Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чехов … 364 14 страница





 

1962

 

 

НАБЛЮДЕНИЯ И СЮЖЕТ

 

 

Чехов в первый раз читал «Чайку» на квартире у актрисы Л. Б. Яворской. Среди слушавших была Т. Л. Щепкина-Куперник. Ей сразу показалось, что героиня пьесы списана с ее приятельницы Лики Мизино-

 


вой, «переживавшей в то время тяжелый и печальный свой роман с одним писателем».

Любовный роман, о котором когда-то глухо говорилось, ныне, после появления воспоминаний Марии Павловны Чеховой («Из далекого прошлого». М., 1960), известен во всех подробностях. Герои романа — Лидия Стахиевна Мизинова и беллетрист Потапенко.

Лика Мизинова, девушка необыкновенной красоты, вошла в дом Чеховых как подруга Марии Павловны и скоро «стала общим другом и любимицей всех». Опубликованы десятки писем Чехова к Лике, брызжущие неисчерпаемой веселостью, столь характерной для мелиховских лет его жизни. Чехов шутливо называл Лику: Жаме, Мелита, Канталупочка, Мизюкина. Ему было весело и приятно в ее обществе. Марии Павловне казалось, что брат и Лика увлеклись друг другом. В те годы, да и долгое время спустя, она думала, «что больше чувств было со стороны брата, чем Лики».

Дело обстояло совсем иначе. Из писем Лики к Антону Павловичу, которые стали известны значительно позднее, вырисовалась горькая душевная драма девушки, скрытая от окружающих и тем более мучительная. «Письма Лики рассказывают о большой ее любви и страданиях, которые Антон Павлович причинял ей своим равнодушием». «Вы отлично знаете, как я отношусь к Вам, — писала она, — а потому я нисколько не стыжусь и писать об этом. Знаю также и Ваше отношение — или снисходительное, или полное игнорирование. Сейчас мое горячее желание — вылечиться от этого ужасного состояния, в котором нахожусь, но это так трудно самой. Умоляю Вас, помогите мне, не зовите меня к себе, не видайтесь со мной. Для Вас это не так важно, а мне, может быть, это и поможет Вас забыть».

Все же Лика по-прежнему продолжала бывать у Чеховых. Летом 1893 года в Мелихове появился Потапенко. Он играл на скрипке, а Лика аккомпанировала ему на рояле или пела. «Лика начала увлекаться Потапенко. Очень может быть, что ей хотелось забыться и освободиться от своего мучительного, безответного чувства к Антону Павловичу». Через год Лика писала Чехову: «Видимо, уж мне суждено так, что люди, которых я люблю, в конце концов мною пренебрегают. Я очень, очень несчастна. Не смейтесь. От прежней Лики не

 


осталось и следа. И как я ни думаю, все-таки не могу не сказать, что виной всему Вы».

Лика была на первом представлении «Чайки» в Александрийском театре, не раз смотрела ее потом в Художественном. «Она плакала в театре, воспоминания перед ней, должно быть, развернули свиток длинный». Если драма ее безответного чувства к Чехову осталась тайной для всех, даже самых близких людей, то роман с Потапенко и все его мучительные перипетии были секретом полишинеля для довольно широкого круга.

Еще до постановки толки о сходстве сюжета «Чайки» с историей Лики и Потапенко стали настолько шумными, что Чехов писал А. С. Суворину: «Если в самом деле похоже, что в ней изображен Потапенко, то, конечно, ставить и печатать ее нельзя».

Женатого Потапенко, имевшего двух дочерей, Лика полюбила беззаветно. Она уехала в Париж. Потапенко приехал туда с женой. С Ликой он виделся мельком, украдкой: ему нельзя было уходить из дому. «Все хорошее продолжалось три месяца», — писала потом Лика Марии Павловне. Лика, ждавшая ребенка, оказалась брошенной. Если добавить к этому, что Лика мечтала стать актрисой (оперной певицей), а Аркадина в пьесе чертами характера сходствовала с Марией Андреевной, женой Потапенко, то станет ясным, насколько бросалось в глаза сходство между сюжетной линией Нина Заречная — писатель Тригорин и открыто разыгравшейся на глазах у многих житейской трагедией Лики Мизиновой.

Много деталей пьесы взяты были Чеховым из близкого окружения.

В «Чайке» Аркадина становится перед Тригориным на колени, называя его «прекрасным, дивным, изумительным, единственным». Этими же словами, этой же самой позой обычно встречала самого Чехова актриса Яворская. «Она тогда играла индусскую драму в стихах «Ватасансена», в которой героиня, с голубыми цветами лотоса за ушами, становится перед своим избранником на колени и говорит ему: «Единственный, непостижимый, дивный». Когда Антон Павлович приезжал и входил в алую гостиную Яворской, она принимала позу индусской героини и, протягивая Чехову тонкие руки, восклицала эти слова», — вспоминала Т. Л. Щепкина-Куперник.

 


Странная привычка нюхать табак была у Эберле — приятельницы Чехова, Лики, Т. Л. Щепкиной-Куперник. В пьесе эта привычка придана Маше. А покушение Треплева на самоубийство (первое) и сцена, где Треплев бросает к ногам Нины Заречной убитую им чайку, произошли на самом деле с художником Левитаном. Живя в усадьбе Турчаниновой, Левитан завел там сложный роман. Он стрелял себе в голову, но неудачно; пуля задела только кожу. Владелица усадьбы, зная, что Антон Павлович — врач и друг Левитана, телеграфировала ему, чтобы он срочно приехал. После возвращения Антон Павлович рассказал своему брату Михаилу Павловичу, что «его встретил Левитан с черной повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол». Затем Левитан взял ружье и вышел к озеру. «Возвратился он к своей даме с бедной, ни к чему убитой им чайкой, которую и бросил к ее ногам».

Образ убитой чайки дал название пьесе. Он стал сквозным, обобщенно-символическим образом героини к ее драмы, быть может, даже слишком подчеркнутым.

В одном из писем конца 1894 года (Чехов как раз тогда писал «Чайку») он пишет об учителе села Талеж, который получает 23 рубля в месяц и уже сед, несмотря на свои тридцать лет. «До такой степени забит нуждой, что, о чем бы Вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жалованьи». К постоянно повторяемым разговорам о жалованье сводится, собственно говоря, облик учителя Медведенко в пьесе (Чехов не боялся рисовать персонажей второго плана одной чертой).

А из воспоминаний Л. А. Авиловой мы точно знаем, откуда взят эпизод с медальоном, который Нина дарит Тригорину, вырезав на нем его инициалы, название его книги, порядковые числа страницы и строки. Найдя это место, Тригорин читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».

Все это произошло на самом деле у Чехова с писательницей Авиловой. Именно ему она подарила такой медальон. Именно эти жертвенные слова читались в том месте.

 

 

Но странное дело! Вот мы старательно выстроили рядом все эти куски жизни, вправленные в пьесу. Мы убедились, какая сверхчувствительность была у Чехова

 


ко всему окружающему — и важному, и мелочам. Как чуток он был к «впечатленьям бытия». Какими благодарными всходами вырастали они в его творчестве. Но уясняет ли само сопоставление всех этих случаев, черточек, фактов что-либо важное в замысле, в теме пьесы?

Оказывается, нет, не уясняет. В творческой истории «Воскресения», «Муму», «Красного и черного» связь жизненных историй (проститутки Розалии Они, немого дворника Андрея, Антуана Берте, осужденного за убийство своей любовницы) с темами художественных произведений лежала на поверхности. В «Чайке» же эта связь глубоко скрыта. Там, в подпочве событий, нужно искать тему пьесы.

Поэтому, пожалуй, и показалась странной «Чайка» первым ее слушателям, в том числе и Л. Б. Яворской. Неискренне (по свидетельству Т. Л. Щепкиной-Куперник) восхищалась пьесой эта опытная актриса и друг Чехова. Не поняли пьесу и в Александрийском театре.

Беда александрийцев, актеров высокоталантливых и умных, состояла как раз в том, что они с профессиональным умением разыгрывали действие, не отдавая себе отчета, что суть, «тайна», прелесть пьесы скрыта в глубине. И только вглядываясь в эту глубину, ощутив колебания подпочвы, можно было воплотить то, что в пьесе происходит.

Драма не только в том, что юная девушка без оглядки кинулась на шею известному писателю, а он ее бросил и сломал ее жизнь. Драматический нерв пьесы в трепете волнений, неясных поисков, разбитых и несбывшихся надежд, которые по-разному томят Нину Заречную, Константина Треплева, Машу.

И не только их. Атмосфера неуверенности, тревоги, зыбкости жизни, жажды каких-то изменений пронизывает всю пьесу. Это терзает Тригорина («Я мечусь из стороны в сторону, как лисица, затравленная псами, вижу, что жизнь и наука уходят все вперед и вперед, а я все отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд») и даже отставного чиновника, неблагополучного помещика Сорина. В молодости хотел сделаться литератором — и не сделался. Хотел красиво говорить — и говорил отвратительно. Хотел жениться — и не женился. Хотел жить в городе — и кончил свою жизнь никчем-

 


ным и беспомощным существом в деревне, под окрики своего управляющего.

В разгар работы над «Чайкой» Чехов писал А. С. Суворину: «Вы спрашиваете в последнем письме: «Что должен желать теперь русский человек?» Вот мой ответ: желать».

Не правда ли, довольно странный ответ. «Что должен желать? Желать». Но ведь Сорин говорит то же самое: «Хочу дать Косте сюжет для повести. Она должна называться так: «Человек, который хотел».

Но чего желать? Чего хотеть? И Чехов и Сорин умышленно ставят точку перед ответом. Но ведь в ответе все дело. А ответа нет.

В этом-то осознанном отсутствии ответа на вопрос «что желать?» и заключена подпочвенная тема «Чайки». Пройдет шесть лет, и Чехов вложит в уста Тузенбаху ставшие знаменитыми слова: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Перед Чеховым и его героями начнет проясняться желанный ответ.

Но в годы, когда писалась «Чайка», это не было ясно ни Чехову, ни кровно близким ему героям. Между тем писатель мучительно ощущал зияющее отсутствие ответа. А без него, без ясных целей и определенных задач, нельзя было жить и не стоило жить.

В известном письме к А. С. Суворину Чехов писал: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель... А мы? Мы!.. У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати». Дорн говорит о Треплеве, говорит с сочувствием и жалостью: «Он мыслит образами, рассказы его ярки, красочны, и я их сильно чувствую. Жаль только, что он не имеет определенных задач».

Вопрос «что желать?» равноценен вопросу о смысле жизни. Ни у художника, ни у его героев нет на него ответа, нет ясности. Зато Чехов необыкновенно сильно чувствует трагизм этой неясности. «Чайка» — трагедия неясности путей жизни, обостренная смутным и силь-

 


ным ощущением великих канунов, близящихся сдвигов, перемен, стоящих у порога.

Когда слышишь в пьесе эхо беспокойства и безвременья, отдающееся во всех углах, — все становится на свое место. Все предстает в драматическом единстве, таком необычном и новом.

На злосчастном первом представлении «Чайки» публика, собравшаяся на бенефис популярной «комической старухи» Левкеевой, хохотала над монологом Нины из пьесы Треплева: «Люди, львы, орлы и куропатки...» 'Монолог, разумеется, странный. Но странность его — закономерное порождение тоскливых метаний и надрывов, без пути, без дороги.

Неизбежен был провал «Чайки» в Александринке. За исключением В. Комиссаржевской, необычайно чуткой к трепетным, смутным исканиям ее поколения, актеры Александринки, привыкшие к густым, четко очерченным бытовым краскам, не смогли подойти к героям чеховской пьесы из ее глубины. Тогда еще и самого слова «подтекст» не существовало: оно было позже введено Станиславским. Натолкнул его на открытие этого понятия опыт работы над пьесами Чехова. Проницательный ум Немировича-Данченко и режиссерский гений Станиславского раскрыли подтекст, подводное течение пьесы. И сбивчивость, туманность желаний людей, изнывающих в духоте времени, предстали в своем подлинно трагическом выражении.

Успех первого представления «Чайки» в Московском Художественном театре недаром определился только к самому концу первого акта, когда Лилина — Маша, некрасивая девушка, нюхающая табак, бросалась на шею доктору Дорну с воплем: «Помогите, а то я сделаю глупость, я насмеюсь над своей жизнью, испорчу ее» — и, рыдая, валилась на садовую скамейку. «Тогда, — писал Н. Эфрос в книге «Московский Художественный театр», — настроение спектакля оформилось окончательно, уже бесповоротно. Зрители были в полной власти сцены, «Чайки», Художественного театра».

В этот момент впервые появлялся зловещий мотив самоубийства. В третьем акте оно совершается. Но Треплев остается жив и появляется с перевязанной (как у Левитана) головой.

«Аркадина. А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?

 


Треплев. Нет, мама, то была минута безумного отчаяния, когда я не мог владеть собою. Больше это не повторится».

Это повторится. К последнему мигу пьесы Треплев, надорвавшийся под бременем бездорожья, будет мертв.

Чехов был чутким социальным наблюдателем. Острая социальная нота звучит в реплике Медведенко: «Я да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего двадцать три рубля. Ведь есть и пить надо? Чаю и сахару надо? — Вот тут и вертись». Эти слова Медведенко «ввинчивает» и в разговоры об искусстве, литературе, театре, которыми полна пьеса. Он говорит Тригорину: «А вот, знаете ли, описать бы в пьесе и потом сыграть на сцене, как живет наш брат — учитель. Трудно, трудно живется». Жалобы Медведенко перекликаются с черным платьем Маши («траур по моей жизни»), с трагедией Нины Заречной, крушением Треплева, смятением Тригорина, Дорна, Сорина. Теперь мы видим, как осмыслились и сплелись воедино несвязанные, разрозненные жизненные наблюдения, о которых мы говорили вначале.

В «Чайке» художник уловил важные «нервные узлы» жизни, скрытые «болевые точки», сложные людские состояния. Они граничат и смыкаются с теми закономерностями, которые могли бы быть подмечены и сформулированы далеко видящим, проницательным политиком, политико-экономом, историком, публицистом. Но ни первый, ни второй, ни третий, ни четвертый не смогли бы уловить и образно запечатлеть ту общественно-психологическую атмосферу, под покровом которой скрывались обыденные драмы, открывшиеся художественному взору Чехова.

Мысль художника о времени — не простой перевод на язык образов научно-социологической мысли. У художника есть свои открытия, своя сфера исследования причин и связей, духа времени и судеб.

Играя «Чайку», александрийцы, за исключением Комиссаржевской, потерпели поражение еще и потому, что пьеса рассыпалась на отдельные звенья. Александрийцы не ощутили, что пьеса Чехова зовет, и в этом была одушевлявшая ее сила. Не указывая путей, не видя их, Чехов страстно звал к освобождению от тех незримых цепей, которые сковывали и мятущуюся Нину Заречную, и беднягу Медведенко, и дарование Треплева, который

 


«носится в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно», и опытнейшего Тригорина, который знает, что он «обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем», но погряз в спешке и житейской суете.

Нина Заречная падает, больно ушибается, ищет и страдает. Измученная, она поднимается, идет вперед и находит. Сквозь все страдания, беды, катастрофы звучали ее победные слова: «Я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной... и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы».

Последние слова — важнейшие в пьесе.

Нине Заречной удалось то, что не вышло у Лики Мизиновой, безусловно одаренной девушки, тоже стремившейся стать актрисой.

В сплетении трагических и победных нот последнего монолога Нины Заречной Чехов подслушал зов времени. То, что отдавалось глухими раскатами в подпочве и стучалось в дверь истории.

 

 

Чуть-чуть вгляделись мы в пьесу Чехова, и как далеко отошли от первоначальных наблюдений. Но как они нужны были художнику! Как необходимо было ему со всей отзывчивостью большого сердца и страстным кипением ума вглядываться во все окружающее, чтобы потом — как братья Райт на курьезнейшем своем биплане, «этажерке» из фанеры и проволоки — взмыть в воздух и перелететь через море.

Можно сказать: «Мысль художника — вывод из его наблюдений». С таким же правом можно утверждать; «Художник наблюдает, руководясь определенной мыслью». Оба положения одинаково справедливы.

И одинаково ограничены. Их соотношение не сводится к простому сложению. Оно может быть понято только в движении, в развивающемся процессе восприятия действительности и ее образного воссоздания.

«Сюжет — исследование действительности», — метко сказал Виктор Шкловский. В процессе проникновения в действительность и художественного её воплощения наблюдение и мысль переплетены и взаимосвязаны.

 


Мысль художника вырастает и o6огащается в процессе изучения жизни. Явление фиксируется, отбирается и обобщается в свете мысли.

1962

 

 

СЮЖЕТ И ХАРАКТЕР

 

 

В 30-х годах Юрий Герман познакомился с крупным работником ленинградского угрозыска Иваном Васильевичем Бодуновым. Тот позвал его как-то в гости к своему приятелю Жарову, заместителю директора одного из ленинградских заводов. Ю. Герман стал к нему захаживать. Это был красивый, ладно скроенный человек, не дурак выпить, с одесским говорком, веселый и насмешливый.

Ю. Герман подарил ему только что вышедший роман «Наши знакомые». Жаров прочел его и, не пытаясь смягчить выражений, сказал: «Роман — дерьмо! Что вы чикаетесь с Тоней? Что она видела, эта девчонка? Что она испытала? Написали бы про меня роман, было бы что рассказать».

«У вас жизнь гладкая, зацепиться не за что, — отпарировал Ю. Герман. — Молодой, а уже заместитель директора завода».

Жаров засмеялся: «Вы Ивана Васильевича спросите».

На рыбалке, улучив подходящий момент, Ю. Герман спросил про Жарова и был поражен, узнав, что во времена нэпа он был крупным вором. В детские годы его сильно обидели. Он стал беспризорничать, а потом и воровать.

«Напасть на его след было почти невозможно, — рассказал Бодунов. — Вор-одиночка, сообщников не было. Документы здорово подделаны. Вел себя прилично. Жил у какой-то старушки, хорошо одевался, много читал. В театры ходил, на курорты ездил. На людей никогда не нападал. «Мокрые» дела были ему не по душе. «Убивают идиоты, — говаривал он, — для поживы хватает дураков и шляп». Воровал Жаров крупно, но редко, тщательно обмозговывая каждую операцию»...,

 


Наконец он замахнулся на Эрмита. Задумав обокрасть кладовую скифского золота, он дотошно изучил справочники по Эрмитажу и ознакомился со всем, что мог достать по истории скифов. К ученому — хранителю древностей начал заглядывать молодой красный командир со «шпалами», проявивший необыкновенную любознательность и интерес к искусству и древней истории.

Он сразу расположил к себе хранителя. В лице краскома — любителя искусств хранитель нашел благодарного слушателя, осыпавшего его вопросами. В конце концов ученый пригласил его зайти в кладовую в часы, свободные от приема посетителей.

Это было на исходе 20-х годов. К этому времени угрозыск уже установил наблюдение над «командиром», зачастившим в Эрмитаж. Иван Васильевич Бодунов, в свою очередь, завел знакомство с ученым-хранителем и быстро догадался, что командир «нанюхивает» эрмитажное золото. Хранителю он выдал себя за дружка командира и также получил разрешение прийти в кладовую в назначенный одаренному любителю-искусствоведу час.

Пришел он, конечно, на несколько минут раньше. Когда «краскома» задержали, у него — к чрезвычайному изумлению хранителя — нашли банку с хлороформом и полотенце. При их помощи должна была быть завершена блистательно задуманная операция. Так была поставлена последняя точка на воровской карьере Жарова.

Борьба с Жаровым кончилась. Началась борьба за Жарова.

Бодунов видел, что перед ним человек не только смышленый, ловкий, сметливый, но безусловно одаренный, способности которого, к несчастью, были направлены на дурные цели. Стоило потратить усилия, чтобы добиться ухода Жарова из воровского мира, добровольного отказа от преступной жизни.

Жарову — рецидивисту с тяжелейшим «послужным списком» — угрожала высшая мера наказания. Он это знал. И все же сломать его было невозможно. «Стреляйте!» — повторял он упорно и озлобленно, прибавляя изощренную непечатную ругань.

Так продолжалось три года. Другой на месте Бодунова, может быть, давно отступился бы. За судьбу Жарова он не отвечал: его задачей было выследить » пой-

 


мать. Это было трудным дело, и на успешном его завершении Бодунов мог бы и успокоиться.

Но Бодунов был не из таких. Он сам прошел тяжелый жизненный путь. Его отца, комбедчика, кулаки зверски убили в 1918 году, отрезав голову. Малограмотным парнем в лаптях пришел Бодунов из глухой деревни в Ленинград в поисках справедливости. Он начал работать в ЧК, и слово «чекист» стало для него синонимом преданности революции, честности и человечности.

