Бруяиый 4 страница
Синергетика изучает явления самоорганизации с позиций термодинамики. Ее объекты— эффекты совместного действия множества взаимосвязанных элементов систем, удаленных от равновесного эяния и активно обменивающихся энергией и веществом с ок-ощей средой. рытость самоорганизующихся систем в смысле потребления эгии и уменьшения энтропии согласно второму закону термо-амики не противоречит утверждению об операциональной кнутости автопоэтических систем. Мы сами находимся в одной
70 Е. Du Biologique au Social. Paris, 1957. P. 94. 2 Там же. С. 86. 1 HuantE. Du Biologique au Social. Paris, 1957. P. 74. 2 Там же. С. 49. из таких систем — и лоэтому не можем изучить ее объективно. Но, положим, нам удалось занять позицию внешнего наблюдателя — ситуация от этого полностью не проясняется. Несовпадение областей восприятия внешнего наблюдателя и наблюдаемой живой системы заметно влияют на все описания: свойства наблюдателя искажают результаты наблюдения. В социальных системах бессилие внешнего наблюдателя или организатора связано с невозможностью понять всех индивидов. Роль наблюдателя, не учитываемая явно в нашей научной традиции, лежит в основе биологической теории познания У. Матураны. Для анализа понимания идеи Синергетики существенны и прежде всего потому, что в понимание заложено мысленное определение связей, преодоление хаоса. Ф. Хайек предполагал, что наша цивилизация сложилась сама собой, несмотря на все попытки управления обществом. Возможно, что сейчас мы находимся в стадии разрушения нашего мира: связанное с автопоэзисом стремление систем к выживанию может обостриться и обостряется в этой ситуации.
Теперь перейдем к тому, чье существование было заслонено производственными отношениями, к тому, чья общественная роль сводилась к участию в производстве и потреблению его продуктов — к человеку. Заметим прежде всего, что в тени объективных законов развития осталась первая, если не главная особенность человеческого существования — его неповторимость. Вполне очевидно, что если бы социоэкологическую нишу великого русского писателя занял Лермонтов, а не Достоевский (то есть, в том вполне вероятном случае, если бы Лермонтов не был убит на нелепой дуэли, а Достоевский был бы казнен — ведь он был помилован уже на эшафоте — или умер на каторге), то "Преступление и наказание" не было бы написано. Существовал бы иной великий роман. Но когда дело касается истории науки, а не литературы — действует ли там аналогичное правило? Из истории науки мы знаем много примеров, когда только через несколько поколений вновь находилось то, что было в свое время открыто, но не опубликовано выдающейся личностью. Вполне возможно и мыслимо, что многое осталось и совсем не открытым из-за безвременной гибели тех, мысль которых могла бы это достигнуть,-- писал В. Вернадский. Здесь затронут вопрос фундаментальный. Что же самое главное: внутренняя логика развития науки или ум ученого? Или, если поставить вопрос несколько по-иному: что существеннее — внутренняя логика развития событий или замыслы и деяния исторической личности? Ведь несомненно, что iroe в истории оставалось и совсем не совершенным из-за без-енной гибели тех, воля которых могла бы это достигнуть.
Здесь вопрос о неповторимости индивидуального существования смыкается с проблемой сущности исторических решений. Как и вр многих других случаях существование и сущность тут не совпа-Если существование каждого человека индивидуально, то в > сущности немало общего с человечеством в целом, fЧто же у человека общего с другими людьми? Не только относи-ьно сходная телесная организация (строение тела и его физио-яя передаются по наследству). Относительно сходным (и насле-емым) является и строение человеческого духа. Глубины душ повеческих едины. Людей объединяет общее для всех коллек-вное бессознательное, построенное из архетипов — прообразов, зникших в незапамятно древние времена, но существующих и «поныне. Однако реализация архетипов индивидуальна. Что же касается их '^творческого воплощения, то они служат фундаментом творческих ^процессов, результаты которых способны сближать людей вокруг Сединой культурной оси, которая протягивается из прошлого в на-|стоящее, сплачивая людей на единой для данного этноса культур-[• ной основе. В этом плане представляется плодотворным компара-|тивный анализ эпического творчества, например, киргизов и исландцев. "Словесное искусство достигло (на острове Исландии.— г А.Б.) необычайного расцвета и многообразия. В этих формах соци-|.альной памяти воплощались главные духовные ценности исланд-1цев, их представления о мире и человеке, о его достоинстве. Куль-1тура была тем средством, которое сплачивало исландцев в народ, {.повышало его самосознание и укрепляло его жизнеспособность... повесная культура аккумулировала и из поколения в поколение Цпередавала социальную память — запас сведений, необходимых |для существования и выживания общества, для сохранения и упрочения основных его ценностей. Эта социальная память формирова-ась в бесписьменном общества, и те черты, которые она приобре-в период раннего средневековья, в основном сохранились и none появления письменности"1. Разве не сбдержат эти соображения Определенной основы для сопоставления роли саги с исторической акцией эпоса "Манас" и малых эпосов? Все это внутренне связано с самой спецификой человеческого существования. 1 Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979. С. 94.
Профессионалы абстрактного мышления, теоретики исторического процесса зачастую оставляют без внимания существование, экзистенцию индивида, которая не вмещается в рамки научной рациональности. Восемь экзистенциальных благ — жизнь, надежда, любовь, дети, милосердие, удача, воспоминания и сны — ценятся индивидом превыше многих замечательных достижений науки и общественного развития. Эти блага именно экзистенциальны, влечение к ним sub specie aeternitates не оправдано, а в чем-то даже и абсурдно. Судите сами — далеко не каждый рискнет сказать, что жизнь его удалась: надежды в значительной своей части не обоснованны и приносят разочарования, никто не может с уверенностью взирать на будущее своих детей, удача приходит достаточно редко, воспоминания бывают печальны, а сны — бессмысленны. И тем не менее отказываться от всех этих компонентов личного существования ни один индивид по доброй воле не станет. Эти восемь благ носят сугубо личный и неповторимый в деталях характер, они придают существованию человека подлинную индивидуальность, без них он — никто, обезличенный участник процесса производства и потребления, неотличимая от других частица массы, которую влечет поток истории. Сложность соотношения понятий "существование" и "сущность" применительно к употреблению понятия "человек" связана с тем, что существование каждого данного индивида индивидуально в своих конкретных проявлениях; его сущность же соединяет его с другими людьми.
Тайна власти заключена в том, что она всегда принадлежит не всем, а узкому кругу людей, которые ею дорожат. Властью не делятся. Когда ею делятся, ее перестают уважать. Этим как бы подтверждается архетипическое ощущение, что власть — женского рода. Недаром ее побуждения не всегда ясны, хотя она может сделать неизмеримо много хорошего, она окружена тайной, требует безусловного доверия (и всегда считает его заслуженным — удивительно!), требует уважения. Но она может быть и самоуверенной и даже капризной, а когда она покидает очаги, в них воцаряется запустение. Но, и в этом важнейшее условие ее существования, она должна быть порядочной. Она должна выполнять свои обещания, а не морочить людям головы. Ее сила должна быть велика, но и не беспредельна — иначе говоря, и у власти есть свое место. Если же эти условия нарушаются... Тогда люди идут на крайние меры. Они понимают: без власти нельзя. Но почему именно эта? Они могут найти другую. И происходит революция. Правильно утверждалось, что основной ее вопрос— вопрос о;ти. Но это вопрос политический, а бывает так, что его решает I, политический переворот, в который массы не вовлекаются, может произойти где угодно, я был свидетелем одного из них в 05 - как хорошо пишется, под ночные выстрелы! В 1920 путч эизошел в Берлине — Капп, глупый и нахальный политик, при вддержке каких-то буйных военных занял резиденцию правитель-и заявил о смещении президента. Политики побежали за по-эщью к командующему армией: — Караул! Капп захватил государственную власть! — Государственную власть? Интересно, где это он ее нашел? по и, соответственно, никто его не уважал. Не было поэтому и порядка. Между тем в само понимание слов "государственная власть" эено ожидание твердо установленного порядка. Слова — такие, как "Родина", "государственная власть", "рево-|яюция", "мир", "победа",— обещают, обещают исключительно |многое. Их воздействие на личность и массы бесспорно. Они об-цены к экзистенциальному благу — надежде. Подлинной первоосновой существования гражданского общества |и его экономического базиса является человек. В нем самом скрыта природа общества, и специфика исторического процесса. И ус-эйчивость фундаментальных общественных структур — не зависит ли она от различий (причем немногочисленных) в самой чело-еческой природе? Думается, мы найдем ответ на этот вопрос, если поймем, что яавное не в том, что человек есть, а в том, что он значит. А то, что яеловек значит, со всей яркостью проявляется в его значении для еволюции. "Сила, противостоящая революции, это не революция, i творчество,— писал А. Камю в 1945 году.— Мир постоянно народится в состоянии реакции и значит ему постоянно грозит рево-эция. Прогресс же, если он в самом деле есть, обусловлен тем, при любых порядках творцы неустанно отыскивают такие ормы, которые одерживают верх над духом реакции и инерции и роэтому отпадает надобность в революции. Когда творческие люди Перестают появляться, революция неминуема'". Концепция Камю рисует нам картину, выходящую за рамки тра-нонно толкуемого столкновения "антагонистических противо-ечий общественного развития". В ней есть место для индивида — эсителя творческой энергии. Что же ее порождает? Помимо лич- ' Камю Л, Из записных книжек// Иностранная литература. 1992. № 2. С. 183.
ной одаренности тут огромную роль играют социальные слои, постоянно действующие в обществе, человек существует в поле напряжения, создаваемом противоположностью этих сил. Образно выражаясь, мотор творческого решения проблем работает на топливе социальной напряженности, опасном, угрожающем сломать всю социальную конструкцию, если ее экономический фундамент дал трещины.
В истории общества бесспорно бывает момент, когда коридор возможностей сужается до двух противоположных, а в будущее сквозь коридор может пройти только одна из двух, и она проходит, с кровью отдирая от себя вторую,— это революция, это гражданская война, это, на языке теории, "проход через диатрему" (греч. diatrema — "отверстие"). Пройти через диатрему общество и массы не могут, если нет личности, которая избрала одну из двух возможностей, причем роль личного выбора может резко изменить последующий ход исторического процесса. В 1921 году, замещая профессора в Сен-Сире, Шарль де Голль говорил: "Счастливый случай и смелость уже не раз меняли ход событий. Не фатализму учит вас история — запомните ее урок. Бывают часы, когда воля нескольких человек ломает то, что причинно обусловлено и неизбежно, открывая новые пути. Если вы ощущаете все зло происходящего и опасаетесь худшего, дам скажут: "Таковы законы истории. Этого требует процесс развития". И вам все научно объяснят. Не поддавайтесь этой научно обоснованной трусости, господа. Это не просто глупость, это преступление против разума". И де Голль был прав. Проблема исторического выбора между двумя возможностями, о которой так много писали в прошлом (экзистенциалисты) и пишут теперь (представители самых различных направлений философской мысли), — эта проблема может быть и иллюзорной. Бывает прежде всего так, что масштабы, характер и сущность этих возможностей сами носители исторического выбора просто не осознают (заметьте, что цели пресловутой "перестройки" так никогда и не были сформулированы; не объявлены и цели нынешних "великих реформ". Более того, творческая личность, совершенно в духе Камю, способна предложить нечто новое и неожиданное — но чаще всего тогда, когда диатрема пройдена. Касаясь этого вопроса, мы затрагиваем и отношение человека к историческому процессу, затрагиваем идеал, который в той или иной форме может быть понятен всем людям.
Внеисторическая модель индивида вряд ли возможна — индивид историчен и регионален в своих конкретных воплощениях. "Древние греки придавали такое 76 иое значение хладнокровию, удовлетворенности и воздержа-(хотя ничего этого не осуществляли полностью на практике), i оставили о себе память, как о людях изысканной и безмятеж- \ жизни; однако народ, который придумал фурий, был, несо-енно, хорошо знаком и с чувством виновности. Европейцы в едние века придавали такое большое значение небесному руко-дству и загробной жизни, что казались безучастными к земным лам; и все же их привязанность к земному миру и друг другу оявлялась часто любовно, а иногда и шутливо, в иллюстрациях к кописям, в деревянной резьбе на скамьях хоров, в каменных ба-яьефах, которые скрыты за капителями колонн в церковном не-е. Именно то, чему придается большое значение, выдает дух века, ювний грек испытывал угрызения совести, как и всякий другой повек, но он считал для себя идеалом достигнуть состояние без-ггежности. Средневековый человек любил своего ближнего и ою жизнь, но считал, что лучше сначала испытывать беды, а по-м наслаждаться блаженством. А мы? Мы хотим иметь красоту,. бродетель, изобилие, блаженство здесь и сейчас — в нашей бес-ркжойной жизни, на нашей перенаселенной планете'". Несомненно, ^современный идеал в его локальном представлении скромнее. Вы-|ход из ситуации, чреватой многими, подчас смертельными опасно-*" ми, составляет сейчас главную цель существования. Но кто ста-- возражать против красоты, добродетели, изобилия? Никто. Во-ос, конечно, в том, что понимали под добродетелью те или иные горические личности. Слово "личность" имеет сложную историю употребления в русском языке. И Пушкин имел в виду под "личностью" нечто, в недопустимой, форме задевающее индивидуальность человека. ^Булгарин показал мне очень милые ваши стансы ко мне. Он ска-"ил, что цензура не пропускает их как личность без моего согласия. ')...) Ваше примечание— конечно, личность и неприличность"2. То "ть здесь "личность" — это нечто, касающееся индивида. Лишь с чением времени "личность" стала синонимом англ. "personality" Г франц. "personalite", слов, значение которых приблизительно та-ово: "человек как член общества". Восходят они к этрусскому лову, означающему, вероятно, "маска"; по всяком случае, лат. ~ersona" означало первоначально "маска актера", "личина", с от-нками, аналогичными употреблению этого слова в современном усском языке, но в общей коннотации "persona" можно опреде-как "человек, каким его знают извне". В русском слове ность" этот момент, в сущности, снят. В социальной психоло- 1 Данэм Б. Герои и еретики. М., 1967. С. 298. Пушкин А. С. И. Е. Великопольскому (конец марта 1928 г.) // Поли собр соч 1.10. М., 1958. С. 244. гии есть термин "маска" (восходящий к лат. "persona"), означающий позицию, с которой человек обращается к аудитории. Что