Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Там же)).




 

 

Но независимо от этих нескольких указаний, что мне кажется главным, во всяком слу­чае характерным для этого эллинистического и римского обра­щения, так это то, что если и есть разрыв, то не во мне. Она — не внутри, эта цезура, отрывающая меня от себя, заставляющая отказаться от себя, чтобы возродиться, пережив воображае­мую смерть, другим человеком. Если и есть разрыв, — а он

 

 

есть, — то это разрыв с тем, что меня окружает. Вокруг себя, чтобы не быть больше стесненным обстоятельствами, зависи­мым от них, их рабом, надо расчистить место. Имеется, таким образом, целый ряд терминов, понятий, отсылающих к этому разрыву между мной и всем прочим, который, однако, не пред­ставляет собой разрыва внутри меня. Вы встретите понятия, обозначающие бегство (pheugein),17 уход (anakhoresis).anakhoresis, как вам известно, имеет два значения: отступление войска, когда его выводят из боя: anakhorei, оно отходит, отсту­пает, выходит из боя; или еще anakhoresis — это побег раба, ко­торый бежит в khora, в поля, леса и горы от гнета и рабской доли. Вот об этих-то разрывах и речь. И для этого освобожде­ния себя, как вы увидите, у Сенеки (например, в предисловии к третьей части «Изысканий о природе»18 или в письмах I,19 32,20 821 и др.) есть целая куча эквивалентов, множество выражений, опять же отсылающих к разрыву — обособлению себя от всего прочего. Я вам приведу любопытную метафору из Сенеки, впрочем, она хорошо известна, это снова оборачивание, но не в том смысле, в котором мы только что говорили о волчке. Это 8-е письмо: Сенека говорит, что философия поворачивает че­ловека к себе самому, т, е. что она повторяет тот жест, кото­рым, согласно обычаю и закону, господин отпускал своего раба на волю. Существовал такой ритуал, когда господин, дабы подтвердить освобождение раба от рабства и объявить об этом, заставлял его повернуться вокруг себя.22 Сенека использует этот образ и говорит, что философия поворачивает человека к само­му себе для его же освобождения.23 Итак, разрыв с собой, разрыв со всем, что меня окружает, разрыв ради меня, но не во мне.

Вторая существенная особенность этого эллинистического и римского обращения взгляда, которая противопоставит его будущей христианской metanoia, заключается в том, что смот­реть надо на самого себя. Нужно каким-то образом поставить себя перед собой, посмотреть на себя, удержать себя в поле зрения. И отсюда целый ряд таких выражений, как blepe se («посмотри на себя» — вы встретите его у Марка Аврелия24) или observa te (наблюдай за собой),25 se respicere (смотреть на себя, обратить свой взор на себя),26 обрати внимание на себя *prosckhein ton noun heauto)27 и т. д. Надо, стало быть, не упус­кать себя из виду.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 86. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2018 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия