Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972, II 53.
14 См.: Barth К. Ludwig Feuerbach.— «Zwischen den Zeiten», V, 1927, S. 17 ff. 15 Здесь мы принимаем смысл окказиональности, ставший обычным в новейшей логике. Хорошим примером дискредитации окказиональности в рамках эстетики переживания является искажение «Рейнского гимна» Гёльдерлина в издании 1826 года. Посвящение Синклеру звучало настолько чуждо, что пошли на то, чтобы вычеркнуть две последние строфы и представить стихотворение в целом как фрагмент. 16 Платон говорит о близости подобающего (πρέπον) и прекрасного (καλόν); см.: Платон. Соч., т. 1, с. 169. 17 Неясность в этом пункте вредит заслуживающей уважение работе Й Брунса (см.: Bruns J. Das literarische Portrat bei den Griechen). См.: Justi С Diego Velazquez und sein Jahrhundert, I, 1888, S. 366. 19 См.: Heer Fr. Der Aufgang Europas. 20 В. Камла (см.: Кamlah W. Der Mensch in der Profanitat, 1948) пытается придать понятию «профанности» этот смысл для того, чтобы охарактеризовать науку Нового времени, но и для него это понятие определяется через встречное понятие как «увлеченность прекрасным». 21 Прежде всего в первом из «Логических исследований» Гуссерля, в выказывающих его влияние исследованиях Дильтея о структуре исторического мира (см.: Dilthey W. Gesammelte Schriften, Bd. VII) и у Хайдеггера в анализе светскости мира (см.: Heidegger M. Sein und Zeit, § 17, 18). 22 Выше [с. 181 и сл.] подчеркивалось, что употребляющееся здесь понятие образа обретает в монументальной живописи Нового времени свое историческое осуществление. Однако его «трансценденталь-ное» применение кажется мне непродуманным. Если, имея в виду принципы историзма, противопоставлять Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 341 средневековые изображения путем обозначения их как «изобразительных знаков» позднейшим картинам (как это делает Д. Фрей), то, хотя по отношению к подобным изображениям и оказывается по большей части справедливым то, что сказано в тексте о «знаке», но при этом нельзя не увидеть и их отличия от простых знаков. Изобразительные знаки — это не вид знаков, а вид картины (образа). 23 На том же основании Шлейермахер справедливо возразил Канту в том, что садовое искусство относится не к живописи, а к архитектуре (см.: Schleiermacher F. D. E. Asthetik, S. 201). 24 См.: Кант И. Соч., т. 5, с. 233-234. 25 См.: Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Ein Buch fur alle und keinen. 26 Точный анализ языковой структуры литературно-художественного произведения и подвижности ее конкретного наполнения в том, что касается слова в литературе, дает Р. Ингарден (см.: Ingarden R. Das literarische Kunstwerk, 1931); ср. также прим. 25 [с. 659]. 27 См.: Гёте И. В. Собр. соч., т. 10, с. 415 и сл.; см. также: Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М., 1981, с. 217 и сл. 28 См.: Dilthey W. Gesammelte Schriften, Bd. VII, VIII.
|