Бодунов не мог забыть, что на воровской путь Жарова толкнула обида. Заручившись поддержкой одного из. руководителей ОГПУ, сподвижника Ф. Э. Дзержинского, он оттягивал передачу дела в суд. Мертвой хваткой он вцепился в Жарова, использовав для воздействия и девушку, которую тот любил.

Наконец Жаров сдался. Он обещал «перекрестить», бросить воровство. Его выпустили на свободу с «чистым» документом. Он стал учиться на токаря, «втыкал как зверь», по словам Бодунова. Его любили за сноровистость, ловкость, шуточки. Он любил широко пожить, угостить на славу друзей, не стесняясь в деньгах, покупать «шикарные» подарки своей девушке. Работая на заводе и вечером учась на курсах Промакадемии, он ухитрялся от субботнего вечера до воскресного утра напролет работать на вокзале грузчиком, чтобы зашибить лишнюю деньгу.

Мучило Жарова в течение нескольких лет, что его не брали в армию. Он страстно хотел стать летчиком. Наконец он дождался призыва. Жаров знал, что с одним ухом у него неладно. Когда новобранцы голые дожидались осмотра, он уговорил какого-то парня, чтобы тот с его документами пошел вместо него. Фортель удался. Но Жаров не сообразил, что в авиашколе он подвергнется вторичному осмотру. Его забраковали, и он попал в танковую часть.

Там он опять показал, что у него золотые руки. С ходу ремонтировал любые танки и был на самом лучшем счету, пока не произошло «чрезвычайное происшествие».

Жарова послали в город за толем. В учреждении он не смог его получить. Тогда Жаров ухитрился украсть нужное количество листов где-то на обратном пути.

— А счет? — спросил командир.

— Крыша дать счет не может, — нахально ответил

 


Жаров и даже перешел в наступление: — Что же это, для Красной Армии жалко десять листов толя?

Его очень стеснял физический след его прошлой жизни — татуировка. Даже у Ю. Германа он спрашивал совета, как избавиться от нее. Дошло до того, что, выпив для храбрости сто граммов, он наточил нож и стал кусками вырезать кожу, пока не упал, залитый кровью.

Юрию Герману он послужил прообразом Жмакина в одноименной повести. Но «Жмакин» Жарову не понравился.

— Мелко взято, — сказал он пренебрежительно. — Ваш Жмакин — сявка. Взяли бы такого вора-мастера, как я.

— Никто бы не поверил, — возразил Ю. Герман.

— А «Жизнь замечательных людей»? — не сдавался Жаров. — Можно было и портрет мой дать.

Излишней скромностью он не страдал.

В Великую Отечественную войну Жаров командовал танковым батальоном. В 1943 году Бодунов получил от него грустное письмо. Товарищи, с которыми он начал войну, все погибли. «Видно, не дожить мне до конца, не увидать победы». В общем, считал он, это будет справедливо. За то, что наворовал, он не расплатился. «Долг еще не выплачен».

В сентябре того же года Жаров сгорел в танке.

 

 

Что же вызвало недовольство хвастливого Жарова «Жмакиным»?

Юрий Герман начисто отказался от сюжета «хитрый вор и перехитривший его сыщик». Ничего похожего на блестящие эффекты истории с «золотой кладовой», с маневрами Жарова и контрманеврами Бодунова в «Жмакине» нет.

Почему же Юрий Герман с легким сердцем отказался от сюжета и правдивого и увлекательного, который, что называется, лез прямо в руки? Почему он не соблазнился гарантированным успехом у широкого круга читателей? Мы возвращаемся к вопросу, который уже был затронут в нашем споре с А. Мачеретом.

 


Сюжет — не простая последовательность столкновений, поступков, событий. В сюжете присутствует мысль, обобщение (даже в том случае, когда художнику эта мысль не совсем ясна). Проводя своих героев и их судьбы по определенной трассе, художник освещает жизнь, объединяет какие-то явления в нечто целостное и связанное.

Сюжет с «золотой кладовой» толкал к «чистому» детективу, где экстравагантность приключений далеко уводит от обычных жизненных коллизий.

В блестящей, полной захватывающих перипетий «дуэли» виртуоза-вора с еще большим виртуозом-сыщиком Ю. Герман не видел для себя ничего увлекательного. В истории Жарова была вторая сторона, внешне менее эффектная, и она-то глубоко взволновала Ю. Германа. Темой и сюжетом повести стала борьба следователя Лапшина за разрыв преступника с блатным миром, за его человеческое возрождение.

Для Ю. Германа тема социалистического гуманизма с первых его творческих шагов была окружена особым ореолом. Чекист превращал вора в полноценного советского гражданина. Такой сюжет мог вдохновить Ю. Германа. Через него проглядывала подлинная история Советской страны на рубеже 20-х и 30-х годов, самоотверженная борьба чекистов поколения Дзержинского за «перековку» людей, скатившихся в болото преступности.

Можно возразить, а чем помешал бы сюжет с «золотой кладовой»? Тем, что переместился бы центр тяжести. Сюжет — органическое целое. Со своей структурой, опорными пунктами, конфигурацией, со своей логикой нарастания и развертывания. «Золотая кладовая» потребовала бы умножения и усложнения перипетий, чтобы не снижать начальной фабульной «температуры». Еще важнее то, что вариант со скифской кладовой носил на себе печать исключительности, редкостности. Между тем в борьбе следователя за счастливое будущее вора отражалось, как мы уже говорили, явление, характерное для известного этапа советского общества.

Как видим, построение сюжета с самого начала упирается в философию, в мысль о времени, в столь упорно отрицаемую некоторыми концепцию.

 


 

Начало повести заставало Жмакина в ссылке. «Партия была небольшая — восемь человек. Шли молча и быстро, чтобы не замерзнуть. Дыхание из пара на главах превращалось в изморозь. Мороз был с пылью — пыльный мороз, любой бродяга тут начинает охать. И деревень не попадалось — только кочки, покрытые голубым снегом, да мелкие сосенки до пояса, не выше.

Захотелось есть. Жмакин вытащил из кармана хлеб, но хлеб замерз — сделался каменным. С тоской и злобой Жмакин закинул хлеб подальше в снег. Под ногами все скрипело. День кончался. Ничего не было слышно, кроме мертвого скрипа, — ни собачьего бреха, ни голосов. К вечеру краски сделались фиолетовыми, — пыль сомкнулась в сплошной туман. Лица у всех были замотаны до глаз — у кого портянкой, у кого платком.

К ночи вошли в городок. В морозном тумане едва мерцали желтые огни. Пахло дымом, навозом, свежим хлебом. В большой комнате Жмакин разулся и заплакал. Весь мир был проклят, все надо было поджечь и уничтожить, всю эту вонючую рвань, и все города, и села, и хутора».

Эти полстраницы дают представление о суровой и скупой манере письма, о драматизме судеб, об упругости действия. Жмакину удается бежать. После мучительных скитаний по снежной пустыне он возвращается в Ленинград. Он на свободе.

Но свобода эта мнимая. Через короткое время Жмакин в ресторане натыкается прямо на Лапшина, и тот.ведет его в Управление милиции. Улучив удобный момент, Жмакин бежит. Задыхаясь, с колотящимся сердцем, готовым вот-вот разорваться, он петляет по проходным дворам и переулкам.

Для повести (вернее, первой ее половины) Юрий Герман нашел острый сюжетный ход — в истории Жарова ничего подобного не было. Острота в том, что Жмакин ищет спасения в бегстве от Лапшина. А спасти его может только Лапшин. Он уже знает, что Жмакин осужден несправедливо, и нашел истинного виновника — начальника конторы, в которой Жмакин служил шофером.

Нас прельщает не только сюжетная изобретательность, но и идейная значительность найденной автором

 


сюжетной пружины. Следователь, разыскивающий беглого вора, чтобы его спасти, — в неожиданном сюжете раскрывалась нравственная закалка работников ленинской выучки. •

Мы уже упоминали, что Жарова толкнула на гибельный путь обида, нанесенная ему в детстве. Его родители умерли, когда он был еще школьником (учился он, кстати, отлично). Жаров начал продавать вещи, домашнюю обстановку, продолжая ходить в школу. На что живет сирота? Как устроился? Никто этим не интересовался.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия