Хайнц Кохут
Селф-психология в первую очередь рассматривает потребность организации психики индивида в единое, связное, непрерывное целое субъективное «Я» (селф, самость) как фундаментальную, а установление стабильных отношений между «Я» и его окружением, поддерживающих целостность и единство «Я», считает основной задачей как индивидуального развития, так и психотерапии. Понятие нарциссизм является для Кохута центральным, поэтому всю патологию он объясняет через нарциссизм. Кохут, исследуя нарциссическую патологию формулирует концепцию самоуважения, которая представляет собой интеграцию идей психодинамического и гуманистического подходов. РАЗВИТИЕ «Я» РЕБЕНКА: Переживание ребенка своего «Я» основывается на откликах восхищения со стороны матери (это идеализированное родительское имаго). Так как «Я» младенца еще очень хрупкое, то материнская фигура должна его защищать, способствовать его укреплению и интеграции. Это осуществляется через эмпатию материнской фигуры, ее отзеркаливающую функцию. Мать транслирует ребенку любовь и заботу. Чтобы чувствовать себя в безопасности ребенку необходимо увидеть радость в лице матери или отца. В процесс этого взаимодействия у ребенка формируется нарциссическое либидо. Кохут разделяет: § Объектное либидо:Катектирует (извлекает энергию, развивается) на «истинных» объектах, сепаратных (отдельных) от субъекта. § Нарциссическое либидо: Катектирует на Я-объектах, где объект переживается как продолжения «Я». Ранний опыт ребенка формируется из двух источников: Þ Грандиозные «Я»-конфигурации, связанные с отзеркаливающими «Я»-объектами («Я совершенен, ты оцениваешь и отражаешь мое совершенство»). Þ «Я»-образы, слитые с архаическими идеализируемыми Я-объектами («Ты совершенен, и Я часть тебя»). Затем в процессе развития ребенок претерпевает разочарования и в самом себе и в родительских фигурах. Начинается процесс трансмутирующей интернализации. Начинается формирование «Я» ребенка (зрелого Эго). Он все меньше распространяет свое «Я» на другие объекты (в норме «Я»-объекты должны превратиться в сепаратные объекты), а первоначальные нарциссические связи с другими объектами превращаются в нормальную идеализацию: в самоуважение, амбиции и способность к удовольствию- в один из фрагментов Супер-Эго, выполняющий функции, связанные с идеалами и целями. Нарциссическая патология наблюдается в следствие эмпатической слабости материи, ее недостаточной способности к отзеркаливанию. Нет эмпатии – нет зеркальной функции матери – не происходит формирования тех аспектов Эго, которые выполняют функцию внутренней саморегуляции и самоуважения. Поэтому нарцисс, вследствие недостатка внутреннего самоуважения пытается постоянно доказывать себе и всем, что он лучший, постоянно подтверждая тем самым свою значимость. Х. Кохут развивает теорию дефицита, в отличие от фрейдовской теории конфликта. Вследствие дефицита эмпатии материнской фигуры, формируется нарциссическая патология. Кохут утверждает, что нарциссическая патология подходит для психоанализа. Однако, надо учитывать специфические для этих пациентов трансферентные манифестации (особый вид трансфера, переноса). Виды трансфера: § Идеализирующий трансфер: идеализация объекта (в частности, аналитика) § Зеркальный трансфер: идеализация себя, распространение грандиозного Я на аналитика Аналитик должен реконструировать этот дефицитарный процесс, то есть быть эмпатичным, чтобы запустить этот процесс формирования внутренней структуры самоуважения и саморегуляции.
|