Бруяиый 6 страница
зованных миров. И наконец в том, что мы перехватим сообщение, адресованное одним цивилизованным миром другому. Этот вариант представляет особый интерес. Есть немало доводов в поддержку остроумной гипотезы, согласно которой мы не получаем никаких сообщений от иных миров просто потому, что их много и они заняты общением друг с другом, а Земля — "маленькая, замерзшая с двух концов скорлупка", затерянная где-то в галактических далях,— их мало интересует. Есть и противоположное мнение. Разделяющие его утверждают, что жизнь и человеческая цивилизация — явления в космосе едва ли не уникальные, и в нашей Галактике равноценного нам партнера для общения может даже и не быть. Прргнозов тут хватает — и оптимистических, и пессимистических. Одно можно сказать с уверенностью: интерес к исследованиям в этой области не угаснет никогда. Человек узнаёт о том, кто он, и что собой представляет, из общения с себе подобными. Поэтому он всегда будет их искать. Но вернемся из космических далей на землю и спросим себя — что дает общение, какие плоды оно приносит нашей практической жизни? Во-первых, в общении налаживается совместная деятельность людей. Ее уровень эффективности повышается. Во-вторых, в процессе общения происходит известное сближение его участников. Растет взаимное доверие, складывается определенное мнение друг о друге, формируются связывающие людей отношения. Третьим существенным результатом общения является так называемый клиринг (от английского слова "clearing".). В чем он заключается? Его суть состоит именно в том, что в итоге общения проясняются вопросы, ранее казавшиеся запутанными. И не только потому, что участники общения узнают что-то новое, хотя это тоже очень важно. Тут играет роль еще и то, что общение будит мысль. В живой дискуссии приходят в голову и новые соображения и вообще сам ход размышлений становится иным. История науки, техники, общественной жизни знает немало идей, зародившихся в процессе общения.
Общение выполняет несколько функций, причем подразделение их в известной мере условно, нередко они взаимодействуют, взаимно проникают друг в друга. Иначе говоря, общение полифункционально. Различают четыре основные функции общения: инструментальную, синдикативную, функцию самовыражения и трансляционную. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику. це всего общение обладает необходимой для личности ин-ументальной функцией. Это основная рабочая функция обще-заключающаяся в передаче информации, существенной для яолнения действия. Планирование производственных опера-"[,— процесс совместного труда, распределение продуктов про-одства— все это предполагает координацию актов деятельно-[ путем общения. язка, но не тождественна инструментальной функция объединяя — синдикативная. Многие акты общения имеют своей непо-цственной целью выявление и укрепление общности между цьми в рамках больших и малых групп. Бесспорно, объедине-:— не самоцель, оно происходит на определенной основе и цставляет собой процесс, ориентированный на решение соци-ьных задач. Но объединение личностей уже само по себе соци-ьно существенно как необходимая предпосылка для решения знообразных задач. Создание организаций с различной структу- X различающихся по степени сплоченности, представляет собой эявление выраженной синдикативной значимости общения. этой связи нельзя не упомянуть и о "фатическом общении" (по рминологии Бронислава Малиновского), сущность которого ренно в том, чтобы социально обозначить общность, хотя бы еменно возникшую. Когда присутствующие на спортивных со-аниях во всеуслышание выражают свое отношение к успехам и удачам команд, они обращаются не только к спортсменам, но и ■ к другу. Отнюдь не только для психологии спорта важен факт ьединения людей, в большинстве своем далеких от непосредст-ного участия в играх. И с психологической точки зрения предает большой интерес феномен искреннего увлечения формами ьности, которые, строго говоря, могут служить лишь пред-эм общения, не будучи реально доступными для тех, кто их на-эдает. историко-психологического рассмотрения синдикативной [ общения любопытным объектом могут служить византийце димы — своеобразные политические организации, возникшие: объединения, выражаясь современным языком, "болельщиков" «стантинопольского ипподрома. Знаменитое в истории Византии ле 532 года отнюдь не случайно началось на ипподроме, где Ьизошел "самый удивительный диалог между народом и импера-эм, какой знает история"1. Разговор между императором и руко-елем дима "зеленых" "велся через императорского глашатая: ш, то затаив дыхание, то взрываясь от негодования, следили чи зрителей, заполнивших ипподром"2. История Византии. Т. 1. М., 1967. С. 287. F Петросян Ю. А., Юсупов А. Р. Город на двух континентах. М., 1977. С. 56.
Как много говорят такие исторические свидетельства о своеобразии личностных форм, в которые способна облечься коммуникативная актуализация общественных отношений: византийский император смотрел те же состязания, что и константинопольские ремесленники,— зрелища создают иллюзорный эффект отсутствия социальных перегородок и различий между зрителями. И этот эффект, недолговечный и парадоксальный, породил дискуссию, которая имела столь грозные политические последствия. Вещал глашатай, транслятор официальных высказываний главы государства, и в ответ гремели голоса тысяч людей, сплоченных общими интересами, а не спортивным азартом. Поляризация социальных сил обозначила себя в процессе общения со всей резкостью. Быть может, простое желание отвлечься от каждодневных тягот некогда привело рядового участника этих исторических событий на скамьи ипподрома, но именно здесь он с течением времени ощутил, что при-частен к той надличной силе, которая свойственна группе. И эта сила в обстановке острых социальных противоречий не могла не проявить себя как сила именно социальная. Синдикативной функции родственна функция самовыражения. Самовыражение по самой своей сущности ориентировано на взаимопонимание, на контакт. Как тонко заметил Г. Клейст, человек трагической судьбы и большой писатель, "странный источник вдохновения для говорящего — человеческое лицо перед ним: и часто всего лишь один взгляд, указывающий нам, что наша наполовину выраженная мысль уже понята, дает нам возможность выразить всю другую ее половину"1. Особую роль играет самовыражение в творческой деятельности, продукт которой социально значим постольку, поскольку он становится предметом общения между людьми. И наконец, важнейшее значение имеет трансляционная функция общения — функция передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки. Конечно, этими четырьмя функциями значение общения для личности никак не исчерпывается, более того, и деление их до определенной степени условно. Полифункциональная природа общения конкретизируется в особого рода субординации системы одновременно существующих функций. Так, общение учителя с учениками инструментально, ибо имеет целью координацию совместных вии в учебном процессе. Естественно, что при этом общение гаяет главным образом трансляционную функцию. Но не ме-■ естественно, что для настоящего педагога общение с учащими-■ всегда самовыражение, и слушатели это чувствуют и ценят, и второстепенные функции общения — такие, которые воз-• и исчезают с возрастом. Так, для детей характерна реализа-формирующейся личности в ролевых играх, с речевой персо-яей. Заметим в связи с этим, что присущая ребенку способ-представлять себя кем-то во время игры, принять на себя i роль является одновременно и особой формой общения, ко-фактически не проявляет себя с достижением социальной иости и завершением ранних этапов формирования личности. эбого внимания исследователя заслуживает дифференциация лмуникативных и мнемонических, т.е. связанных с памятью, оров, от которых зависит континуальность человеческого "я", аче говоря, сохранность личности'. Как таковая континуальность iHOCTHoro бытия никаких сомнений, естественно, вызывать не г, ибо личность сама по себе есть нечто, существующее во, емени, меняющееся, иногда чрезвычайно резко и глубоко, но одолжающее быть собою, именно данной личностью, а не какой- >иной. .Вполне естественно, что роль основного средства, гарантирую-его континуальность конкретного человеческого "я", выполняет иовеческая память: она сохраняет все, что необходимо для про-кения личной индивидуальности во времени. Если рассматри-"я" как связующий центр осознаваемых свойств и состояния «ности, то фактором, поддерживающим стабильность и конкрет-ле изменения "я", следует считать общение. Именно общение по-эляет человеку осознать свою личную индивидуальность, по-ать самого себя. Зеркало, в которое смотрится человеческое "я", кодится вне его самого. То, что поэт В.Ходасевич назвал эворящим правду стеклом",— в данном случае другие люди. (Люди обладают особенностями, объединяющими их в большие руппы по национальным, классовым, социально-культурным, воз-и прочим признакам. И конечно, эти особенности влияют i общение (сравните, как веселятся и спорят подростки и как сте-но беседуют пожилые люди). Более того, они влияют и на по-«сание явлений культуры. "Вероятно, никто не думает,— замечал. Герцен,— что Англия времени Елизаветы, особенно болышшст-i народа, понимала отчетливо Шекспира: она и теперь не понима-отчетливо, да ведь они и себя не понимают отчетливо. Но что гличанин, ходящий в театр, инстинктивно, по сочувствию пони-
'кпейст Г. О том, как постепенно составляется мысль, когда говоришь // Избранное. М, 1977. С. 504. Сохранность личности — одна из определяющих констант нормы человече-i психики, и недаром видный украинский психиатр П. П. Ющенко предлагал за-ить термин "психически больной" на "личнобольной". 97 РА. А. Брудный мает Шекспира, в этом я не сомневаюсь. Ему на ту минуту, когда он слушает, становится что-то знакомее, яснее'". Конечно, гений Шекспира принадлежит всему человечеству, но именно в той мере и потому, что воздействие его на сознание зрителя (иной эпохи, иных социальных условий, иного народа, наконец) нераздельно с пониманием жизни, и это знал тот, кто воссоздал его творения по-русски. Борис Пастернак говорил: "Зритель сейчас обрел более ясное понимание жизни, и тут важно, хватит ли у нас таланта и прозорливости дать зрителю то, что он смутно желает". И еще: "Зритель смеется и плачет в зрительном зале не оттого, что ему грустно или весело, а оттого, что путь к нему найден верно"2. Умение "найти путь" к зрителю означает по существу дела умение воздействовать на его мысли и чувства, вызывать определенные переживания, неявно или прямо влияя на формирование у него определенных убеждений. Издревле речевому общению и неразъемному с ним устному коммуникативному воздействию придавалось очень большое значение. Даже слово "внушение" имеет общую коренную основу со словом "ухо", "ушко". И в цивилизациях, которые уже обладали развитой письменностью, роль непосредственного речевого воздействия считалась очень большой. "Слова предназначены для ушей, внушают через ухо. Отец, наклонившись к правому уху новорожденного сына, трижды произносит "речь, речь, речь!" (Брихадараньяка упанишада. VI. 4. 25)...Но посмотри, как симметрично расположены уши. У тебя в голове как бы имеется сквозное отверстие, и поэтому часто слова "в одно ухо входят, в другое выходят"... однако надо, чтобы слова застревали внутри. А чтобы внутрь не попадали дурные вещи, уши следует оберегать. Ведь туда могут забраться... дурные слова, и поэтому "у девки уши золотом завешаны", не слышит непристойных речей"3. Вот, оказывается, откуда взялся обычай носить серьги. Но ему тысячи лет, а нас больше интересуют проблемы нынешнего дня.
Сфера информационного воздействия, раз уж мы коснулись этого вопроса, шире речевого общения: она охватывает все стороны жизни групп. Возьмем, например, военную форму, руку, вскинутую под козырек, всю сложную символику армейской и флотской жизни. Как член организованной группы индивид дол- находиться в соответствующем знаковом (или символическом) ружении. Если данная группа специализирована относительно ней и характера коммуникации, специализируются и символиче-не формы, ее сопровождающие. Так, особой сложностью отлича-[ символическое оружие, соответствующее религиозному культу.;.Для коммуникации характерны два типа представления информа-[ — линейный и фенестрационный (от лат. fenestra — "окно"). Зна-следующие один за другим, представляют информацию линейно пример — человеческая речь). Знаки, сгруппированные чтобы их смысловое восприятие было по возможности одновре-дьш, единым, представляют информацию в ином, фенестрацион- л, виде (эмблема, герб, орден, дорожный знак). Обычно эти типы цставления информации взаимно дополняют друг друга. Обратите внимание на то, что люди окружены знаками с детских и до завершения жизненного пути. Сфера их возможного воз-ействия на людей называется силовым полем знаков. Различают два типа силового поля знаков — локальное и генера-эванное. Локальное силовое поле создается в данных конкрет-точках пространства с тем, чтобы стабилизировать коммуни-вную ситуацию в соответствии с эталоном. Вспомните, например, о знаках уличного движения, лозунгах, транспарантах, катах, вывесках. Генерализованное силовое поле создается в ре-ультате работы центральной направляющей системы. Для него ха-терно реплицирование, т.е. воспроизведение по образцу опреде-енного набора знаков. Радио, телевидение, пресса — все они суть едства организации генерализованного знакового поля. От пе-яой машины, от телестудии, от микрофонов идут к конкретным одям идентичные сообщения и изображения. Если локальное поле создается в местах возможного сосредото-я коммуникантов, то генерализованное является распределен-иными словами, основное сообщение как бы повторяется для цого коммуниканта, подводится к нему по каналу передачи.
Ситуация, в которой осуществляется коммуникативное воздействие, определяется набором пространственных и временных констант. Типические сочетания таких констант могут быть системно оха-эизованы как хронотопы1. Хронотоп дороги, например, отли-ся тем, что коммуникация происходит внутри малых групп, ко-te объединены временно доминирующей установкой — дос-цели передвижения. В рамках хронотопа дороги возникают
' Герцен А. Былое и думы. Т. 1. Ч. IV. М., 1931. С. 343.
|