III. Конкретные графические методики.
I. «Рисунок человека». История этой методики начинается с 1926 г., когда Гудинаф предложила тест «Нарисуй человека» как тест интеллекта. Была шкальная оценка (51 параметр) и нормативные данные детей 3-13 лет. В 1948 г. На основе теста Гудинаф Маховер создает свой вариант и уже как проективную методику. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Если инструкция нарушается (рисует робота и т.п.), то работа обследуемого не прерывается, но после ему снова дают лист и просят нарисовать именно человека (дословное воспроизведение инструкции). После окончания работы – обсуждение рисунка: какого человек возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. После испытуемому дается чистый лист и говорится: «А теперь нарисуйте человека другого пола». Потом обсуждение. Некоторые значимые и патогномоничные параметры оценки (но они важны только в синдроме!) по Маховер: · Маленькая фигура – сжатое Я, чувство соматической дезорганизации · Голова – сфера интеллекта · Волосы – символ мужественности, сексуальной привлекательности и половой зрелости · Черты лица – символ сферы общения · Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов · Подбородок – отражение силы, воли, властности · Глаза: сильно прорисованы – паранойальность, закрытые – аутизация, в очках - страхи · Ресницы – демонстративность · Нос – отдельно не интерпретируется, фаллический символ (?), выделенные ноздри – агрессия · Уши – открытость восприятию, познанию; большие – возможны слуховые галлюцинации · Рот – символ чувственного и эротического удовольствия · Зубы – агрессивность · Руки – символизируют контакт личности с окружающим миром · Ноги – символ устойчивости II. «Рисунок семьи». История методики: 1. «Нарисуй свою семью». Автор В. Вульф (1947). Схема интерпретации по Вульфу: § Анализируется последовательность рисования членов семьи (это указывает на значимость того или иного члена семьи), их пространственное положение, наличие пропусков членов семьи (стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица); § Анализируются отличия в формах и пропорциях отдельных фигур (чем больше, тем выше субъективная доминантность лица). 1. Методика Хьюлса (1952). Интерпретационная схема базируется на самом процессе рисования: использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии. 2. Вариант Кормана (1964). Инструкция: «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь». Анализируется, напр., отличие в количестве членов абстрактной и реальной семьи испытуемого (защитные механизмы). Также анализируют следующее: - Графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); - Формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); - Содержание (анализ смысла рисунка). После проводится опрос: 1) свободный («Кто в семье кто?», «Кто главный?» и т.п.), 2) предусматривающий прямой положительный или отрицательный выбор («Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), 3) уточняющие вопросы. 3. «Кинетический (динамический) рисунок семьи». Авторы: Бернс и Кауфман (1972). Главная особенность данного варианта методики – каждого члена семьи надо нарисовать в действии (отсюда и название). Кинетический рисунок семьи наиболее информативен с функциональной точки зрения. 4. Адаптация А.И. Захарова (1977). Два задания: Ø Ребенок должен нарисовать по одному члену семьи, включая себя, в 4-х «комнатах», расположенных на двух этажах. Интерпретация: кто расположен ближе к ребенку. Ø Выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. 5. Вариант Г.Т. Хоментаускаса (1985). Два направления использования этого теста: 1) для оценки восприятия ребенком семейных взаимоотношений; 2) для оценки семейных взаимоотношений взрослых. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе свою семью». Если будут вопросы («А бабушку рисовать?», «Свою или родительскую?») надо сказать: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня». После рисования проводится полный опрос. III. «Рисунок несуществующего животного». Методика разработана М.З. Дукаревич. Инструкция: «Я хочу посмотреть насколько сильно у вас развиты воображение, фантазия. Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». После окончания рисования испытуемого просят придумать животному несуществующее имя. Опрос: сначала делаются необходимые уточнения (что у животного что), потом начинается содержательный опрос («Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?»). Дополнительные вопросы: какого размера, где живет, чем питается, чем обычно занимается, что любит, что не любит, есть л друзья/враги, чего боится. Вариант методики: после обычного животного нарисовать злое, доброе, счастливое или несчастное животное.
[1] Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.
|