касается "индивидуальности", то под ней подразумевается человек, существующий в его неповторимых чертах, то, что характеризует именно этого человека. Разумеется, слово и термин различаются. Слово "человек" отличается от термина "человек". Каково бы ни было значение этого термина в будущем, он должен отразить в своем содержании особенности существования человека. Важнейшая особенность существования человека — это его способность жить и искать ответа на вопрос, зачем он живет. Ответ этот зависит от фактов его психической жизни, определяющих его возможности. В 1927 году Герман Гессе писал: "Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов, если бы у нас было что-то похожее на антропологию, на психологию, то об этих фактах знали бы все'". Но может быть, эти слова давно устарели? Нет, они отнюдь не случайны. Гессе отметил нечто свойственное научному знанию вообще. Констатация эта касалась не только психологических проблем. Дело отнюдь не в том, что человека не замечают, не видят — необходимость изучения его осознана давно. Остается за пределами исследования нечто, имманентное ему. Ему имманентна воля к пониманию. Ему имманентна способность понимать, реализуемая, как правило, не полностью и не всегда. И. С. Кон прав, когда он говорит, что "пока человек живет, в нем всегда сохраняются нераскрытые и нереализованные возможности"2. Это заряд смысла человеческой жизни, это внутренняя пружина человеческого существования и предпосылка его социального значения в самом широком смысле слова. У гения способность понимать реализуется во всей полноте; но это исключение из правил. Личные способности людей реализуются в конкретных социальных условиях. "Обобщая, можно сказать: любая небольшая страна, к примеру, с пятимиллионным населением, сумевшая добиться у себя реализации 10% своих потенциальных гениев, за полвека оставит позади себя страну в 100 раз более населенную, но более консервативную в этом отношении"3. Необходимость изучения человека диктуется непреложными обстоятельствами. И общество, и нации состоят из людей. Политические и экономические отношения в основе своей — это отношения людей. Если мы изучим человека, его интересы, силы и ценности, то сможем влиять на менталитет этнической общности, поднять национальные ценности до уровня общечеловеческих. Разве это не самая актуальная задача для нации, которая, можно сказать, ищет себя, ищет свое место в мире, для этноса, который хочет найти прочную основу для отношений с другими этносами?
Существуют две возможные позиции, которые может занимать философ. Одна была определена в античные времена Хризиппом и заключается она в том, что философ должен в меру своих воз- ■ можностей участвовать в процессах, на которые он способен по Другая позиция непосредственно связана с отношением философии к человеку и человека — к философии. Это позиция Керкего-ра. "Там, где по свидетельству нашего опыта, кончаются все возможности, где, по нашему пониманию, мы упираемся в стену абсолютно невозможного, где со всей очевидностью выясняется, что нет никакого исхода, что все навсегда кончено, что человеку нечего уже делать и не о чем думать, и остается только глядеть и холодеть, где люди прекращают и должны прекратить всякие попытки исканий и борьбы, только там, по мнению Киркегарда, начинается истинная борьба — ив этой борьбе задача философии"'. Иными словами, философия должна прийти к человеку не как навязанная извне точка зрения, не как общий для этноса, класса,, конфессии взгляд на мир, а как необходимость, как то, без чего уже ■ не стоит и невозможно жить. То есть все здесь зависит от человека "...Невольно приходит в голову, — писал, например, |Ф. М. Достоевский,— одна чрезвычайно забавная, но невыносимо I грустная мысль: ну что, если человек был пущен на землю в виде кой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?"2. Сейчас эта мысль не ка-кется невероятной или совершенно неверной, она, во всяком слу-е, заслуживает обсуждения, но заметим, что она, была столь же-ко сформулирована свыше ста лет назад, когда ни о мировых эйнах, ни об экономическом кризисе и речи не было. Над этим
78 1 Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература. 1977. № 4. С. 168. 2 Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С.327. 3 Эфроимсон В. Загадки гениальности // Наука и религия. 1987. № 8. С. 4. Шестов Л. Умозрение и откровение.— Париж, 1964. С. 238—239. (Кирке-рд — это Керкегор в принятой Л. Шестовым транслитерации). 2 Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Т. 4. С. 427. ,1' Si стоит задуматься, как и над тем, что миновало уже четыреста лет, как в елизаветинской Англии, во времена Шекспира и Уолтера Рэйли был ясно осознан масштаб человека, равный масштабу его возможностей: "Человеческая личность ни с чем не соизмерима, но сама является мерой всего, а воля этой личности не знает границ... кроме смерти, являющейся завершением пройденного круга деятельности. Избегнуть смерти человек не властен, но властен определить время ее прихода. В этом смысле и она ему подчинена"1. Противоположны ли эти точки зрения? Лишь частично. Исключают ли они друг друга? Вот вопрос, на который должна ответить история человечества.
Если принять точку зрения, допускающую существование Бога, то исторически процесс или, точнее, место человека в историческом процессе может быть пред-ставлено в виде модели, которая предполагает, что человек вписывается в историю благодаря трем отношениям: ■1. Отношение человек — человек лежит в основе самопорождения человечества. Это отношение мужчины к женщине, в результате которого возникает семья как ячейка общества: отношение родителей к детям, отношения людей в производственных и социальных группах. 2. Отношение человек — вещь составляет основу использования 3. И, наконец, отношение человек — Бог определяет содержание Итак, первое отношение позволяет человеку появиться на свет, второе — жить в обществе, третье — оставаться человеком. ' Аксенов И. А. "Гамлет" и другие опыты в содействие развитию отечественной шекспирологии. М., 1930. С. 28.
Понимание заложено и в самую сердцевину главной проблемы, которая стоит перед человеком и человечеством. Она еще не решена. И в дискуссиях о ней часто звучат высказывания о том, что она не полностью, что человек навсегда замкнут в будет решена "треугольнике крайностей". Это проблема самопорождения человека. На уровне телесном она решается путем полового отбора. О нем ■ уже шла речь. Он, согласно Дарвину, и породил человека. И оче- Но человек вне труда и орудий труда— не вполне человек. И Возникает проблема производства орудий труда, идеальное решение которой — самопорождение человека на орудийном уровне. Как вы, наверное, помните, Аристотель делил орудия производ- , ства на instramentum mutum, mstrumentum semivocale et instrumentum vocale: на орудия немые (плуг, мельничное колесо), полуговорящие (рабочий скот) и говорящие (рабы). Последние, не- ■ сомненно, были наиболее разнообразными функционально, но ра , общества. В этой связи очень интересно, что как-то Ленин обмол- ■ вился о сотнях тысяч "механических рабов", которые будут рабо- выключения— генеральная проблема всех механических уст-||>ойств, и проблема его повиновения— вечная проблема рабовла-цения. Все легенды о Големе связаны с его выходом из повинове-|ния. О бунте роботов писал и Чапек. Все эти вопросы еще не постав-[ в порядок дня. Но к ним не стоит относиться легкомысленно. "Опасен ли искусственный интеллект? Это весьма серьезный во-с. Искусственный интеллект должен быть сильным, он настоль- ' Как и Павел I, император Рудольф II (1552—1612) не был безумцем на троне, им его любят изображать. Человек он был странный, это правда. Не преследовал, не казнил ни одного алхимика — слыханное ли дело! И остались в истории [ рядом: грустный император и неуклюжее чудовище — легендарный страж его овищ. На лбу у него было начертано "zmet" ("истина"). Чтобы "отключить" Го-достаточно было стереть z: на лбу его появлялось "met", что означало ко должен быть сильным, он настолько должен в перспективе превосходить мозг человека, насколько, скажем, термоядерная бомба превосходит артиллерийский снаряд. Не выйдет ли тогда искусственный интеллект из-под контроля человека, не окажется ли в будущем человек в таком положении, в каком сейчас находится комар? Человек силен своим сознанием. Опасность, очевидно, возникает тогда, когда "сознание" искусственного интеллекта будет мощным"1. Эти рассуждения самого сильного (в прошлом) в мире Шахматиста и видного ученого стоит принимать в расчет. Он знает, о чем говорит, а это существенное обстоятельство.
|