Студопедия — Допрофессиональный этап
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Допрофессиональный этап





В период первобытности педагогической профессии существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Но­вой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы - варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности при­обретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2221. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия