те путем медленной и сложной работы нашла реализацию в деятельности миро­вой англосаксонской диаспоры.


(Германией, Австро-Венгрией и противостоящими им Велико­британией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногори­ей), но постепенно вовлекала в свою орбиту тридцать три страны. За годы войны в армии воюющих государств было мобилизовано 70 млн человек. Война длилась более четырех лет и вызвала неви­данные потрясения. Версальская система послевоенных договоров, в которой преобладали национальные мотивы, внесла лишь вол­ну пессимизма в европейское самосознание. Наступила пора разо­чарований в ценностях европейской цивилизации. Европа после войны перестала существовать как целое. Фактически в этой вой­не, где не было победителей, побежденной оказалась именно она, не сумевшая удержать своего рангового положения.

Удары, разрушившие Европу, шли по двум линиям: горизон­тальной (битва империй) и вертикальной (революции). Револю­ции в России, сжатые в пределах одного года, привели к тому, что Европа утратила свою социально-политическую однородность. Жесткое противостояние России и остального мира создало мощ­ное силовое поле напряжения в европейском развитии. Конфликт империй уступил место конфликту идеологий.

В связи с эпохальными событиями Первой мировой войны надо рассматривать Вторую мировую войну 1939—1945 гг. Сторонами конфликта были коммунизм, нацизм и либеральная демократия. Основной силой взрыва стало болезненное национальное чувство Германии*. В сознании немцев национальные мотивы были тесно переплетены с империалистическими. Это означало, что пафос освобождения становился для них волей к власти. Гитлер поста­вил перед нацией программу беспредельного господства: сначала в Восточной Европе, потом в Европе вообще и, наконец, во всем мире. С поразительной легкостью ему удалось осуществление двух

частей своего плана.

Участниками Второй мировой войны были шестьдесят одно государство и более четырех пятых населения земного шара. Воен­ные действия велись на территории Европы, Азии и Африки, а также на обширных акваториях мирового океана. За годы войны в армии воюющих стран было призвано свыше ста десяти миллио­нов человек. Война длилась шесть лет.

В итоге двух мировых войн прежняя Европа отошла в историю. Европейцы утратили свои колониальные владения, политическое преобладание в мире. Ослабленная Европа становится покорной торжествующей силе. Она отступает перед мировыми державами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Внешняя энергия сверхдержав была направлена на противоборство друг с другом. Европа наполнилась силовыми компонентами.

* Генеалогию национал-социализма через так называемые символы масс блестяще проанализировал Э.Канетти (Е.СапеИл, 1986).


Грандиозные деструктивные процессы, связанные с ликвида­цией социалистической системы, потрясли мир, но не ликвиди­ровали силового напряжения на европейском пространстве. Как только была снята идеологическая конфронтация Европы, возро­дился ее культурный раздел*. В нынешних условиях Европа стре­мится обрести новое место в мире, который, несмотря на раз­дробленность, во всё возрастающей степени требует объединения в рамках правового устройства путем соглашений.

Европейцы. Как известно, Европа не была прародиной челове­чества. Древнейшие люди (индоевропейцы), вероятно, пришли в Европу с востока еще в эпоху каменного века (палеолита), при­мерно 2 млн лет назад. Все бессловесные предметы, найденные на европейской территории при археологических раскопках, все же остаются для науки немыми в своей безжизненности. Лишь сло­весные данные позволяют ощутить европейца, его внутренний мир, настроения, импульсы. Письменными источниками европейские события освещены лишь за последние три тысячи лет. Весь пред­шествующий период, продолжительный и сложный, был занят становлением основных конституционных свойств человеческого бытия в Европе. Здесь наука различает три основных века: камен­ный, бронзовый и железный. Каменный век самый длительный из них. В то время основные орудия труда и оружие человек изго­тавливал из камня, рога и кости. Люди жили тогда в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже — на открытых местах. Основным занятием населения была охота, в начале генерализи­рованная, потом специализированная. В каменном веке постепен­но увеличивается плотность населения, расширяется область че­ловеческого обитания, формируются первичные системы поселе­ний**.

На рубеже VII —VI тыс. до н.э. наступает новая эпоха в разви­тии Европы и всего человечества. Происходит переход от присваи­вающего хозяйства к производящему. Охота и собирательство усту­пают место земледелию и скотоводству. Возникают постоянные поселения с прочно построенными жилищами. «Сельский образ жизни» становится господствующим в Европе вплоть до появле­ния, а затем и широкого распространения городов. Возникнове-

* Разделительной линией в Европе является граница западного христиан­ства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает на запад, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем идет по линии, отделяющей Хорватию и Словению от других югославянских государств.

** Сделаны попытки вычислить приблизительную плотность населения Ев­ропы в то время и даже его количество в некоторых регионах. Так, на территории Центральной Италии предполагается плотность 1 человек на 50—100 км2. Все население Центральной Италии могло составить 800— 1 600 человек в какой-либо отрезок каменного века. Основным типом поселений был базовый лагерь, состоящий из 10—12 легких жилищ каркасного типа.


и развитие производящего хозяйства способствовали росту Н елейности населения и его концентрации. Впервые отчетливо и ЧИ выступает неравномерность в развитии отдельных регионов

Европы.

Важные изменения в экономике, социальном строе и этноде-

мографии Древней Европы произошли в III тыс. до н.э. В Среди­земноморье, на юге Балкан и на Западном Кавказе возникли куль­туры бронзового века. Бронзовый век характеризуется появлением металлических орудий труда, резким увеличением его производи­тельности. Это способствовало возникновению тех явлений, кото­рые затем привели к разложению первобытно-общинного строя и становлению государства. Это также время великих переселений, которые положили начало образованию европейских народов, формированию их языковой и культурной общности.

Бронзовый век Европы — период многообразный и противо­речивый. Резко усиливается неравномерность экономического и социального развития. Европейское цивилизационное простран­ство становится сложным конгломератом различных культурно-исторических общностей, групп, обладавших разными традиция­ми и связями.

С возникновением около 3000 — 2000 гг. до н.э. Греческого госу­дарства открывается Античная эпоха Европы. Первые античные центры постепенно становились связанными между собой ком­пактными образованиями. Регулярные торговые связи среди них приводили к медленному формированию этнического самосозна­ния. Греки стали осознавать себя единым народом, отличным от

других.

Бронзовый век в начале I тыс. до н.э. сменяется железным. Об­щественное развитие ускоряется. Новый этап этнокультурного роста Европы начинается с образованием Римской державы, постепен­но создавшей в Средиземноморье «римский круг земель». Основу европейского античного мира составляли городские гражданские общины, которые были первыми в мировой практике демократия­ми. Верховную власть в античной городской общине осуществля­ло народное собрание граждан. Оно обладало широкими правами и обязанностями. В Античную эпоху были разработаны основные принципы морали, этические идеалы, важнейшие элементы нау­ки, философии, главные жанры литературы, архитектуры, спорт. В начале I в. н. э. всю западную часть Европы уже занимала Рим­ская империя, вобравшая в себя множество народов. За Рейном жили германцы, ранняя история которых, как и их соседей кель­тов, почти не ясна. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне всех их называли варварами. Еще восточнее на беспредельных степях Причерноморья жили народы, мало напо­минавшие европейцев, — скифы и сарматы. В целом европейское Пространство было еще слабозаселенным. Всего на территории


Европы к началу нашей эры насчитывалось примерно 35 млн чело­век. В Италии в то время жило не более 6 млн, в Испании — также около 6 млн, в Великобритании и Германии — менее 1 млн чело­век.

Историческую эстафету от античности приняли Средние века. Общество средневековой Европы было феодальным. Феодализм — совершенно особый мир, формировавший своеобразный консер­вативный тип человека. Идеологией Средневековья был причуд­ливый сплав варварства и христианства. Первые столетия средне­векового периода отличались глубокой депрессией и потрясения­ми. Это было связано с континентальными миграциями народов, завоеваниями арабов, опустошительными походами монголо-та-тар и тюрок, межфеодальными распрями, крестовыми походами, ужасающими эпидемиями и т.п.

В IX—XV вв. намечается перелом в культурном развитии Евро­пы. Совершенствование агротехники (изобретение колесного плу­га с отвалом, распространение трехпольного севооборота и новой упряжи) позволило увеличить площадь обрабатываемых земель и урожайность. Внедрение богатых протеинами высококалорийных культур обеспечило, вероятно, европейцев той силой, что нужна была для постройки замков, соборов и новых городов, для подъе­ма обширных пространств целины*. Население Европы начинает быстро расти. К концу I тыс. н.э. оно составляло не менее 43 млн человек, в 1500 г. в Европе уже насчитывалось 75 млн жителей. Самыми заселенными странами были Франция (свыше 15 млн), Италия и Германия (по 11 млн человек).

Во второй половине истекшего тысячелетия начинается пере­ход Европы в индустриальную эру. Особенно активно этот про­цесс проходил в Англии, Франции, Германии. Новые достиже­ния в социальной и хозяйственной областях сыграли важную роль в дальнейшем увеличении численности европейского населения.

Последовательное увеличение численности населения зару­бежной Европы выглядит следующим образом: 1650 г. — 82 млн человек, 1800 г. — 160 млн, 1900 г. - 295 млн, 1950 г. — 392 млн, 1980 г. — 485 млн, 2000 г. — свыше 500 млн человек. Динамика воспроизводства населения Европы в целом совпадает с фазами ее цивилизационного развития. Индустриализация значительно по­нижает уровень смертности и подрывает целесообразность в вы­сокой рождаемости, стабилизирует численность населения. Мно­гие европейские страны уже подошли к такому состоянию. В дру­гих демографические процессы поддерживаются политическими

* Следует отметить также прогресс в военном деле, где стремя позволило подчинить лошадь и появиться новому военному классу рыцарей, которые по­степенно идентифицировались с крупными землевладельцами, способными вво­дить в своих владениях новую технику и технологию.


меоами внешней миграцией. Существуют региональные разли­чия в воспроизводстве населения и «внутри» стран*.

Как классифицировать многочисленное и разнообразное насе­ление Европы? Вопрос может показаться простым, но решается ' с отдаленных времен. По Библии народы, населяющие Евро­пу являются потомками сына Ноя - Иафета и называются иафе-тидами. Бог разделил их на отдельные народы и дал каждому свою задачу и цель в жизни.

Первую попытку выделить общие признаки людей, населяющих Европу предпринял знаменитый шведский натуралист К.Лин­ней Европеец, по его мнению, проницателен, пытлив, управля­ется законами. Видное место в классификации европейского на­селения занимает общая система геттингенского профессора Блю-менбаха, изложенная им в небольшом сочинении «О природном разнообразии человеческого рода» (1775). Европейцев он представ­лял нормальным типом для всего человечества. Позднее появи­лось около десятка классификаций, но общепризнанную создать

не удалось.

Европейская ветвь народов наукой изучена лучше других. 11о физическому облику она представляется вообще однородной, но в действительности оказывается очень смешанной. Основную часть населения современной зарубежной Европы составляют романс­кие, германские и славянские народы. Среди романских выделяют­ся, в частности, итальянцы, французы, испанцы, румыны, пор­тугальцы; германских — немцы, англичане, голландцы; славян­ских — поляки, чехи, сербы. Каждый из народов отличается сво­им характером, вкусами, традициями, поведением, взаимосвязя­ми с соседями**.

На характер и культуру европейцев огромное воздействие ока­зывает религия. Эту связь иллюстрируют конфессиональные ин­ституты и группы, а также наблюдаемые предметы и явления ес­тественной и социальной среды. В пределах Европы представлены все мировые религии. Однако в целом можно сказать, что главная религия Европы — христианство. При этом север региона — проте­стантский, центральная и южная части — католические, восток —

* В большинстве европейских стран сейчас рождаемость низкая — от 9 до 15 %с. Резко выделяется лишь мусульманская Албания и Монако, где этот пока­затель достигает 18 и 20 %о, заметны также Ирландия, Исландия, Македония. В перечисленных странах самый высокий естественный прирост населения. Уро­вень смертности в Европе в среднем — 11 %о. Смертность выше рождаемости в Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, ФРГ, Хорватии, Чехии, Швеции, Сер­бии и Черногории.

** Существует оценка характера современных европейцев: англичане облада­ют наиболее развитым чувством юмора; французы и итальянцы, которых счита­ют «романтиками Европы», на самом деле не умеют очаровывать, у них есть стиль, но они часто являются претенциозными; немцы — вежливы и пунктуаль­ны; испанцы — очаровательны, энергичны, любят танцевать.


православный. Стран абсолютно однородных в религиозном отно­шении в Европе нет. Как правило, можно говорить о преоблада­нии одной из конфессий или об их параллельном существовании.

В настоящее время в Европе складывается непростая этнокуль­турная ситуация. Детонирующим элементом в ее обострении яв­ляется многомиллионная армия гастарбайтеров из арабских и ази­атских стран. Среди них растет влияние исламских фундаментали­стов. В начале XXI в. напряженность в отношениях между корен­ными европейцами и пришельцами с Востока усиливается*. Дли­тельный и крупномасштабный прилив выходцев из иных культур с другими жизненными установками в перспективе может сильно повлиять на характер европейского общества.

Европа обречена на поиски межэтнической и межконфессио­нальной гармонии и формулы единения наций. Тем временем в ней уже накоплен большой опыт гражданской культуры в реше­нии этноконфликтов. Примером может служить итальянская про­винция Трентино-Альто-Адидже, называемая также Южным Ти­ролем. Там повсюду слышна немецкая речь, а итальянский язык звучит как иностранный. Южный Тироль, отошедший к Италии в 1919 г. (по Сен-Жерменскому договору), остается кусочком Авст­рии, будто и не прошло более трех четвертей века. Населен он почти исключительно австрийцами по происхождению, сохраня­ющими в неприкосновенности родной язык, обычаи и традиции. Национальные области, подобные Южному Тиролю, есть во всех западноевропейских странах. Их насчитывается более двух десят­ков. В той же Италии в области Валле-д'Аоста, на границе с Фран­цией и Швейцарией, города и деревни носят французские назва­ния, жители их свято оберегают свои традиции, говорят на раз­личных диалектах провансальского языка. В области Фриули — Ве­неция—Джулия, граничащей со Словенией и Австрией, прожи­вает компактная группа славян, говорящих на своих языках. Все эти области имеют административную, финансовую и культур­ную автономию. Их двуязычие закреплено в конституции страны. Особый статус имеют и два самых крупных итальянских острова в Средиземном море — Сицилия и Сардиния. Из всех итальянских областей четвертая часть наделена автономией, что ставит эту стра­ну в промежуточное положение между государством унитарным и федеративным.

В отличие от Италии Бельгия разделена пополам национальными разногласиями. Юг страны, прилегающий к Франции, населен валлонами, а север — фламандцами. В Бельгии три государственных

* Доля иностранцев в населении европейских стран в настоящее время со­ставляет, %: в Германии, Швейцарии, Австрии — 7, Франции — 6, Великобри­тании — 5, Швеции — 4, Италии — 2, Испании — 1. В ближайшие 25 лет в Европе может оказаться свыше 159 млн эмигрантов.


а. французский, нидерландский (его фламандский вариант) я3неМёцкий, на котором говорят лишь несколько десятков тысяч еловек, живущих вдоль границы с Германией и Люксембургом, фламандцы нередко делают вид, что не понимают по-француз­ски а многие валлоны даже не пытаются освоить язык, на кото-оом' говорит большинство населения их собственной страны. За исключением Брюсселя, двуязычной и двунациональной столи­цы Бельгии, фламандцы и валлоны живут изолированно друг от друга. Внутренние миграционные процессы почти отсутствуют.

Национальный сепаратизм силен в Испании. В ней находится самый крупный в Западной Европе очаг национализма — Страна Басков. Баски — единственный в регионе народ не индоевропей­ского происхождения. Их язык не имеет с испанским ничего об­щего, и владеют им далеко не все баски (быть может от того, что он необыкновенно труден). Террористическая организация баскс­ких сепаратистов ЭТА пытается добиться суверенитета Басконии, но правительство провинции выступает за целостность страны.

Немало этнокультурных проблем во Фр







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия