Шкловский В. Сентиментальное путешествие. Воспоминания. 1918—1923 гг.— Л., 1924. С. 71.
нечно, чужд. Как дерево может что-то знать: антропоморфизм! "ой может быть в действительности смысл: фидеизм! Мы воспи->i в этой традиции, и не будем поспешно ее осуждать. Нам пока чего ей противопоставить., Пока нечего. Надо отчетливо представить себе, что смысл на оп-~целенном уровне сложности систем способен к самопорожде-ю, что сознание имеет смысловое строение и является опреде-нной (и необходимой) стадией развития смысла; что существова-е смысловых систем целиком соответствует теореме Курта Неделя и в силу этого не может получить целиком разумное объяс-
Смысл существует в сознании и соот- ветственно в текстах, потому что он есть
на саМ0м Деле- Он сУЩествУет в Действи- тельности, как вино в винограде. А привычный для нас смысл, выраженный в ре- концентрированной и упорядоченной форме, способен рр урдоной форме, способен новь возвращаться в действительность, становиться ее частью, зменять ее, и заставлять философа задаваться вопросом — есть ли йысл на самом деле, вне намерений и целей, вне человека, его изни и сознания? "Возможно, что Бог выбрал начальную конфигурацию Вселенной i соображений, которые мы не можем надеяться понять... Но если • ее запустил столь непонятным образом, то почему сделал так, "| она развивается по законам, нам понятным?"1 Это кардиналь- i вопрос. Ответ на него, по-видимому, заключается в том, что , наша плоть и наш разум, являемся продуктом тех законов, ко-рые порождают понимание. То есть здесь ничего антиномичного ~. Разум и познание составляют часть смысла, который выступа- :ак характеристика образующего, направленного движения Все- ной. |.Конечно, упоминание о Боге у Хоукинса может и смутить. Но вот Цение другого современного мыслителя: "Я знаю, что есть какой-внутренний смысл в существовании Вселенной",— говорил Д. Сахаров, заметив при этом, что от религии и церкви он да-с — "воспитанник другой эпохи и другого мировоззрения"2. та ранних этапах формирования марксистской доктрины смысл: незримо присутствовал в действительности. "Недостаточно,— ~л К. Маркс,— чтобы мысль стремилась к воплощению в дейст-льность, сама действительность должна стремиться к мысли", с. 123). Что же соединяет мысль и действительность? Ответ кен быть: смысл. То, что в равной степени, но в разное время 1 Hawkings S.W. A Brief History of Time. From Big Band to Black Holes. N.V., 1988.
|